Дело № 2-1320/2022
11RS0004-01-2022-001999-16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
судьи Сараевой Т.И.
при секретаре Крошкиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печоре 29 ноября 2022 года дело по иску Печорского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетней Никитиной М.Е. к администрации МР «Печора» о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Печорский межрайонный прокурор в интересах несовершеннолетней Никитиной М.Е. обратился в суд с иском к администрации МР «Печора» о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей. В обоснование иска указал, что Печорской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Никитиной А.Ю. по факту укуса ее несовершеннолетней дочери Никитиной М.Е. бродячей собакой. В ходе проверки установлено, что **.**.** на участке местности возле магазина «Зеленецкий», расположенного по адресу: ********** безнадзорные собаки напали на несовершеннолетнюю Никитину М, причинив последней моральный вред и нравственные страдания, а также телесные повреждения. Уполномоченным органом по осуществлению деятельности об обращении с животными без владельцев на территории МР «Печора» является администрация МР «Печора». Согласно информации администрации МР «Печора» в 2020 году контракты на отлов безнадзорных животных не заключались, в связи с чем прокурор обратился с заявленными требованиями.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Отдел жилищно-коммунального хозяйства администрации МР "Печора", Министерство сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми, ОМВД России по городу Печоре.
В судебном заседании помощник Печорского межрайонного прокурора Роик М.С. на требованиях настаивала.
Законный представитель несовершеннолетней Никитиной М.Е. – Никитина А.Ю., на исковых требованиях настаивала.
Дело рассматривается в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика МР «Печора», представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Выслушав помощника прокурора, представителя истца, исследовав материалы дела, обозрев медицинскую документацию, суд приходит к выводу, что иск основан на законе и подлежит удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Печорской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Никитиной А.Ю. по факту укуса ее несовершеннолетней дочери Никитиной М.Е. бродячей собакой. В ходе проведенной проверки установлено, что 08.06.2020 года на участке местности возле магазина «Зеленецкий», расположенного по адресу: **********, безнадзорные собаки напали на несовершеннолетнюю Никитину М.Е., **.**.** года рождения, причинив последней моральный вред и нравственные страдания, а также телесные повреждения в виде раны левого тазобедренного сустава, которая квалифицируется по признаку кратковременного расстройства не более 21 дня, как причиняющая легкий вред здоровью.
Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» настоящий закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с положениями ст.1 указанного Федерального закона, безопасные условия для человека – это состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
Согласно ч.1 ст.29 указанного Федерального закона, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории РФ, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно п.9.1-9.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10, утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 №54, органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляют контроль за соблюдением требований санитарного законодательства РФ, направленных на предупреждение возникновения и распространения случаев бешенства среди людей.
Мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей включают: благоустройство населенных пунктов; регулирование численности безнадзорных животных и их иммунизация против бешенства; соблюдение правил содержания и выгула домашних животных и их иммунизация против бешенства; санитарно-просветительная работа с населением.
Согласно п.9.5 Правил, регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.
В соответствии с пунктом 7 статьи 18 Федеральный закон от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Постановления Правительства Республики Коми № 41 от 30.01.2020 года «Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Коми» в целях настоящего Порядка под Уполномоченным органом понимается орган местного самоуправления муниципального образования муниципального района и городского округа в Республике Коми, наделенный государственным полномочием Республики Коми по организации на территории соответствующего муниципального образования мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Таким образом, уполномоченным органом по осуществлению деятельности об обращении с животными без владельцев на территории МО МР «Печора» является администрация МР «Печора».
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Республики Коми № 41 от 30.01.2020 года к исполнению мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев могут привлекаться в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее - Специализированные организации).
В судебном заседании установлено, что администрацией МР «Печора» на момент происшествия 08.06.2020 года не была организована деятельность по отлову бездомных животных, не был заключен муниципальный контракт на выполнение указанных работ с соответствующей организацией.
В судебном заседании законный представитель несовершеннолетней Никитина А.Ю. указала, что 08.06.2020 года несовершеннолетняя Никитина М.Е., **.**.** г.р., находилась в детском саду, далее ее забрала бабушка Никитина Л.А., они шли домой по **********, М ехала на самокате, около ********** собака укусила М за ногу. Дочь собаку не провоцировала, не дразнила, собака была бездомная, владельца собаки не было. После произошедшего бабушка с ребенком сразу обратились в травматологическое отделение ********** ЦРБ, где М обработали рану, назначили курс уколов от бешенства, последний шестой укол необходимо было сделать **.**.**. После укуса собаки у ребенка остался шрам на правом бедре, в настоящее время дочь боится собак, в школу одна не ходит. После укуса собаки дочь плакала, ей было очень больно, кроме того, ей было больно после уколов от бешенства, она всегда плакала, долгое время находилась в состоянии стресса.
Указанные обстоятельства подтверждены объяснениями несовершеннолетней Никитиной М.Е., взятых в ходе проведения проверки.
С полученными травмами несовершеннолетняя Никитина М.Е. обратилась в ГБУЗ РК «Печорская ЦРБ», осмотрена травматологом.
Согласно заключению эксперта №... ГБУЗ РК “Бюро судебно-медицинской экспертизы” ********** отделение от **.**.** в результате нападения безнадзорных (бродячих) собак при обращении за медицинской помощью 08.06.2020 у несовершеннолетней Никитиной М.Е., **.**.** года рождения обнаружена рана левого тазобедренного сустава. Данные повреждения, в совокупности, по признаку опасности для жизни (пп. 8.1 Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека Приказ № 194н от 24.04.2008 г.), относятся к причинившим легкий вред здоровью.
В отношении начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации МР Печора по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст.293 ч.1 УК РФ (Халатность), в том числе по факту укуса бродячей собакой несовершеннолетней Никитиной М.Е. возбуждено уголовное дело.
Доводы представителя ответчика о том, что истцом не доказан тот факт, что укусившая ребенка собака является безнадзорным животным, не имеющим хозяина, судом не принимаются, поскольку бремя доказывания данного факта лежит на ответчике.
Доводы представителя ответчика об утверждении «Комплексного плана по снижению численности безнадзорных животных на территории МО МР «Печора» на 2020 распоряжением администрации МР «Печора» от 12.05.2020 года № 390-р, отсутствии возможности реализации указанного плана в связи с отсутствием заключенных контрактов, судом не принимается, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для отказа в иске.
Факт укуса несовершеннолетней именно бесхозяйной собакой нашел свое полное подтверждение. В силу деликтного обязательства, обязанность предоставления суду доказательств, свидетельствующих об отсутствии вины, а равно освобождения от ответственности, лежит на стороне ответчика, суду при рассмотрении дела по существу представлено не было.
В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно положениям ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случае, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
На основании ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что доводы прокурора, изложенные в исковом заявлении и в суде о ненадлежащем исполнении администрацией МР «Печора» полномочий по отлову безнадзорных животных, непринятии администрацией МР «Печора» всевозможных мер, обеспечивающих безопасность граждан на улицах, несовершеннолетней причинен моральный вред, нарушены ее личные неимущественные права, выразившиеся в том, что после нападения безнадзорного животного у ребенка сформировался страх перед собаками, в связи с укусом причинен легкий вред здоровью, нахождении ее на лечении, что свидетельствует о причинении физических и нравственных страданий, суд приходит к выводу, что имеются основания для удовлетворения иска о взыскании компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда, суд в соответствии со ст. 1101 ГК РФ учитывает характер и степень нравственных и физических страданий, возраст несовершеннолетней, степень вины ответчика, степень тяжести вреда, необходимость лечения в результате повреждения здоровья, учитывая переживания ребенка после укуса собакой, его нахождение в состоянии повышенной тревожности и стресса, учитывая требование разумности и справедливости. приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с администрации муниципального района «Печора» (ИНН 1105012781) в пользу законного представителя несовершеннолетней Никитиной М.Е., **.**.** года рождения – Никитиной А.Ю. (паспорт №...) компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.И. Сараева
Мотивированное решение составлено 05.12.2022 года