Решение по делу № 33-10766/2017 от 09.10.2017

Судья Барсукова Н.Н.             Дело ***

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<адрес>                             24 октября 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:

Председательствующего: Гореловой Т.В.,

судей: Колесниковой Л.В., Медведева А.А.,

при секретаре Рогожиной И.В.,

рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу истца Шумаковой Е. В. на решение Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГ по гражданскому делу

по иску Шумаковой Е. В. к Краевому государственному казенному учреждению «Региональное жилищное управление» о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.

Заслушав доклад судьи Колесниковой Л.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Шумакова Е.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители Колесникова Н.И. и Колесников В.Д. умерли, постановлением администрации <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ истец передана под опеку Моисеевой В.И.

ДД.ММ.ГГ ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилыми помещениями.

Полагая отказ в постановке на учет незаконным, истец обратилась за судебной защитой нарушенного права, просила возложить на ответчика обязанность включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.

Вышеуказанным решением суда в удовлетворении исковых требований Шумаковой Е.В. отказано.

Истец Шумакова Е.В., не согласившись с законностью и обоснованностью принятого решения суда, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и вынести новое, удовлетворив заявленные исковые требования.

В обоснование автор жалобы ссылается на нормы Конституции РФ, ст.ст. 51,57 Жилищного кодекса РФ, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Алтайского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» и указывает на то, что суд не учел документы, подтверждающие обращение истца в уполномоченный орган за постановкой на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилыми помещениями, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Обращает внимание, что она узнала о своем праве лишь в 2010 году, после чего сразу обратилась в уполномоченный орган и получила отказ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав апеллянта и его представителя, просивших решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении требований, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 1, 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и пришел к выводу, что истица в период возраста с 18 до 23 лет не воспользовалась правом на предоставление ей благоустроенного жилого помещения, не обратилась с соответствующим заявлением о предоставлении такого жилья в уполномоченный орган местного самоуправления, в связи с чем утратила данное право. Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствующих своевременному обращению истицы в компетентный орган, ею не представлено.

Судебная коллегия соглашается с правильными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривалось сторонами, Шумакова Е.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которой в силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ (в редакциях, действовавших как на момент возникновения спорных правоотношений, так и на момент принятия решения) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" гарантировалось обеспечение жилым помещением на основании соответствующего вида договора найма.

Вместе с тем правовые основания предоставления любого вида социальной помощи (в том числе, по кругу лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры) устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К последним названный Закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.

В силу вытекающей из статей 7, 38 и 39 Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей 1 Федерального закона N 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой этим Законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте), и предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.

Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона N 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Не противоречат изложенному и положения статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 159-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, в случае наличия их письменного обращения в возрасте от 18 до 23 лет в компетентный орган местного самоуправления (абзац 3 части 1 статьи 8) и нереализованного права на жилое помещение, допущенного по независящим от таких граждан причинам.

Однако в каждом конкретном случае при возникновении спора надлежит устанавливать причины, по которым лицо, имевшее право на обеспечение жилым помещением по соответствующему договору найма как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не было поставлено на соответствующий учет. При наличии обстоятельств, указывающих на объективные и исключительные причины, не позволившие гражданину до 23 лет обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, право такого гражданина может быть восстановлено в судебном порядке.

Вместе с тем судом первой инстанции достоверно установлено, что таких причин по делу не имеется. Не является таковой и незнание закона, на что указывает податель жалобы.

Шумакова Е.В. в суде апелляционной инстанции пояснила, что ее опекун в 2008 году обращалась в орган местного самоуправления <адрес> с заявлением о постановке ее на учет в качестве лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением по договору найма, но в постановке на учет было отказано по причине непредоставления необходимых документов.

Принимая во внимание, что истице было известно о необходимости предоставления недостающих документов, однако она, несмотря на совершеннолетний возраст, соответствующих мер не предприняла, судебная коллегия считает, что данное обстоятельство основанием для отмены решения суда не является.

С учетом совокупности изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному и мотивированному выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований истца.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы не указывают на наличие правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой указанных обстоятельств и представленных по делу доказательств.

Доводов, которые могли бы повлечь отмену решения суда в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Шумаковой Е. В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

33-10766/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Шумакова Е.В.
Ответчики
КГКУ РЖУ
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
24.10.2017Судебное заседание
26.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее