2а-2049/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 сентября 2018 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Оголихиной О.М.
при секретаре Беляевой А.С.
с участием: представителя административного истца Брюханова В.П.– Чигодайкина Г.П., представителя административного ответчика – администрации Мининского сельского совета Емельяновского района Красноярского края Струговщиковой О.В., действующих по доверенностям,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Брюханова Виктора Павловича к администрации Мининского сельского совета Емельяновского района Красноярского края, администрации Емельяновского района Красноярского края о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Брюханов В.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Мининского сельского совета Емельяновского района Красноярского края, администрации Емельяновского района Красноярского края о признании решения незаконным, возложении обязанности.
В обоснование заявления указывает на то, что, распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ. по ранее поданному заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ. ему (Брюханову В.П.) было предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства.
За его (Брюханова В.П.) счет проведены кадастровые работы по образованию земельного участка, земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением номера №.
Руководствуясь положениями ст. 39.17 ЗК РФ, ДД.ММ.ГГГГ. он (Брюханов В.П.) обратился в администрацию Мининского сельского совета Емельяновского района Красноярского края с заявлением (вх. 61) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м из категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства в аренду сроком на ДД.ММ.ГГГГ лет, в ответ на которое получил письмо № от ДД.ММ.ГГГГ., в котором администрация Мининского сельского совета предлагала ему представить доказательства нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Считает решение № от ДД.ММ.ГГГГ. не основным на требованиях закона, так как представил в администрацию все документы, предусмотренные пп. 1 и 4-6 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ. Требование администрации о предоставлении им иных документов не основано на законе.
В связи с чем, просит:
-признать незаконным решение администрации Мининского сельского совета Емельяновского района Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ. на заявление Брюханова В.П. № от ДД.ММ.ГГГГ.;
-обязать уполномоченный орган Емельяновского района Красноярского края осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м из категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства в аренду сроком на ДД.ММ.ГГГГ лет в трех экземплярах и их подписание, а также направить проекты указанных договоров для подписания ему (Брюханову В.П.).
В судебное заседание административный истец Брюханов В.П. не явился, о дне, времени и месте судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, его представитель – Чигодайкин Г.П. административный иск поддержал.
Представитель административного ответчика – администрации Мининского сельского совета Емельяновского района Струговщикова О.В. просила отказать в удовлетворении административного искового заявления Брюханова В.П., ссылаясь на то, что административным истцом не представлено доказательств его нуждаемости в улучшении жилищных условий, а схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории была утверждена администрацией во исполнение решения суда. Обращала внимание на то, что правовых оснований предоставления в аренду заявителю земельного участка без торгов, - нет.
Представитель административного ответчика – администрации Емельяновского района Красноярского края в судебное заседание не явился, был уведомлен.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление Брюханова В.П. удовлетворению не подлежащим.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Так, согласно положениям ст. 39.17 ЗК РФ, в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; 4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 ЗК РФ оснований; 5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; 6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; 7) цель использования земельного участка; 8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; 9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; 10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
3. В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
4. Рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.
5. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
6. Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
7. Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Положения части 2 ст. 39.6 ЗК РФ предусматривают случаи заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов. К таким случаям в том числе относятся случаи предоставления: земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно ст. 4 ФЗ РФ № 334 от 03 июля 2016г. «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которого до дня вступления в силу настоящего Федерального закона принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта либо решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, осуществляется органом местного самоуправления, который принял указанное решение или который обеспечил размещение указанного извещения.
Из материалов дела следует:
-ДД.ММ.ГГГГ. Брюханов В.П. обратился в администрацию Мининского сельского совета Емельяновского района Красноярского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка без торгов, ссылаясь на наличие инвалидности (л.д.15,37);
-распоряжением администрации Мининского сельского совета Емельяновского района Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ., в рамках исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. №, предварительно согласовано предоставление Брюханову В.П. земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес> вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, категория земельного участка – земли населенных пунктов, территориальная зона – Ж. Зона жилой застройки, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д.12, 13,41);
-земельный участок поставлен на кадастровый учет – ДД.ММ.ГГГГ. с присвоением кадастрового номера № (л.д.14,36);
ДД.ММ.ГГГГ. Брюханов В.П. обратился с заявлением в адрес администрации Мининского сельского совета Емельяновского района Красноярского края в котором просил предоставить ему земельный участок с кадастровым номером №, расположенный: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м из категории- земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства в аренду на ДД.ММ.ГГГГ лет, без торгов, как гражданину, имеющему право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, заявлению присвоен номер № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.10,35).
-ДД.ММ.ГГГГ. Брюханов В.П. обратился с аналогичным заявлением в адрес администрации Емельяновского района Красноярского края (л.д.16);
-письмом № от ДД.ММ.ГГГГ. администрацией Мининского сельского совета Емельяновского района Красноярского края, направленного в адрес Брюханова В.П., истцу предложено представить справку о нуждаемости в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 17 ФЗ РФ № 181 от 24 ноября 1995г. «О социальной защите инвалидов в РФ» (л.д.11,43).
Согласно ч.6 ст. 39.14 ЗК РФ в случае, если в соответствии с ЗК РФ допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель.
В силу п.1 ст.39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства закреплено ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.
Однако указанная норма не подкреплена законодательным установлением порядка предоставления земельных участков для указанных целей.
Положения ст. 17 названного Федерального закона предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в соответствии с которыми инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.
Инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Таким образом, первоочередное право на получение земельного участка для ведения подсобного хозяйства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий.
Часть 2 ст. 39.15 ЗК РФ предусматривает перечень документов, необходимых к предоставлению земельного участка, в их число входят: документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Несмотря на отсутствие в Перечне документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного Приказом Минэкономразвития России № 1 от 12 января 2015г. – документов, подтверждающих нуждаемость заявителя в улучшении жилищных условий, вместе с тем, такая нуждаемость должна быть проверена органом, уполномоченным на предоставление земельного участка, в данном случае – администрацией Мининского сельского совета Емельяновского района Красноярского края, поскольку условием предоставления земельного участка без торгов – является инвалидность заявителя и нуждаемость в улучшении жилищных условий.
В рамках рассмотрения административного искового заявления Брюханова В.П., оспаривающего решение административного ответчика - администрации Мининского сельского совета в не предоставлении ему земельного участка в аренду без торгов, судом было предложено административному истцу представить доказательства нуждаемости в улучшении жилищных условий (л.д.27), о чем в адрес административного истца направлено соответствующее письмо. Кроме того, судом, по месту жительства административного истца, истребованы соответствующие сведения, доказательств нуждаемости Брюханова В.П. в улучшении жилищных условий - не добыто.
Обязательным условиями удовлетворения административного искового заявления является: 1) установление не соответствия оспариваемого решения требованиям закона и 2) нарушение этим решением прав административного истца. Указанные условия должны быть в совокупности.
Несмотря на то, что административным ответчиком – администрацией Мининского сельского совета Емельяновского района не представлено суду доказательств принятия ими мер к установлению нуждаемости административного истца в улучшении жилищных условий, что дало бы ему право на получение земельного участка на льготных условиях – без торгов, сам по себе ответ на заявление Брюханова В.П. № от ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие у Брюханова В.П. права на получение земельного участка в аренду без торгов, прав административного истца не нарушает.
С учетом вышеизложенного, оснований для признания оспариваемого Брюхановым В.Р. решения администрации Мининского сельского совета и возложения на администрацию Мининского сельского совета обязанности по подготовке проекта договора аренды вышеуказанного земельного участка, направлении их административному истцу, не имеется.
В связи с принятием судом решения об отказе Брюханову В.П. в удовлетворении административного иска, принятые по иску меры предварительной защиты, наложенные определением Емельяновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ., подлежат отмене (л.д.21).
О На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. № ░░ ░░.░░.░░░░.; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (11 ░░░░░░░░ 2018░.), ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░