Решение по делу № 66а-573/2021 от 21.04.2021

№ 66а-573/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург                                                                      29 апреля 2021 года

Судья Второго апелляционного суда общей юрисдикции Буткова Н.А., рассмотрев административное дело № 3а-14/2021 по частной жалобе Губернатора Архангельской области на определение Архангельского областного суда от 11 марта 2021 года о возвращении апелляционной жалобы на решение Архангельского областного суда от 22 января 2021 года,

установил:

Решением Архангельского областного суда от 22 января 2021 года удовлетворен административный иск Правительства Архангельской области о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 1 статьи 1 решения Собрания депутатов муниципального образования «Котлас» Архангельской области (в настоящее время – Собрания депутатов городского округа Архангельской области «Котлас») от 5 ноября 2009 года № 67-141-р «О порядке и условиях предоставления депутатам Собрания депутатов МО «Котлас», выборным должностным лицам местного самоуправления МО «Котлас» отдельных гарантий» (далее – решение от 5 ноября 2009 года № 67-141-р).

Губернатор Архангельской области, не привлеченный к участию в административном деле, подал апелляционную жалобу на указанное решение.

Определением судьи Архангельского областного суда от 11 марта 2021 года апелляционная жалоба возвращена Губернатору Архангельской области на основании пункта 1 части 1 статьи 301 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с выводом о том, что она подана лицом, не имеющим права на обращение в суд апелляционной инстанции.

В частной жалобе Губернатор Архангельской области просит отменить указанное определение как необоснованное и не соответствующее нормам процессуального законодательства.

Частная жалоба рассмотрена судьей апелляционной инстанции без проведения судебного заседания на основании части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы административного дела, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции считает вынесенное определение правильным и оснований для его отмены не находит.

В соответствии с частью 2 статьи 295 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации право апелляционного обжалования решения суда принадлежит лицам, участвующим в деле, а также лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.

     Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», разрешение вопроса о правах и об обязанностях лица, которое не было привлечено к участию в деле, в частности, может иметь место тогда, когда из решения суда следует вывод о том, что данное лицо лишается прав, ограничивается в правах, наделяется правами и (или) на него возлагаются обязанности. При этом в случае оспаривания нормативного правового акта или акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, сам факт распространения на отдельных лиц норм оспариваемого акта не предоставляет им права на подачу апелляционной жалобы в отношении принятого судом решения.

Подавая апелляционную жалобу, Губернатор Архангельской области указал, что изложенный в мотивировочной части решения суда от 22 января 2021 года вывод о несоответствии пункта 4 статьи 7 Закона Архангельской области от 24 июня 2009 года № 37-4-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области» (далее – Областной закон № 37-4-ОЗ) федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, непосредственно затрагивает права и обязанности Губернатора Архангельской области, который не был привлечен к участию в деле, поскольку он является высшим должностным лицом Архангельской области, обнародует либо отклоняет областные законы, удостоверяя их обнародование путем их подписания. Вывод суда о несоответствии названной нормы федеральному законодательству влечет возникновение у Архангельского областного Собрания депутатов обязанности по внесению изменений в названную норму, а у Губернатора – по подготовке проекта областного закона о внесении соответствующих изменений.

Эти доводы нельзя признать состоятельным с учетом следующего.

В пунктах 1 и 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» обращено внимание на то, что оспаривание нормативного правового акта осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации посредством подачи административного искового заявления о признании недействующим нормативного правового акта, как не соответствующего федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и в связи с этим не подлежащим применению для регулирования тех или иных общественных отношений. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части.

В данном случае предметом проверки на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, являлось решение от 5 ноября 2009 года № 67-141-р, признанное судом недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.

В свою очередь, Областной закон № 37-4-ОЗ, принятый Архангельским областным Собранием депутатов и подписанный Губернатором Архангельской области 24 июня 2009 года, не являлся предметом административного спора по настоящему делу, в резолютивную часть решения каких-либо указаний относительно признания его недействующим не включено.

Исходя из этого изложенный в мотивировочной части решения от 22 января 2021 года вывод относительно невозможности применения судом пункта 4 статьи 7 Областного закона № 37-4-ОЗ, не может рассматриваться, как итоговый судебный акт, возлагающий на Архангельское областное Собрание депутатов обязанность изменить или отменить указанную норму, а Губернатора Архангельской области – подготовить соответствующий проект областного закона и в дальнейшем подписать и обнародовать такой закон после его принятия.

С учетом этого ссылки Губернатора Архангельской области на пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», наделяющий высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации правом законодательной инициативы, и пункт 4 статьи 9 названного Федерального закона, определяющий последствия неисполнения решения суда о признании нормативного правового акта противоречащим федеральному закону и недействующим, не могут быть признаны состоятельными.

Что касается решения от 5 ноября 2009 года № 67-141-р, то Губернатор Архангельской области не относится к числу лиц, подлежавших обязательному привлечению к участию в рассмотрении административного дела об оспаривании этого нормативного правового акта, так как не является органом, принявшим данное решение, не обнародовал и не подписывал его; признание судом отдельных положений оспариваемого акта недействующими не свидетельствует о разрешении вопроса о правах и обязанностях Губернатора Архангельской области.

При таких обстоятельствах у судьи суда первой инстанции имелось предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 301 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основание для возвращения апелляционной жалобы Губернатора Архангельской области ввиду ее подачи лицом, не имеющим права на обращение в суд апелляционной инстанции.

Таким образом, обжалуемое определение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам частной жалобы, основанным на ином толковании норм материального и процессуального права, не имеется.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

определил:

Определение судьи Архангельского областного суда от 11 марта 2021 года оставить без изменения, частную жалобу Губернатора Архангельской области – без удовлетворения.

На судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Архангельский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья

66а-573/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Архангельской области
Правительство Архангельской области
Ответчики
Глава городского округа Архангельской области Котлас
Собрание депутатов городского округа Архангельской области Котлас
Председатель Собрания депутатов городского округа Архангельской области Котлас
Суд
Второй апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Буткова Наталья Александровна
Дело на сайте суда
2ap.sudrf.ru
21.04.2021Передача дела судье
29.04.2021Единоличное рассмотрение (без вызова лиц, участвующих в деле)
30.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.04.2021Передано в экспедицию
29.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее