УИД №
Строка статистического отчета 2.209 Дело №2-47/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 июня 2019 года п. Клетня
Клетнянский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Кривоноженковой В.П.
при секретаре Суторминой В.С.,
с участием представителя истца Справцева А.В.,
представителей третьих лиц Кашенковой Н.А., Капустина А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Клетнянского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению ветеринарии Брянской области о признании скотомогильников неиспользуемыми, понуждении провести ветеринарно-санитарное освидетельствование скотомогильников и включить их в перечень неиспользуемых скотомогильников,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Клетнянского района Брянской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой Клетнянского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения с биологическими отходами на территории района, в ходе которой было выявлено, что на территории Лутенского сельского поселения Клетнянского района Брянской области в населенных пунктах <адрес>, <адрес> расположены скотомогильники (биотермические ямы), которые не используются длительное время. Собственника у указанных скотомогильников не имеется, сведения о правах на данные скотомогильники не зарегистрированы. Постановлением Правительства Брянской области от 20.03.2017 года №-п утвержден Порядок ликвидации неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников на территории Брянской области, который устанавливает последовательность проводимых на территории Брянской области мероприятий по ликвидации неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников в целях недопущения несанкционированного захоронения в них биологических отходов, нераспространения возбудителей заразных болезней животных, предупреждения заболевания людей зооантропонозными болезнями, охраны окружающей среды от загрязнения. Однако ответчиком до настоящего времени меры по ликвидации вышеуказанных скотомогильников не приняты.
На основании изложенного, истец просит суд признать вышеуказанные скотомогильники (биотермические ямы) неиспользуемыми (бесхозяйными), обязать Управление ветеринарии Брянской области провести их ветеринарно-санитарное освидетельствование посредством эпизоотологического и лабораторно-бактериологического обследования; включить данные скотомогильники в сводный перечень неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации, расположенных на территории Брянской области.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Клетнянского района Справцев А.В. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Ответчик - Управление ветеринарии Брянской области, о месте и времени судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил. От Управления ветеринарии поступил письменный отзыв на исковое заявление, в котором ответчик не возражает против удовлетворения иска и указывает, что для включения скотомогильников в сводный перечень необходимо в установленном порядке признать их бесхозяйными, после чего управление проведет их освидетельствование и включит в перечень. Для исполнения решения суда ответчик просит установить срок три месяца со дня вступления решения в законную силу. В отзыве содержится просьба о рассмотрении данное дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица - ГБУ Брянской области «Дубровская межрайонная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» Кашенкова Н.А., действующий на основании доверенности № от 17.05.2019 года, исковые требования прокурора Клетнянского района поддержала и пояснила, что указанные в исковом заявлении скотомогильники длительное время не используются, собственников не имеют.
Представитель третьего лица глава Лутенского сельского поселения Клетнянского района Брянской области Диесперов И.Г., представитель ГКУ Брянской области «Клетнянское лесничество» и.о. директора Капустин А.Н. в судебном заседании исковые требования прокурора Клетнянского района поддержали в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Третьи лица - Правительство Брянской области и Управление лесами Брянской области - месте, дне и времени слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направили, об отложении разбирательства по делу суд не просили.
В порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 42 Конституции РФ и ст. 8 ФЗ РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено право граждан па благоприятную окружающую среду (среду обитания), факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно подпункту 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемого за счет средств субъекта Российской Федерации, относится решение вопроса организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 20.03.2017 года №-п утвержден Порядок ликвидации неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников на территории Брянской области (далее Порядок).
Данный Порядок устанавливает последовательность проводимых на территории Брянской области мероприятий по ликвидации неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников в целях недопущения несанкционированного захоронения в них биологических отходов, нераспространения возбудителей заразных болезней животных, предупреждения заболевания людей зооантропонозными болезнями, охраны окружающей среды от загрязнения.
Из п. 1.3. Порядка следует, что под неиспользуемым (бесхозяйным) скотомогильником понимается участок земли, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на который собственник отказался, а также имеющий одну или несколько биотермических или земляных ям, срок последнего захоронения биологических отходов в которых составляет не менее 2 лет для биотермических ям и не менее 25 лет для земляных ям.
В соответствии с п. 2.2 Порядка, мероприятия по ликвидации неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников включают в себя следующие этапы:
ветеринарно-санитарное освидетельствование неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников (эпизоотологическое и лабораторно-бактериологическое обследование);
формирование сводного перечня неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации (далее - перечень), расположенных на территории Брянской области;
ликвидация неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении.
Согласно п.п. 3.1, 3.2 Порядка, неиспользуемые (бесхозяйные) скотомогильники подлежат ветеринарно-санитарному освидетельствованию посредством эпизоотологического и лабораторно-бактериологического обследования в целях определения их ветеринарно-санитарной безопасности (опасности). Эпизоотологическое обследование неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников проводится комиссией, образованной приказом управления ветеринарии Брянской области.
По итогам эпизоотологического обследования неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников составляется акт по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (п. 3.4 Порядка).
Из ветеринарно-санитарных карточек на вышеуказанные скотомогильники (биотермические ямы), актов их обследования, информации Управления ветеринарии <адрес> усматривается, что все три скотомогильника (биотермические ямы) не используются, последние захоронения биологических отходов в них производились: в д. <адрес> в 1999 году, в <адрес> в 1998 году, в <адрес> - в 1998 году. Возбудителя сибирской язвы на почве с территории данных скотомогильников не обнаружено, скотомогильники закрыты.( (т.1 л.д.6-12,77-80,146-149,155-158)
Приказом Управления ветеринарии Брянской области № от 12.01.2018 года создана комиссия по проведению ветеринарно-санитарного освидетельствования неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников на территории Клетнянского района Брянской области.(т.1 л.д.41)
Однако Управлением ветеринарии Брянской области меры к организации освидетельствования вышеуказанных неиспользуемых скотомогильников (биотермических ям) не приняты.
В соответствии с п. 4 Порядка, на основании результатов ветеринарно- санитарного освидетельствования неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников управление ветеринарии Брянской области утверждает перечень неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации.
Приказом управления ветеринарии Брянской области от 03.07.2017 №, утвержден перечень неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации на территории <адрес>, однако в указанном перечне скотомогильники, расположенные в населенных пунктах <адрес>, <адрес>, не содержатся.(т.1 л.д.27-40)
Таким образом, ответчиком до настоящего времени меры по ликвидации вышеуказанных скотомогильников (биотермических ям) не приняты, а именно: не организовано проведение ветеринарно-санитарного освидетельствования неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников (эпизоотологическое и лабораторно-бактериологическое обследование); скотомогильники не включены в сводный перечень неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации, расположенных на территории Брянской области.
Существование на территории поселения скотомогильников в условиях отсутствия контроля за их использованием не обеспечивает необходимый уровень биологической безопасности и может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, вплоть до распространения опасных заболеваний, когда жизнь, здоровье граждан будут поставлены под угрозу.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что скотомогильники (биотермические ямы), расположенные в <адрес>, <адрес>, являются неиспользуемыми, поскольку на протяжении длительного времени (более двух лет) в них не производится захоронение биологических отходов.
В связи с изложенным требования прокурора в части возложения на ответчика обязанности по освидетельствованию скотомогильников и включению их в перечень неиспользуемых подлежит удовлетворению.
Разрешая вопрос об удовлетворении требований о признании скотомогильников бесхозяйными, суд приходит к следующему.
Действующим законодательством не предусмотрен судебный порядок для признания недвижимой вещи бесхозяйной, поскольку она является таковой в силу закона.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Аналогичное положение содержится и в Постановлении Правительства Брянской области от 20.03.2017 года №106-п об утверждении Порядка ликвидации неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников на территории Брянской области.
В соответствии с сообщением межмуниципального отдела по Жуковскому и Клетнянскому районам Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области регистрация права на скотомогильники, расположенные в д<адрес>, <адрес>, не проводилась.(т. л.д.233)
Из письма Управления имущественных отношений Брянской области от 26.04.2019г. усматривается, что скотомогильники, расположенные в. <адрес>, как объекты недвижимого имущества, в реестре государственного имущества Брянской области не значатся.(т.1л.д.234)
Таким образом, судом установлено, что спорные скотомогильники не имеют собственника, а, следовательно, являются бесхозяйными в силу закона и судебного решения о признании их таковыми не требуется, в связи с чем в этой части требования прокурора удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное, суд находит требования прокурора Клетнянского района Брянской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежащими удовлетворению частично.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: