дело № 2-213/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 апреля 2019 года сл. Большая Мартыновка
Мартыновский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Галимуллиной Н.Ф.,
с участием представителя истца Горшковой Л.Б. – Горшкова Н.С., действующего на основании доверенности от 29.05.2018,
представителя ответчика АО «Антрацит-А» - Никульченко Ю.В., действующего на основании протокола №1 от 26.09.2018 и приказа № 187 от 26.09.2018,
при секретаре: Талалайко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горшковой Ларисы Борисовны к АО «Антрацит-А» об определении местоположения выделяемого земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Горшкова Л.Б. обратилась в суд с иском к АО «Антрацит-А», указав, что истец является собственником 4/155 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым № расположенного по адресу: <адрес>. Истцом принято решение о выделении своей земельной доли в самостоятельный земельный участок, в связи с чем было опубликовано объявление в газете «Наше время» от 01.08.2018 о согласовании проекта межевания выделяемого земельного участка, возражения на которое в течение 30 дней в адрес кадастрового инженера не поступило. В последующем истец предоставила проект межевания для постановки на учет вновь образуемого земельного участка и его регистрации, однако 03.12.2018 получила уведомление о приостановлении государственной регистрации в связи с отсутствием письменного согласия арендатора земельного участка АО «Антрацит-А». При обращении истца к арендатору о получении согласия на выдел получен отказ. Указала, что право на выдел земельного участка без согласия арендатора предоставлено лишь тому участнику долевой собственности, который на общем собрании участников долевой собственности голосовал против предоставления земельного участка в аренду или не был согласен с условиями заключаемого договора аренды. Однако, истец на собрании собственников земельных долей, рассматривающих вопрос о заключении договора аренды вообще не присутствовала, так как не была уведомлена о его проведении. С заключением договора аренды была категорически не согласна, договор аренды не подписывала, доверенность на подписание договора аренды не выдавала, о заключении договора от ее имени не знала, копию договора аренды на руки не получала, с договором ознакомилась после его получения в регистрирующем органе. В органе местного самоуправления протокол общего собрания собственников земельных долей отсутствует. Просит суд определить местоположение земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 306000 кв.м., выделяемого Горшковой Л.Б. в счет принадлежащей ей земельной доли согласно проекту межевания, выполненного кадастровым инженером ФИО7 из земельного участка кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>
Для рассмотрения дела истец Горшкова Л.Б. не явилась, надлежащим образом извещена. Реализовала свое право на участие в деле через представителя, выдав доверенность.
Представитель истца Горшков Н.С., действующий на основании доверенности от 29.05.2018 поддержал исковые требования. В целом дал объяснения аналогичные изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указал, что наличие подписи истца Горшковой Л.Б. в договоре аренды земельного участка от 24.02.2011 пояснить не может, поскольку Горшкова Л.Б. указанный договор не подписывала. С 2011 года Горшкова Л.Б. получала денежные средства и натуральную оплату – зерно и подсолнечник, которые расценивала как вознаграждение за использование АО «Антрацит-А» земельного участка, основание для использования объяснить не смог. Земельный участок раньше принадлежал родителям истца. В качестве арендной платы данные платежи не расценивала. Просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика АО «Антрацит-А», имеющий согласно ЕГРЮЛ право действовать без доверенности – Никульченко Ю.В. исковые требования не признал. Указал, что в 2010 году собственниками земельных долей принято решение об объединении своих земельных участков и образовании общей долевой собственности на земельный участок, о чем составлено соответствующее соглашение, на основании которого впоследствии зарегистрировано право общей долевой собственности, в том числе и Горшковой Л.Б. Также было определено местоположение земельного участка для передачи в аренду. 24.02.2011 между АО «Антрацит-А» и собственниками земельных долей заключен договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендодателя, который подписан, в том числе Горшковой Л.Б. Обстоятельства подписания указанного договора не знает, поскольку подписанием договора занималась и ФИО5 и ФИО6 – родная тетя истца, которая проживала в <адрес>. Выдача арендной платы – зерна и подсолнечника, а также денежных средств взамен натуральной оплаты фиксируется в ведомостях, Горшкова Л.Б, наравне с остальными участниками получала арендную плату на протяжении всего срока аренды. Просил в иске отказать.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Ростовской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен.
Представитель третьего лица - администрации Ильиновского сельского поселения в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен. В заявлении просили о рассмотрении дела без участия представителя.
Суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся сторон в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителей, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
На основании ст. 252 ГК РФ участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.
Общие правила и условия образования земельных участков определены ст. 11.2 ЗК РФ, согласно которой земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1).
Согласно ст. 11.2 Земельного кодекса РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в случаях образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям; образования земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке; образования земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд (п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ).
Пунктом 5 ст. 11.2 ЗК РФ предусмотрено, что особенности процедуры выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предусматриваются Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте сельскохозяйственных земель).
В силу положений п. 1 ст. 12 Закона об обороте сельскохозяйственных земель в случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных этой статьей, а также ст. 13 и 14 данного федерального закона.
Пунктом 1 ст. 13 Закона об обороте сельскохозяйственных земель предусмотрено, что участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и названным федеральным законом.
Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пп. 4 - 6 ст. 13 (п. 2).
Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется (п. 3).
Если указанное в п. 3 данной статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей (п. 4).
Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется (п. 5).
Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном ст. 13.1 Закона об обороте сельскохозяйственных земель (п. 6).
Пунктом 5 ст. 14 Закона об обороте сельскохозяйственных земель установлено, что участник долевой собственности, выразивший на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка, в случае передачи его в аренду вправе выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей по правилам, установленным п. 4 ст. 13 данного федерального закона, и распорядиться выделенным в счет земельной доли или земельных долей земельным участком по своему усмотрению.
Таким образом, по смыслу указанной нормы, право на выдел земельного участка без согласия арендатора предоставлено лишь тому участнику долевой собственности, который на общем собрании участников долевой собственности голосовал против предоставления земельного участка в аренду. Во всех остальных случаях выдел земельного участка из арендованного земельного участка не может осуществляться без согласия арендатора.
В силу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Статья 57 ГПК РФ предусматривает обязанность сторон представить доказательства, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела (ст. 55 ГПК РФ).
Письменными материалами дела установлено, что на общем собрании участников долевой собственности соглашениями № 1 и № 2 от 23.06.2010 собственниками земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе Горшковой Л.Б. принято решение об объединении земельных долей в общую долевую собственность, определены доли в праве на земельный участок, а также определено местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка в границах которой в первоочередном порядке выделяются земельные участки в счет земельных долей для передачи таких земельных участков в аренду АО «Антрацит-А».
На основании указанных соглашений зарегистрировано право общей долевой собственности на земельный участок кадастровый №, состоящий из земельных долей граждан.
О проведении общего собрания опубликовано объявление в газете «Мартыновский вестник» № от ДД.ММ.ГГГГ.
24.02.2011 между собственниками земельного участка (в том числе истцом Горшковой Л.Б.), находящегося в долевой собственности и АО «Антрацит-А» заключен договор арендыземельного участка при множественности лиц на стороне арендодателей № на земельный участок с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 69-77).
Указанный договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по РО 23.06.2011 за № на срок с 23.06.2011 по 23.06.2021 (л.д. 80-158).
Горшкова Л.Б. является собственником 4/155 доли в праве общедолевой собственности на земельный участок № (л.д. 10, 88).
Желая выделить земельный участок в счет своей земельной доли Горшкова Л.Б. обратилась к кадастровому инженеру ФИО7 за подготовкой проекта межевания земельного участка, кадастровый инженер подготовил проект межевания (л.д. 11-18), возражений против проекта межевания после публикации объявления не поступило (л.д.39-42), в связи с чем Горшкова Л.Б. обратилась в Управление Росреестра с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет, однако уведомлением от 03.12.2018 государственный кадастровый учет приостановлен в связи с отсутствием согласия арендатора АО «Антрацит-А» на образование земельного участка путем выдела (л.д. 24,25).
Горшкова Л.Б. в лице представителя по доверенности Горшкова Н.С. уведомила арендатора о намерении выделить земельный участок в счет своей земельной доли (л.д. 26), однако АО «Антрацит-А» не дало согласия на выдел земельного участка в счет земельной доли, принадлежащей Горшковой Л.Б. (л.д. 36).
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что согласия арендатора АО «Антрацит-А» на выдел земельного участка в счет земельной доли, принадлежащей Горшковой Л.Б. не имеется. Доказательств того, что Горшкова Л.Б. при заключении договора аренды земельного участка выражала несогласие с условиями заключенного 24.02.2011 договора аренды истцом не представлено. Из договора аренды от 24.02.2011 следует, что Горшкова Л.Б. подписала договора аренды. Доказательств обратного истцом суду не представлено. Правом на заявление ходатайства о назначении экспертизы в отношении подписи в договоре представитель истца воспользоваться не пожелал.
Более того, при рассмотрении дела объяснениями представителя истца, которые в силу ст. 55 ГПК РФ являются доказательствами по делу установлено, что на протяжении всего срока договора аренды Горшкова Л.Б. получала натуральную оплату и денежные средства, которые расценивала как вознаграждение за использование земельного участка АО «Антрацит-А».
Часть 3 статьи 432 ГК РФ указывает, что сторона, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности.
С учетом изложенного доводы представителя истца о том, что Горшкова Л.Б. не знала о заключении договора аренды и не подписывала его, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку установлено, что с 2011 года Горшкова Л.Б., получая арендную плату по договору, тем самым подтвердила его действие.
С учетом установленных по делу обстоятельств исковые требования истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Горшковой Ларисы Борисовны к АО «Антрацит-А» об определении местоположения выделяемого земельного участка отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Мартыновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Галимуллина Н.Ф.
Решение в окончательной форме принято 06.05.2019.