Судья Борщенко Т.А. Дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 февраля 2020 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Федоровой Л.Н.
судей Ильиных Е.А., Дегтяревой Л.Б.
при секретаре Л
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов ФИО1 к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Владивостокская больница №3», Департаменту здравоохранения Приморского края о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов,
по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения Приморского края на решение Советского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены частично.
Взысканы с Департамента здравоохранения Приморского края в пользу ФИО2 денежные средства, затраченные на приобретение лекарственных препаратов для лечения ФИО1 в размере 86092 рублей 24 копейки.
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов ФИО1 к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Владивостокская больница №3» о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов, отказано.
Заслушав доклад судьи Дегтяревой Л.Б., выслушав пояснения представителя Департамента здравоохранения <адрес> ФИО7, возражения прокурора ФИО8, представителя КГБУЗ «Владивостокская больница №3» ФИО9, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Советского района г. Владивостока обратился в суд в защиту прав и законных интересов ФИО1, указав, что прокуратурой <адрес> при участии специалистов территориального органа Росздравнадзора по Приморскому краю была проведена проверка соблюдения прав ФИО1 на льготное лекарственное обеспечение. ФИО1 наблюдается в КГБУЗ «Владивостокская больница №3» с диагнозом ДЦП, спастический тетрапарез. Грубая задержка развития. Дегенеративно-дистрофические изменения позвоночника на фоне грубой деформации грудной клетки, верхних, нижних конечностей и суставов. Симптоматическая эпилепсия с генерализованными приступами. Инвалид с детства. Меры социальной поддержки граждан Приморского края, имеющих право на государственную социальную помощь, осуществляются в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 17.07.1999 № 178 «О государственной социальной помощи». Такие заболевания как «детский церебральный паралич», «эпилепсия» входят в категорию заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В 2017, 2018 годах ФИО1 назначались такие лекарственные препараты, как «Кеппра», «Клоназепан» и «Феназепан», которые являются для нее жизненно важными. Данные лекарственные препараты приобретались за счет личных средств пациента, общая сумма составила 85825 рублей 57 копеек. С учетом уточненных исковых требований, просил взыскать с Департамента здравоохранения Приморского края и Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Владивостокская больница №3» в пользу ФИО2 (законного представителя ФИО1) денежные средства, затраченные на приобретение лекарственных препаратов, в размере 86467 рублей 12 копеек.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> на удовлетворении уточенных исковых требований настаивала по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Представитель ФИО2 уточненные исковые требования поддержал, пояснил, что в 2017-2018 году за счет личных денежных средств ФИО2 на лечение ФИО1 были приобретены лекарственные препараты «Кеппра», «Клоназепан» и «Феназепан» на общую сумму 86467 рублей 12 копеек. Вместе с тем, в соответствии с действующим законодательством РФ, указанные препараты являются для ФИО1 жизненно важными, назначены по рецептам врачей, и должны предоставляться ФИО1 бесплатно. Денежные средства подлежат взысканию с Департамента здравоохранения Приморского края.
Представитель КГБУЗ «Владивостокская больница №3» в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что указанные лекарственные препараты Департаментом Здравоохранения Приморского края не закупались и не поступали в аптечную сеть для обеспечения ФИО1, по этой причине рецепты не выписывались врачами. Назначение ФИО1 лекарственных препаратов на льготных основаниях началось только с ДД.ММ.ГГГГ. Все назначенные врачами лекарственные препараты в 2017 году приобретались за счет личных средств ФИО2 Судом принято решение, обязывающее Департамент Здравоохранения Приморского края организовать обеспечение ФИО1 лекарственными препаратами. Департамент <адрес> провёл закупочные процедуры, препарат поступил на оптовый склад и был включён в программу по выписке рецептов. Возможность назначения ФИО1 лекарственных препаратов на льготных основаниях началась только с ДД.ММ.ГГГГ, когда и был выписан первый льготный рецепт. КГБУЗ «Владивостокская больница №» не могла выполнить обязанности по обеспечению лекарственным препаратами ФИО1 по объективным причинам, не зависящим от учреждения.
В судебном заседании представитель Департамента Здравоохранения Приморского края возражал против удовлетворения уточненных исковых требований, по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве. Полагал, что Департамент Здравоохранения Приморского края является ненадлежащим ответчиком. Обеспечение льготными лекарственными препаратами осуществляется Департаментом здравоохранения Приморского края в соответствии с действующими законодательными актами, утвержденными лимитами финансирования на текущий год, и на основании заявок лечебных учреждений края. ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ бесперебойно обеспечивается лекарственным препаратом «Леветирацетам». Указанные в исковом заявлении лекарственные препараты «Клоназепам», «Лакосамид» включены в приложение № 2 Распоряжения Правительства РФ от 10.12.2018 № 2738-р, закупаются Департаментом, имеются на складе ООО «Госаптека», ФИО1 могла быть ими обеспечена.
ФИО1 и ее законный представитель ФИО2 в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился Департамент здравоохранения Приморского края, подана апелляционная жалоба, ставится вопрос об отмене решения суда.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав участников, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения по правилам ст.327.1 ГПК РФ, не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
По делу установлено, что ФИО1 наблюдается в КГБУЗ «Владивостокская больница №3» с диагнозом ДЦП, спастический тетрапарез. Грубая задержка развития. Дегенеративно-дистрофические изменения позвоночника на фоне грубой деформации грудной клетки, верхних, нижних конечностей и суставов. Симптоматическая эпилепсия с генерализованными приступами. Инвалид с детства.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» по категории заболевания ФИО1 подлежит обеспечению лекарственными препаратами на бесплатной основе.
ФИО1 получает базисную терапию следующими лекарственными препаратами: «Леветирацетам 500 мг» по 2 таб. 2 раза в день; «Клоназепам 2 мг» по 1/4 таб. на ночь.
В 2017, 2018, 2019 годах ФИО1 назначались лекарственные препараты: «Кеппра», «Клоназепан» и «Феназепан».
Все назначенные врачами лекарственные препараты в 2017-2018 годах на лечение ФИО1 приобретались за счет личных средств ФИО2 Так, в 2017-2018 годах, за счет личных средств приобретен лекарственный препарат «Кеппра» на общую сумму 86092 рублей 24 копейки, в декабре 2017 года приобретены лекарственные препараты «Клоназепан» и «Феназепан» на сумму 374 рубля 88 копеек.
КГБУЗ «Владивостокская больница №3» неоднократно обращалось в Департамент Здравоохранения Приморского края по поводу закупки лекарственных препаратов для ФИО1, что не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства.
Лекарственные препараты не выписывались ФИО1 врачами КГБУЗ «Владивостокская больница №3» по причине не проведения закупок Департаментом Здравоохранения Приморского края, отсутствия их на аптечном складе, в связи с чем, данные препараты не были включены в программу по выписке рецептов «Модуль «Льготное лекарственное обеспечение» Единой государственной информационной системы здравоохранения».
Решением Фрунзенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на Департамент Здравоохранения Приморского края возложена обязанность организовать обеспечение ФИО1 лекарственными препаратами: леветирацетам 1000 мг 2 раза в сутки до сохранения рекомендаций лечащего врача.
Данным решением суда установлено, что ФИО2 обращалась в Департамент здравоохранения Приморского края по вопросу обеспечения ФИО1 лекарственным препаратом леветирацетам. Письмом от 07.07.2017 исх. № ФИО2 было сообщено, что лекарственный препарат леветирацетам не входит в утверждённый Перечень распоряжения Правительства РФ № 2724-р и не может быть закуплен за счёт средств федерального бюджета.
Необходимость получения ФИО1 лекарственного препарата леветирацетам по медицинским показателям подтверждается материалами дела, в частности, заключением врачебной комиссии, медицинской картой и рецептами врачей, а также не оспаривалась сторонами, доказательств отмены приёма препарата леветирацетам на момент рассмотрения дела не представлено.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Приморском крае на 2017 год, ст.ст. 15, 1064 Гражданского кодекса РФ.
Установив факт неисполнения Департаментом Здравоохранения Приморского края обязанностей по своевременному обеспечению ФИО1 лекарственными препаратами «Леветирацетам» («Кеппра») на льготных основаниях за счет средств федерального и краевого бюджетов, пришел к выводу о возмещении понесенных ФИО2 убытков, возникших в связи с тем, что ею были затрачены личные средства на приобретение лекарственных препаратов, которые в силу закону должны были предоставить ФИО1 бесплатно по медицинским жизненным показаниям по заключению врачебной комиссии.
Определяя сумму денежных средств, подлежащих взысканию, суд первой инстанции указал, что приобретенные препараты «Клоназепам» ДД.ММ.ГГГГ стоимостью 199 рублей 76 копеек, «Феназепам» ДД.ММ.ГГГГ стоимостью 175 рублей 12 копеек не были признаны врачебной комиссией жизненно важными препаратами для ФИО1, в связи с чем, отказал в удовлетворении требований о взыскании указанных расходов.
Отказывая в удовлетворении требований к КГБУЗ «Владивостокская больница №3» суд первой инстанции исходил из того, что полномочия по обеспечению лекарственными препаратами осуществляет Департамент Здравоохранения Приморского края.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на собранных по делу доказательствах.
Довод апелляционной жалобы о том, что лекарственный препарат леветирацетам не включен в приложение № Распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р, в связи с чем, не может быть закуплен за счёт средств федерального бюджета, судебной коллегией отклоняется в силу следующего.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
Так, согласно данному Перечню, инвалиды I группы имеют право на льготное обеспечение всеми лекарственными средствами.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", назначение и применение лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
При этом действует правило, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона N 323-ФЗ, в соответствии с которым при оказании медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежит оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Из материалов дела следует, что ФИО1 был назначен препарат «Леветирацетам» («Кеппра») 1000 мг 2 раза в сутки врачебной комиссией КГБУЗ «Владивостокская больница №3» в 2016 году (протокол ВК № от ДД.ММ.ГГГГ), в 2017 году (протокол ВК № от ДД.ММ.ГГГГ). Указанное обстоятельство ответчиком в процессе рассмотрения дела не оспаривалось.
Учитывая, что имеются решения врачебной комиссии о назначении ФИО1 лекарственного препарата «Леветирацетам» («Кеппра») по медицинским жизненным показаниям, она имела право на его бесплатное получение, однако, не была им обеспечена, в связи с чем, ее законный представитель ФИО2 приобрела препарат за счет собственных средств.
Так как ФИО1 имела право на льготное обеспечение лекарственным препаратом «Леветирацетам», не предоставление которого повлекло нарушение ее права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией РФ недопустимо, вывод суда о взыскании с Департамента Здравоохранения Приморского края в пользу ФИО2 денежных средств на приобретение препарата, судебная коллегия находит правильным.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что обязанность по обеспечению ФИО1 лекарственным препаратом леветирацетам была возложена на Департамент Здравоохранения Приморского края Решением Фрунзенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о том, что решение врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении по жизненным показаниям ФИО1 лекарственного препарата леветирацетам было направлено в Департамент только в июне 2018 года, не могут быть приняты во внимание.
Довод жалобы о том, что процедура закупки лекарственных препаратов представляет собой длительную процедуру, не освобождает Департамент Здравоохранения Приморского края от соблюдения требований законодательства Российской Федерации.
То обстоятельство, что в последующем ФИО1 была обеспечена необходимыми препаратами, не свидетельствует о восстановлении тем самым ее нарушенных прав, поскольку в силу принятых на себя государством обязательств ФИО1 не должна была нести расходы на приобретение показанных ей лекарственных средств. Такие препараты должны были предоставляться ей бесплатно в необходимом количестве.
Доводы апелляционной жалобы не содержат какой-либо дополнительной аргументации, сводятся к несогласию с выводами суда, оснований к переоценке установленных судом обстоятельств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи