Решение по делу № 3а-1989/2021 от 06.08.2021

***

***

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГ г. Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Солод Ю.А.,

при секретаре Фонаковой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муниципального бюджетного учреждения «Единая служба по благоустройству и содержанию объектов муниципальной собственности» городского округа закрытого административно-территориального образования Сибирский Алтайского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

установил:

МБУ «Единая служба по благоустройству и содержанию объектов муниципальной собственности» городского округа ЗАТО Сибирский Алтайского края обратилось в суд с административным иском к управлению имущественных отношений Алтайского края, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков:

- с кадастровым номером ***, площадью 5834 кв.м., расположенного <адрес>;

- с кадастровым номером ***, площадью 718 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером ***, площадью 340 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером ***, площадью 382 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной их рыночной стоимости.

Административные исковые требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость и это подтверждается отчетами об оценке. Данное обстоятельство нарушает права владельца, так как кадастровая стоимость влияет на размер подлежащего уплате земельного налога. Ссылаясь на положения Земельного кодекса Российской Федерации, МБУ «Единая служба по благоустройству и содержанию объектов муниципальной собственности» городского округа ЗАТО Сибирский Алтайского края просило установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки».

В судебном заседании представитель административного истца Шпис О.В. поддержала административные исковые требования по доводам, изложенным в административном иске.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, для участия в рассмотрении дела не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

Представители административных ответчиков КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» Жигулина Т.Н., управления имущественных отношений Алтайского края Безносова Г.С. в письменных отзывах, не оспаривая право административного истца на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в равном рыночной стоимости размере, указали на недостатки представленных отчетов об оценке.

Заслушав объяснения представителя административного истца, допросив оценщика в качестве свидетеля, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии с абзацем 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

При рассмотрении административного дела на основании выписок из Единого государственного реестра об объекте недвижимости судом установлено, что МБУ «Единая служба по благоустройству и содержанию объектов муниципальной собственности» городского округа ЗАТО Сибирский Алтайского края владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками (л.д.14-29).

Следовательно, установление в отношении данных объектов недвижимости кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Положениями абзаца 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно выписке из акта об определении кадастровой стоимости от 24 марта 2021 года, выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 июля 2021 года кадастровая стоимость спорных земельных участков:

- с кадастровым номером *** составляет 8 760 976,14 руб.;

- с кадастровым номером *** составляет 1 710 146,76 руб.;

- с кадастровым номером *** составляет 809 818,8 руб.;

- с кадастровым номером *** составляет 909 855,24 руб.

Датой определения кадастровой стоимости (в отношении объекта с кадастровым номером ***) является ДД.ММ.ГГ, (в отношении объектов с кадастровыми номерами ***) является ДД.ММ.ГГ, датой внесения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (в отношении объекта с кадастровым номером ***) – ДД.ММ.ГГ, (в отношении объектов с кадастровыми номерами ***) – ДД.ММ.ГГ.

Одновременно с подачей административного искового заявления административным истцом представлены отчеты об оценке земельных участков ***, ***, составленные ДД.ММ.ГГ <данные изъяты> согласно которым рыночная стоимость:

- земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет 2 047 734 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет 152 216 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет 85 680 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет 93 590 руб. (л.д.30-70, 71-113)

Исследовав отчеты об оценке, суд приходит к выводу о том, что они соответствуют требованиям названного закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности и могут быть приняты в качестве допустимого доказательства, подтверждающего достоверность указанных в нем итоговых величин рыночной стоимости земельных участков.

Представленные отчеты подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями и содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванных объекта недвижимости.

Из отчетов об оценке следует, что объектами оценки являлись земельные участки из земель населенных пунктов с разрешенным использованием (в отношении объекта с кадастровым номером ***) – под общественную застройку, (в отношении объектов с кадастровыми номерами ***) – гаражи администрации.

При определении рыночной стоимости объектов недвижимости оценщик использовала сравнительный подход (метод сравнения продаж), мотивировав выбор подхода для проведения исследования в соответствии с пунктом 11 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)» и пунктом 25 Федерального стандарта оценки №7 «Оценка недвижимости», обосновав отказ от применения затратного и доходного подходов для оценки земельного участка согласно пункту 24 Федерального стандарта оценки №7

В качестве аналогов для оценки земельных участков сравнительным подходом оценщиком выбраны аналоги того же сегмента рынка. Примененные оценщиком корректировки по основным ценообразующим факторам не являются значительными. Характеристики аналогов подтверждены, помимо копий объявлений, данными Единого государственного реестра недвижимости, публичной кадастровой карты.

Допрошенная в судебном заседании оценщик Л выводы, изложенные в отчетах об оценке, подтвердила. Письменные пояснения оценщика по доводам возражений ответчика приобщены к материалам дела, суд соглашается с ними.

В соответствии с пунктом 6 ФСО №3 отчеты об оценке прошиты, подписаны оценщиком, скреплены печатью.

Документы, подтверждающие образование оценщика, страхование его ответственности и членство в некоммерческой организации оценщиков и экспертов, сдачу квалификационного экзамена по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости» приложены к заключению.

На основании приведенных норм и установленных обстоятельств, представленные административным истцом отчеты об оценке являются допустимым и достоверным доказательством отличия рыночной стоимости объектов недвижимости от их кадастровой стоимости.

Согласно разъяснениям пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» суд указывает в резолютивной части решения дату подачи административным истцом заявления об изменении кадастровой стоимости, которой в данном случае является дата обращения в суд с настоящим иском, - 03 августа 2021 года.

Руководствуясь статьями 175 - 180 и 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Муниципального бюджетного учреждения «Единая служба по благоустройству и содержанию объектов муниципальной собственности» городского округа закрытого административно-территориального образования Сибирский Алтайского края удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере 2 047 734 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере 152 216 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере 85 680 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере 93 590 руб.

Датой обращения Муниципального бюджетного учреждения «Единая служба по благоустройству и содержанию объектов муниципальной собственности» городского округа закрытого административно-территориального образования Сибирский Алтайского края с заявлением об изменении кадастровой стоимости земельного участка считать 03 августа 2021 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба через Алтайский краевой суд в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ю.А. Солод

Мотивированное решение изготовлено 14 октября 2021 года.

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

3а-1989/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МБУ "Единая служба по благоустройству и содержанию объектов муниципальной собственности" городского округа ЗАТО Сибирский Алтайского края
Ответчики
Управление имущественных отношений Алтайского края
Управление Росреестра по Алтайскому краю
КГБУ "Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки"
Другие
Администрация ЗАТО Сибирский
ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Алтайскому краю
Суд
Алтайский краевой суд
Судья
Солод Юлия Анатольевна
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
06.08.2021Регистрация административного искового заявления
06.08.2021Передача материалов судье
10.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
21.09.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.10.2021Судебное заседание
14.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее