Решение по делу № 33-4755/2023 от 03.08.2023

Дело № 33-4755/2023

№ 2-2185/2023

72RS0025-01-2022-013590-47

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                     28 августа 2023 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

    председательствующего судьи    Пуминовой Т.Н.

    судей:                    Малининой Л.Б., Федоровой И.И.,

    при секретаре                Матвеевой О.А.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Мингалёва Алексей Ивановича на решение Центрального районного суда г.Тюмени от 18 апреля 2023 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного иска Мингалева Алексея Ивановича к Управлению социальной защиты населения г. Тюмени и Тюменского района, Департаменту социального развития Тюменской области об отмене решения об отказе в оказании государственной социальной помощи, обязании заключить социальный контракт, отказать».

    Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Пуминовой Т.Н., объяснения Мингалева А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия Тюменского областного суда,

установила:

Истец Мингалёв А.И. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района, Департаменту социального развития Тюменской области, просит отменить необоснованный отказ и заключить с истцом социальный контракт по поиску работы в виде денежной выплаты на оплату стоимости курса обучения для получения дополнительного профессионального образования.

Требования мотивированы тем, что истец обратился с заявлением о предоставлении государственной услуги «Оказание государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта», в срок до 23 октября 2022 года представил все необходимые документы и разработал программу социальной адаптации. 26 октября 2022 года истцу от Управления социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района поступило уведомление об отказе в оказании государственной     социальной     помощи по поиску работы в виде денежной выплаты на основании социального контракта. Истец считает отказ необоснованным, поскольку соблюдены все условия для заключения социального контракта – истец состоит на учете в центре занятости населения г.Тюмени как безработный, не имеет дохода за последние три месяца, получение дополнительного профессионального образования предусмотрено программой социальной адаптации.

В судебном заседании истец Мингалёв А.И. иск поддержал в полном объеме.

Представители ответчиков Управления социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменского района, Департамента социального развития Тюменской области, представитель третьего лица АУТО "Комплексный центр социального обслуживания населения Тюменского района" в судебное заседание не явились.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился истец Мингалёв А.И., в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять по делу новое решение.

Доводы жалобы повторяют правовое обоснование исковых требований. Ссылаясь на п.п. 3.25, 3.26 Положения об оказание государственной социальной помощи в Тюменской области, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 01 апреля 2021 года № 166-п, считает, что судом в иске отказано необоснованного, поскольку истцом соблюдены все условия для заключения социального контракта.

Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 13 октября 2022 года Мингалёв А.И. обратился в Управление социальной защиты населения              г.Тюмени и Тюменского района с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на оплату стоимости курса обучения для получения дополнительного профессионального образования.

Мингалёвым А.И разработана программа социальной адаптации семьи/одиноко проживающего гражданина, согласно которой, планируемая деятельность Мингалёва А.И. предполагала в период первых трех месяцев действия социального контракта обучение по профессии токарь (ноябрь, декабря 2022 года, январь 2023 года); трудоустройство по профессии токарь (февраль 2023 года); также в течение срока действия социального контракта предполагались мероприятия по поиску работы с последующим трудоустройством (с учетом образования и навыков – юрист, опыта работы - 9 лет) (л.д.13-26).

Заявление Мингалёва А.И. об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта по осуществлению мероприятий по поиску работы 26 октября 2022 года было рассмотрено на заседании рабочей группы Администрации Тюменского муниципального района по оказанию социальной помощи на основании социального контракта в Тюменском муниципальном районе с участием заявителя, в результате единогласного голосования «против», комиссией отказано в выдаче рекомендации об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта (заявителем мотивация к труду не подтверждена) о чем принято соответствующее решение (л.д.77-79).

АУТО «Комплексный центр социального обслуживания населения Тюменского района» принято решение об отказе в оказании государственной социальной помощи в виде денежной выплаты на основании социального контракта в соответствии с пп. «в» п.3.18 Положения об оказании государственной социальной помощи в Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 01 апреля 2021 года                                     № 16-п, соответствующее уведомление было направлено истцу (л.д.11).

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, в том числе и о возложении обязанности заключить социальный контракт, суд, руководствуясь Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Положением об оказании государственной социальной помощи в Тюменской области, утвержденным Постановлением Правительства Тюменской области от 01 апреля 2021 года                № 166-п, пришел к выводу об обоснованности отказа в назначении истцу меры социальной поддержки в виде государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде денежной выплаты на оплату стоимости курса обучения для получения дополнительного профессионального образования.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции поскольку они основаны на нормах материального права и подтверждены доказательствами по делу.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года                 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" закреплено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

Согласно ч. 1-3 ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года                           N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Порядок и условия предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в Тюменской области предусмотрены Положением об оказании государственной социальной помощи в области, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 01 апреля 2021 года N 166-п "Об оказании государственной социальной помощи в Тюменской области и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов" (далее Положение).

Согласно пункту 1.2 вышеуказанного Положения государственная социальная помощь оказывается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и малоимущим гражданам, указанным в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в Тюменской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за получением государственной социальной помощи, проживающим в Тюменской области.

Государственная социальная помощь оказывается семьям, одиноко проживающим гражданам в случае, если среднедушевой доход семьи, доход одиноко проживающего гражданина ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в Тюменской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за получением государственной социальной помощи при соблюдении условий оказания государственной социальной помощи, установленных настоящим Положением (пункт 1.3 Положения).

В соответствии с пунктом 1.4 Положения государственная социальная помощь в соответствии с настоящим Положением оказывается в виде:

1) социального пособия;

2) денежной выплаты на основании социального контракта:

а) по поиску работы (далее - выплата по поиску работы);

б) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (далее - выплата на ИПД);

в) по ведению личного подсобного хозяйства (далее - выплата на ЛПХ);

г) по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (далее - выплата на первоочередные нужды).

Государственная социальная помощь в виде денежной выплаты на основании социального контракта осуществляется малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и гражданам, указанным в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, при наличии независящих причин, предусмотренных подпунктами "а" - "е" пункта 1.5 настоящего Положения (пункт 3.1 Положения).

Согласно подпункту "в" пункта 3.18. Положения одним из оснований для отказа в назначении выплаты является принятие Рабочей группой решения об отказе в выдаче рекомендации об оказании гражданину (его семье) государственной социальной помощи или решения о нецелесообразности продления с гражданином (его семьей) социального контракта или заключения с гражданином (его семьей) нового социального контракта.

При выдаче Рабочей группой рекомендации об оказании гражданину (его семье) государственной социальной помощи учитывается наличие у гражданина или членов его семьи трудового потенциала (совокупности образовательных, профессиональных, квалификационных и других возможностей человека, его социальной характеристики, которые могут быть воплощены для осуществления видов деятельности в соответствии с программой социальной адаптации), возможностей, в том числе бытовых, технических, для выполнения мероприятий программы социальной адаптации (в отношении выплаты на ЛПХ, на ИПД), желание гражданина осуществления трудовой деятельности и активный поиск работы, в том числе при содействии Центров занятости населения (в отношении выплаты по поиску работы), желание гражданина преодолеть трудную жизненную ситуацию (в отношении выплаты на первоочередные нужды) (пункт 3.16 Положения).

Из пункта 3.13. Положения следует, что решение о назначении выплаты или об отказе в ее назначении принимается Управлением социальной защиты населения Тюмени и Тюменского района.

Из ответа Департамента социального развития Тюменской области от 23 ноября 2022 года на обращение Мингалёва А.И. от 27 октября 2022 года следует, что за содействием в поиске походящей работы истец обратился в ГАУ Центр занятости населения Тюменской области 13 октября 2022 года; согласно информации о страховом стаже, Мингалёв А.И. не осуществлял трудовую деятельность длительное время (более одного года), в связи с чем, для истца является походящей любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы. С учетом индивидуальной ситуации были определены подходящие варианты работы по профессиям: юрист, юрисконсульт, а также любая оплачиваемая работа, не требующая предварительной подготовки. Мингалёву А.И. были выданы два направления на работу: в МКУ «Административно-хозяйственное управление» (трудоустройство не состоялось по причине отказа Мингалева А.И., не посещение работодателя) и ООО «ЖБИ-Промжелдортранс» по профессии ведущий юрисконсульт и юрист (результат посещения работодателя не представлен в Центр занятости населения), а также перечни вариантов работы для самостоятельного посещения работодателей. Принимая во внимание сведения, указанные в документах и пояснения Мингалёва А.И. членами Рабочей группы принято решение об отказе в выдаче рекомендации об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, в связи с тем, что мотивация к труду не подтверждена (л.д.12).

Вопреки доводам жалобы, Рабочей группой при рассмотрении вопроса о выдаче/отказе в выдаче Мингалёву А.И. рекомендации об оказании государственной социальной помощи учитывался трудовой потенциал заявителя, желание осуществления трудовой деятельности и активный поиск работы, в том числе при содействии Центра занятости населения.

В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу, что при наличии решения Рабочей группы об отказе в выдаче рекомендации об оказании Мингалёву А.И. государственной социальной помощи, Управлением социальной защиты населения г.Тюмени и Тюменской области в силу положений подпункта "в" пункта 3.18 Положения обоснованно принято решение об отказе в назначении истцу соответствующей выплаты, в связи с отсутствием у истца мотивации к трудоустройству.

Сам по себе факт того, что истец по своему социальному статусу соответствует критериям, установленным Положением об оказании государственной социальной помощи в области, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 01 апреля 2021 года                 N 166-п, не свидетельствует о наличии у него безусловного права на получение мер социальной поддержки в виде денежной выплаты на основании социального контракта на оплату стоимости курса обучения для получения дополнительного профессионального образования.

Доводы апелляционной жалобы, не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую правильную оценку в постановленном по делу решении.

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,

определила:

Решение Центрального районного суда г.Тюмени от 18 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мингалёва Алексея Ивановича – без удовлетворения.

Мотивированное определение составлено 30 августа 2023 года.

Председательствующий                /подпись/

Судьи коллегии:                        /подписи/

Копия верна.

Судья

33-4755/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Мингалёв Алексей Иванович
Ответчики
ДСР ТО
УСЗН г.Тюмени
Другие
Автономное учреждение Тюменской области Комплексный центр социального обслуживания населения Тюменского района
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Пуминова Татьяна Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.tum.sudrf.ru
03.08.2023Передача дела судье
28.08.2023Судебное заседание
31.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2023Передано в экспедицию
28.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее