Судья: Полякова Н.В. 33-4767/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 апреля 2018 года г. Самара
судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сафоновой Л.А.
судей Ивановой Е.Н., Никоновой О.И.
при секретере Тимохиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филимоновой Т.А. к ТСЖ «Стара-Загора» - 50» о предоставлении документов для ознакомления,
по апелляционной жалобе представителя Филимоновой Т.А. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 30 января 2018 года,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сафоновой Л.А., объяснения представителя Филимоновой Т.А. – Филимонова А.Н., действующего по доверенности, возражения представителя ТСЖ «Стара-Загора – 50» - Васильченко Е.В., действующего по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
Филимонова Т.А. обратилась с иском к ТСЖ «Стара-Загора» - 50» о предоставлении документов для ознакомления, в котором просила истребовать из ТСЖ «Стара-Загора – 50» для ознакомления подлинники следующих документов и расчеты начислений, а именно:
- протокол (подлинник) общего собрания членов ТСЖ «Стара-Загора-50» ДД.ММ.ГГГГ года, если оно было проведено в заочной форме, вместе бюллетенями голосования (подлинники), поскольку указанные документы имеют бессрочный порядок хранения;
- протокол (подлинник) общего собрания проведенного в ДД.ММ.ГГГГ года вместе бюллетенями (подлинники) членов ТСЖ;
- реестры членов ТСЖ «Стара-Загора-50» ДД.ММ.ГГГГ года вместе с заявлениями (подлинники) на вступление на момент проведения общего собрания;
- счета фактуры от ресурсоснабжающих организаций, ОАО «Предприятие тепловых сетей», АО «Самараэнергосбыт», ОАО «Самарские коммунальные системы» с ДД.ММ.ГГГГ;
- список квартир, в которых установлены индивидуальные приборы учета (ИПУ) с актами (подлинники) ввода их в эксплуатацию начиная с ДД.ММ.ГГГГ;
- помесячный расход объемов потребления коммунальных услуг квартирами, в которых установлены ИПУ, начиная ДД.ММ.ГГГГ;
- помесячно список квартир, в которых не установлены ИПУ и предоставить акты о фактическом количестве проживающих граждан в этих квартирах, начиная ДД.ММ.ГГГГ на основания актов обследования по факту проживания, по возможности с привлечением участкового милиционера;
- заверенный помесячный расчет тарифов на коммунальные услуги, на которые установлен двухкомпонентный порядок их расчета, (ГВС, отопление) ДД.ММ.ГГГГ электроэнергия;
- заверенный расчет тарифов и объемов за коммунальные услуги затраченные всем домом на общедомовые нужды, (ГВС, ХВС, водоотведение, электроэнергия) в период ДД.ММ.ГГГГ года;
- договор (подлинник) с организацией имеющей лицензию и уполномоченной на проектирование установки теплообменника в доме, лицензию организации (заверенную копию), платежные документы (платежное поручение заверенное банком) на оплату организации услуг производившей проектирование;
- технико-экономическое обоснование на установку теплообменника в доме;
- платежное поручение (подлинник заверенное банком) на оплату услуг ООО «ПРОК» <адрес> по оплате работ по установке в доме теплообменника;
- утвержденную схему инженерных коммуникаций в доме с указанием мест установки общедомовых приборов учета коммунальных услуг;
- Акт ввода теплообменника установленной формы в программе продукта 1C Бухгалтерия в третьем квартале ДД.ММ.ГГГГ;
- заверенный налоговой инспекцией Баланс ТСЖ «Стара-Загор-50» за третий квартал ДД.ММ.ГГГГ;
- дать подробное письменное пояснение, как производится замер тепловой энергии (Гкал) для приготовления ГВС теплообменником;
- предоставить пояснение, где и когда были установлены общедомовые приборы учета потребления воды и теплоносителя, предоставить расчета стоимости ГВС по показаниям измерительных приборов, установленных по проекту теплообменника в доме;
- годовые Бухгалтерский баланс на ДД.ММ.ГГГГ по форме Приложения 1 к Приказу министра финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ №
- отчет об изменении капитала за ДД.ММ.ГГГГ по форме Приложения 2 к Приказу министра финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ года № № в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №
- отчет о целевом движении денежных средств ДД.ММ.ГГГГ год по форме в редакции Приказа министра финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ №
- отчет о целевом использовании денежных средств за ДД.ММ.ГГГГ год по форме в редакции Приказа министра финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ №
- оборотно-сальдовую ведомость по плану счетов на ДД.ММ.ГГГГ год;
- пояснительные записки к бухгалтерским балансам за ДД.ММ.ГГГГ год, по форме утвержденной Приказом министра финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №;
- отчеты о финансовых результатах за ДД.ММ.ГГГГ год по форме утвержденной Приказом министра финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ № редакции от ДД.ММ.ГГГГ № в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №;
- хозяйственные договора с организациями и индивидуальными предпринимателями на выполнение работ за ДД.ММ.ГГГГ год со сметами расходов и оправдательными финансовыми документами на материалы и услуги;
- предписания государственных и контролирующих организаций, копии платежных документов по оплате выписанных штрафов, список решения судов на взыскание с собственников задолженности по оплате коммунальных услуг;
- утвержденные общим собранием ТСЖ «Стара-Загора-50» должностные инструкции всех наемных работников, согласно утвержденного общим собранием ТСЖ фонда оплаты труда;
- правила внутреннего распорядка работы ТСЖ утвержденного общим собранием членов ТСЖ.
Заявленные требования мотивировала следующим. Филимонова Т.А. является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ.
Управление многоквартирным домом по адресу: <адрес> осуществляет ТСЖ «Стара-Загора – 50».
С ДД.ММ.ГГГГ истец является членом ТСЖ «Стара-Загора – 50».
По утверждению истца, она неоднократно обращалась в ТСЖ «Стара-Загора-50» с требованиями о предоставлении на ознакомление документов обосновывающих правомерность и законность начисления предъявленной ей суммы задолженности по оплате коммунальных платежей, которые оставлены без удовлетворения.
Решением Октябрьского районного суда г.Самары от 30 января 2018 года постановлено:
«Исковые требования Филимоновой Т.А. к ТСЖ «Стара-Загора-50» о предоставлении документов для ознакомления - оставить без удовлетворения».
В апелляционной жалобе представитель Филимоновой Т.А. просил отменить решение суда, постановив новое решение, которым удовлетворить иск полностью, по тем основаниям, что судом первой инстанции допущены существеннее нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При этом указал, что решение суда в отказе предоставления для ознакомления запрашиваемых документов и информации противоречит Стандарту по раскрытию информации в многоквартирном доме.
Представитель истца в судебном заседании доводы апелляционной жалобы подержал в полном объеме.
Представитель ответчика возражал против доводов жалобы, полагая их необоснованными, просил оставить решение без изменения.
Истец в судебное заседание апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте слушания дела извещалась по правилам ст.113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин неявки судебной коллегии не представила, просьб об отложении слушания дела не заявляла, в связи с чем, судебная коллегия полагала возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ в их отсутствие.
Проверив материала дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со ст.330 ГПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считая его законным и обоснованным.
Материалами дела установлено, что Филимонова Т.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ.
Управление многоквартирным домом по адресу: <адрес> осуществляет - ТСЖ «Стара-Загора-50».
С ДД.ММ.ГГГГ истец является членом ТСЖ «Стара-Загора-50».
Истец в обоснование своих требований ссылается на то, что она неоднократно обращалась в ТСЖ «Стара-Загора-50» с требованиями о предоставлении на ознакомление документов обосновывающих правомерность и законность начисления предъявленной ей суммы задолженности по оплате коммунальных платежей, а так же выдаче копий, которые оставлены без удовлетворения.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований Филимоновой Т.А., исходил из того, что не имеется правовых оснований для предоставления документов для ознакомления, поскольку вся необходимая информация ответчиком размещена на официальном сайте ТСЖ «Страра-Загора-50» в сети Интернет, о чем истец извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, по следующим основаниям.
Согласно ч. 10 ст. 161 ЖК РФ, управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 731 от 23.09.2010 года.
Под раскрытием информации в соответствии с указанным Стандартом понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Перечень информации, подлежащей раскрытию управляющей организацией с детализацией сведений, ее составляющих, приведены в п. п. 3, 8, 9, 10, 11, 13, 14 Стандарта.
Согласно п. 9 Стандарта, в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения:
а) годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;
б) сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирным домом (по данным раздельного учета доходов и расходов);
в) сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).
Пункт 3 Стандарта содержит исчерпывающий перечень информации, которую обязана раскрывать управляющая организация.
На основании пп. «в» п. 3 Стандарта, управляющая организация обязана раскрывать сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В силу с пп. «д» п. 3 Стандарта, управляющая организация обязана раскрывать сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
б) опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания), в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет;
в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;
г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Согласно п. 10 Стандарта, в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, раскрытию подлежат сведения о работах и услугах, оказываемых непосредственно управляющей организацией.
Пунктом 17 Стандарта предусмотрено, что раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса или запроса в электронном виде.
В соответствии с п. 22 Стандарта, раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 731 от 23.09.2010 года, письменный запрос, поступивший в адрес управляющей организации, подлежит регистрации в день его поступления с присвоением ему регистрационного номера и проставлением штампа соответствующей управляющей организации.
На основании п. 23 Стандарта, в письменном запросе, подписанном потребителем, указываются управляющая организация, товарищество или кооператив, в адрес которых направляется запрос, фамилия, имя и отчество (наименование юридического лица) потребителя, излагается суть заявления, а также в случае направления письменного запроса управляющей организации указывается почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, и способ получения информации (посредством почтового отправления или выдачи лично потребителю).
В силу п. 21 Стандарта, предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.
Таким образом, в соответствии со Стандартом, управляющая организация должна предоставлять информацию в виде сведений. Предоставление копий договором, протоколов, равно как и иных документов, не входит в перечень, предусмотренный указанным нормативным актом.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в правление ТСЖ «Страра-Загора-50» с заявлением о предоставлении ей заверенных копий, подлинники на обозрение, утвержденные общим собранием членов ТСЖ «Стара-Загора-50» должностные инструкции наемных сотрудников и рабочих согласно штатного расписания ТСЖ, а также утвержденное общим собранием правила внутреннего распорядка работы ТСЖ «Стара-Загора-50».
ДД.ММ.ГГГГ ответчик зарегистрировал под № данное заявление.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик направил в адрес истца сообщение за исх. № о том, что раскрытие информации по должностным инструкциям наемных сотрудников и правил внутреннего распорядка работы ТСЖ «Стара-Загора-50» не предусмотрено.
Кроме того, разъяснил порядок раскрытия общей информации об организации, что такая информация размещена на входе в подъезды и стендах ТСЖ.
Установлено, что действующим законодательством, Уставом ТСЖ «Стара-Загора-50», Положением Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 731 от 23.09.2010 года, не предусмотрена возможность снятия (изготовления) копий с указанных документов, в том числе с помощью технических средств, закрепляя право данных лиц только на ознакомление с указанными документами.
ДД.ММ.ГГГГ Филимонова Т.А. обратилась с заявлением в ТСЖ «Зтара-Загора-50» о предоставлении заверенных копий счетов-фактур за период с ДД.ММ.ГГГГ года ДД.ММ.ГГГГ года от ресурсоснабжающих организаций: ОАО «Предприятие тепловых сетей», ОАО «Самарские коммунальные системы», АО «Самарагорэнергосбыт».
Ответчик отказал истцу в предоставлении запрашиваемой информации, по тем основаниям, что они не входят в утвержденный стандарт раскрытия информации. Вместе с тем, ответчик разъяснил истцу, что она может ознакомиться с данными документами в часы приема: среду, пятницу с 17.00 ч. до 19.00 ч., копии данных документов выданы не будут, что подтверждается письмом ТСЖ «Стра-ЗАгора-50» № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании п. 8, п. 8 (1) Стандарта, общая информации об управляющей организации, товариществе и кооперативе, подлежащая раскрытию, не включает в себя сведения о собственниках жилых помещений (реестр).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 152-ФЗ от 27.07.2006 года «О персональных данных», персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 7 Закона).
ДД.ММ.ГГГГ Филимонова Т.А. обратилась в Правление ТСЖ «Стра-Загора-50» с заявлением о предоставлении поквартирных сведений наличия установки индивидуальных приборов учета у собственников в доме по расходу потребления ГВС и ХВС начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, помесячную информацию о количестве квартир в которых отсутствовали ИПУ, помесячную информацию о собственниках квартир, которые производили установку в квартирах в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, информацию и документы на обозрение, подтверждающие о фактическом количестве граждан, проживающих в квартирах собственников в доме в которых не были установлены ИПУ в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Ответчик отказал истцу отказал в предоставлении запрашиваемой информации, ссылаясь на то, что данная информация не входят в утвержденный стандарт раскрытия информации, что подтверждается ответом председателя правления ТСЖ «Стара-Загора-50» № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п. 17 Стандарта, раскрытия информации, раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде.
В случае если запрашиваемая информация раскрыта в необходимом объеме на официальном сайте в сети Интернет и (или) в официальных печатных изданиях, управляющая организация, товарищество и кооператив вправе, не раскрывая запрашиваемую информацию, сообщить адрес указанного официального сайта и (или) наименования и реквизиты официальных печатных изданий, где размещена информация.
ДД.ММ.ГГГГ Филимонова Т.А. обратилась в Правление ТСЖ «Стра-Загора-50» с заявлением, в котором просила предоставить перечень работ, выполненных согласно смете доходов и расходов ТСЖ «Стара-Загора-50» ДД.ММ.ГГГГ год, оплата по которым производилась:
- «отчисления в ремонтный фонд. Ремонт кровли, модернизация ИТП, косметический ремонт подъездов – МОП,
- «отчисления в резервный фонд на покрытие убытков и иных непредвиденных расходов», а также:
- утвержденные сметы на данные виды работ,
Все оправдательные финансовые документы, подтверждающие денежные траты по этим сметам на данные работы,
- все акты выполненных работ по этой смете.
Ответчик в адрес истца направил сообщение, разъяснив, что запрашиваемую информацию она может получить на сайте ТСЖ «Страра-Загора-50» в сети Интернет.
Кроме того, то обстоятельство, что истребуемая истцом информация ответчиком размещена официальном сайте ТСЖ «Страра-Загора-50» в сети Интернет подтверждается Актом государственной жилищной инспекции <адрес> о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя №№ от ДД.ММ.ГГГГ, а также актом осуществления контроля в форме систематического наблюдения и анализа информации № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Так, ДД.ММ.ГГГГ специалистом 1 категории Государственной жилищной инспекции <адрес> на основании поручения от ДД.ММ.ГГГГ № № руководителя государственной жилищной инспекции <адрес> был проведен мониторинг соблюдения стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, в отношении факта раскрытия информации, источника опубликования, сроков и периодичности раскрытия, полноты раскрытия информации ТСЖ «Стара-Загора-50».
В ходе указанной проверки выявлено, что на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Реформа ЖКХ информация предусмотренная Формами размещена в полном объеме, нарушений требований Стандарта не выявлено.
Вместе с тем, в суде первой инстанции был исследован Сайт ТСЖ «Стара-Загора-50» www.sz50tsg.ru.
Установлено, что на сайте размещена вся предусмотренная законодательством информация в соответствии с требованиями Стандарта.
Представленный в ходе апелляционного рассмотрения гражданского дела представителем истца Акт от ДД.ММ.ГГГГ, подписанный ФИО1 и ФИО2 является новым доказательством. Однако, он не опровергает правильность выводов суда о том, что на сайте ответчика размещена вся установленная законодательством информация. ФИО1 и ФИО2.не являются специалистами в области права, актом от ДД.ММ.ГГГГ зафиксирована только информация, содержащаяся на сайте ответчика после вынесения решения суда первой инстанции от ДД.ММ.ГГГГ. Данный Акт опровергается допустимым доказательством, составленным компетентным лицом - специалистом 1 категории Государственной жилищной инспекции <адрес>.
Согласно акту об уничтожении бюллетеней голосования общего собрания членов ТСЖ «Стара-Загора-50» (проходившего с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ) от ДД.ММ.ГГГГ, у ТСЖ «Стра-Загора-50» отсутствует часть документов.
Кроме того, апелляционными определениями судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ оставлены без изменений решения Октябрьского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ об истребовании и передачи документов ТСЖ «Страра-Загора-50». Указанные решения вступили в законную силу.
Таким образом у ответчика отсутствует часть информации, затребуемой истцом.
С учетом изложенного, суд правомерно признал, что не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований Филимоновой Т.А. к ТСЖ «Стара-Загора-50» о предоставлении документов для ознакомления.
Филимонова Т.А. в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представила суду доказательств нарушения ответчиком ее прав.
Ответчик надлежащим образом предоставил истцу возможность ознакомиться с имеющимися у ТСЖ «Стара-Загора-50» документами в соответствии с действующим законодательством.
Проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности и дав им надлежащую правовую оценку, суд правомерно отказал Филимоновой Т.А. в удовлетворении ее требований полностью.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию представителя истца с постановленным решением по основаниям, которые были предметом судебного рассмотрения. Эти доводы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм ГК РФ и ГПК РФ, направлены на иную субъективную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, а потому не могут служить поводом к отмене решения суда первой инстанции.
Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст.67 ГПК РФ. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом не допущено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 30 января 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Филимоновой Т.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: