№2-422/2020
Р ЕШ Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июля 2020 года р.п. Сосновка
Сосновский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Синельниковой Н.В.,
при секретаре Прибытковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Третьяковой Е.А. к администрации Подлесного сельского Совета Сосновского района Тамбовской области о признании права собственности на жилой дом
УСТАНОВИЛ:
Третьякова Е.А. обратилась в суд с иском к администрации Подлесного сельского Совета Сосновского района Тамбовской области о признании права собственности на жилой дом, указав в заявлении, что хх.хх.ххххх умерла ее мать ШМТ. После её смерти осталось наследственное имущество в виде жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>. У нотариуса она оформила наследство на земельный участок, нотариусом Сосновского района ПЛП выдано свидетельство о праве на наследство по закону. Оформить наследство на жилой дом не представляется возможным, т.к. отсутствуют правоустанавливающие документы на дом. Она является наследником первой очереди, ее родной брат и сестра отказались от наследства.
Просит суд признать за ней право собственности на жилой дом, ранее принадлежавший ее матери ШМТ по вышеуказанному адресу.
В судебное заседание истица не явилась, о дате и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика- администрации Подлесного сельского Совета Сосновского района Тамбовской области в судебное заседание не явился, предоставив заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Исковые требования признает в полном объеме.
Третье лицо Шиндяпин С.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель истца Шиндяпина М.П. в судебном заседании исковые требования истицы поддерживает в полном объеме по изложенным в исковом заявлении обстоятельствам. Просит суд признать за Третьяковой Е.А., как за наследницей первой очереди право собственности на жилой дом, расположенный в <адрес>.
Третье лицо Ананьева Т.А. не возражает признать за истицей право собственности на жилой дом, она наследство после смерти матери не принимала, и принимать не желает
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Частью 4 ст.35 Конституции Российской Федерации гарантируется право наследования.
В силу ч.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 218 ГК РФ одним из оснований приобретения лицом права собственности признается переход к нему имущества по наследству в соответствие с завещанием или законом.
В соответствии с положениями ст.263 Гражданского кодекса РФ и ст.40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка вправе возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что согласно справке (выписка из похозяйственной книги лицевой счет *********), выданной администрацией Подлесного сельского Совета Сосновского района Тамбовской области от 19 мая 2020 года, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, значится за ШМТ на основании индивидуального строительства с 1969 года. Земельный участок площадью *********., расположенный по тому же адресу также значился за ШМТ на основании постановления администрации Советского сельского Совета Сосновского района Тамбовской области № 25 от 03 июля 1992 года.
Право собственности на жилой дома ни за кем не зарегистрировано, свидетельство о регистрации прав не выдавалось, что подтверждается Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений ( л.д. 36).
Земельный участок в настоящее время значится за истицей на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 12 августа 2019 года, зарегистрирован в органах росреестра, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 13 августа 2019 года. (л.д.32, 34).
26 января 1934 года Советом народных комиссаров СССР было принято Постановление № 185 «О первичном учете в сельских советах», которым была утверждена форма первичного учёта в сельских советах. Одной из форм учета признавалась похозяйственная книга, ведение которой было обязательным, книга носила статус официального документа.
Инструкцией о порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации (утвержденной Приказом ЦСУ СССР от 15 июля 1985 г. № 380 были определены основные документы устанавливающие право собственности на строения в сельской местности. В соответствии с пунктом 2.3 Инструкции, в сельской местности основанием для регистрации, являлись подворные списки, выписки из них, справки исполкомов районных или сельских Советов народных депутатов, а также документы, подтверждающие право собственности на указанные строения.
Использование сведений, учтенных в похозяйственных книгах, предусмотрено и действующим законодательством.
Так, в соответствии со ст.25 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для государственной регистрации права собственности на жилой дом является выдаваемая органами местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина прав на данный жилой дом.
Исходя из норм ранее действовавшего законодательства, можно сделать вывод о том, что регистрация права собственности в городских поселениях осуществлялась как правило, организациями технической инвентаризации (БТИ), которые являлись структурными подразделениями местных Советов и осуществляли описание зданий и сооружений для целей налогообложения и проверку соответствия строений требованиям градостроительных норм и правил. Регистрация права собственности в сельской местности осуществлялась сельскими Советами непосредственно путем внесения соответствующих сведений в похозяйственные книги.
Таким образом, представленную истцом выписку из похозяйственной книги суд признает надлежащим доказательством, подтверждающим принадлежность наследодателю указанного недвижимого имущества на праве собственности.
Постановлением администрации Подлесного сельского Совета Сосновского района Тамбовской области № 59 от 19 мая 2020 года уточнен адрес жилого дома: <адрес> ( л.д.59).
Согласно техническому паспорту составленному по состоянию на 26 марта 2020 года, объектом недвижимости является индивидуальный жилой дом, общей площадью ********* площадь для внесения сведений в ЕГРН составляет ********* ( л.д. 24).
Суд считает, что право собственности на жилой дом у умершей возникло, поскольку жилой дом построен на принадлежащем ей земельном участке. Следовательно, подлежит включению в наследственную массу.
хх.хх.ххххх ШМТ умерла, что подтверждается свидетельством о смерти серии ********* от хх.хх.ххххх ( л.д.18).
В силу ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место лишь тогда, когда отсутствует завещание, либо оно отменено или изменено.
Поскольку завещание ШМТ не составлено, истица является наследником по закону первой очереди после смерти матери.
В силу ст.1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию по очередности, установленной ст.1142-1145 ГК РФ.
В соответствии со ст.1142 ч.1 ГК РФ Третьякова Е.А. является наследником первой очереди после смерти матери ШМТ, умершей хх.хх.ххххх.
Доказательством того, что истица дочь умершей ШМТ является ее свидетельство о рождении, где в графе мать указана ШМТ Впоследствии она заключила брак с ТАИ и ей присвоена фамилия мужа Т (л.д.19).
Поскольку истица является единственным наследником по закону после смерти матери, следует признать, что она имеет право на получение в собственность жилого дома, ранее принадлежавшего ШМТ, умершей хх.хх.ххххх.
В соответствии со ст.17 ФЗ №122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившее в законную силу решение суда является основанием для государственной регистрации возникновения прав на недвижимое имущество. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат регистрации на общих основаниях.
На основании вышеизложенного, суд не находит оснований для отклонения требований истицы.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Третьяковой Е.А. к администрации Подлесного сельского Совета Сосновского района Тамбовской области о признании права собственности на жилой дом- удовлетворить.
Признать за Третьяковой Е.А. право собственности на жилой дом общей площадью ****************** площадь для внесения сведений в ЕГРН составляет *********., инвентарный номер *********, расположенный по адресу: <адрес>
Решение подлежит регистрации в Сосновском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения по делу через Сосновский районный суд Тамбовской области.
В кассационную инстанцию решение может быть обжаловано в течение 3 месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что сторонами были исчерпаны иные установленные законом способы обжалования решения до вступления его законную силу.
Судья: Н.В. Синельникова
Решение в окончательной форме составлено 15 июля 2020 года
Судья: Н.В. Синельникова