УИД 11RS0012-01-2021-000610-57 Дело № 2а-277/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Мороковой О.В.
при секретаре Лихачевой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
04 августа 2021 года административное дело по административному исковому заявлению НАО «Первое коллекторское бюро» к судебному приставу-исполнителю ОСП по Прилузского району Истомину В.О., Отделению судебных приставов по Прилузскому району, Управлению федеральной службы судебных приставов по Республике Коми о признании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными, обязании устранить допущенные нарушения
установил:
НАО «Первое коллекторское бюро» обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по Прилузского району Истомину В.О., Отделению судебных приставов по Прилузскому району, Управлению федеральной службы судебных приставов по Республике Коми об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, обязании устранить допущенные нарушения. В обоснование административных требований указано, что в ОСП по Прилузскому району на исполнении находилось исполнительное производство №-ИП, возбужденное на основании судебного приказа № 2-1789/2020 в отношении должника Головизниной Е.Н. Между тем, судебным приставом-исполнителем не принят полный комплекс мер, направленный на обеспечение исполнения решения суда. Процессуальные документы, информация о совершенных исполнительных действиях и принятых мерах принудительного исполнения, в том числе, постановление об окончании исполнительного производства и оригинал исполнительного производства в установленный законом срок в адрес взыскателя в полном объеме не поступали. Полагая свои права нарушенными, обратился в суд с настоящим административным иском.
В судебном заседании административный истец не присутствует, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения административного дела; в административном исковом заявлении просили о рассмотрении дела без участия представителя административного истца.
Административные ответчики - судебный пристав-исполнитель Истомин В.О., представитель ОСП по Прилузскому району, УФССП России по Республике Коми в суде не присутствуют, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
До начала судебного заседания от представителя ОСП по Прилузскому району поступил отзыв, в котором просили в удовлетворении административных исковых требований НАО «ПКБ» отказать в полном объеме.
Заинтересованное лицо Головизнина Е.Н. в суде не присутствует, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела; до начала судебного заседания направила в адрес суда заявление, в котором просила о рассмотрении дела без её участия.
В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ, лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Отсюда, суд счел возможным рассмотреть дело без участия сторон, заинтересованного лица, по правилам ст. 226 КАС РФ.
Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев материалы исполнительного производства №-ИП, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации судебная защита прав и свобод гарантируется каждому. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2 этой же статьи).
В соответствии с ч. 1 статьи 5 Федерального закона РФ 02.10.2007г № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Согласно статье 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов означает, что судебный пристав-исполнитель должен возбудить исполнительное производство и выполнить весь комплекс исполнительных действий, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в целях исполнения исполнительного документа в полном объеме.
Исполнительные действия, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель в процессе исполнения требований исполнительных документов, указаны в статье 64 Закона об исполнительном производстве.
В соответствии с частью 1 статьи 68 Закона об исполнительном производстве мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Перечень мер принудительного взыскания предусмотрен частью 3 данной статьи.
При этом, помимо исполнительных действий, перечисленных в пунктах 1 - 16 части 1 статьи 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в соответствии с пунктом 17 Закона судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые доля своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
То есть, перечень действий и мер принудительного исполнения не является закрытым, и поэтому судебным приставом-исполнителем могут применяться различные не противоречащие принципам исполнительного производства меры для принуждения должника к исполнению требования исполнительного документа.
В соответствии с частью 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
На основании статьи 360 Кодекса административного судопроизводства РФ оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия), осуществляется в порядке, установленном главой 22 названного Кодекса.
В силу положений части 1 статьи 218 КАС РФ организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В порядке требований статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ условием удовлетворения требований об оспаривании действия должностного лица является установление их несоответствия соответствующим нормативным правовым актам, нарушение в результате их совершения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом установлено, что на основании судебного приказа мирового судьи Прилузского судебного участка № 2-1789/2020 от 13.07.2020 года постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Прилузскому району от 19.10.2020 года возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении Головизниной Е.Н. для взыскания задолженности по кредитному договору в размере 10 000 рублей и судебных расходов по оплате госпошлины в размере 200 рублей.
Установлено, что после возбуждения исполнительного производства 19 октября 2020 года судебным приставом-исполнителем в электронной форме сформированы запросы в ГИБДД МВД России о зарегистрированных автомототранспортных средствах; в банковские учреждения о наличии счетов у должника и денежных средствах на них; ФНС России о счетах должника; 26 ноября 2020 года судебным приставом сформирован запрос в органы ЗАГС об установлении родственных связей должника.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 17 декабря 2020 года исполнительное производство №-ИП присоединено к сводному исполнительному производству по должнику с присвоением номера №.
05 февраля 2021 года судебным приставом-исполнителем сформирован запрос в БТИ для получения сведений о наличии жилых (нежилых) помещений в собственности должника, на который дан ответ об отсутствии сведений.
В материалах исполнительного производства содержится информация, полученная в рамках сводного исполнительного производства в отношении Головизниной Е.Н., а именно: сведения ГИБДД МВД РФ об отсутствии у должника автотранспорта; Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Республике Коми» об отсутствии у должника зарегистрированных прав на недвижимое имущество; Прилузского участка ГИМС об отсутствии у должника маломерных судов; с Отдела лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Республике Коми об отсутствии у должника огнестрельного оружия.
01 июня 2021 года судебным приставом-исполнителем от Головизниной Е.Н. отобраны объяснения, согласно которым, последняя не трудоустроена, какого-либо имущества не имеет, проживает в квартире матери.
Из сводки по исполнительному производству видно, что судебный пристав-исполнитель на протяжении всего времени нахождения производства на исполнении направлял запросы в регистрирующие органы, пенсионные и налоговые органы.
По результатам направленных запросов, взятых от должника объяснений, судебным приставом-исполнителем установлено, что должник по состоянию на 02 июня 2021 года не трудоустроена, транспортных средств и иной самоходной техники, зарегистрированных прав на недвижимое имущество не имеет.
По общему правилу части 1 статьи 36 Закона об исполнительном производстве содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
В пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" указано, что неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии. Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя.
Круг исполнительных действий, совершаемых судебным приставом, определен статьей 64 Закона об исполнительном производстве. Из положений этой нормы закона следует, что судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет объем и последовательность совершаемых им исполнительных действий в рамках находящегося у него на исполнении исполнительного производства исходя из критериев их необходимости для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, соблюдения баланса интересов сторон исполнительного производства.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что в период нахождения исполнительного производства на исполнении в Отделении судебных приставов по Прилузскому району УФССП России по Республике Коми, судебным приставом-исполнителем были предприняты необходимые меры и действия по надлежащему исполнению судебного приказа. Между тем, неисполнение требований исполнительного документа вызвано не заявленным в административном иске незаконным бездействием судебного пристава-исполнителя, а финансовым положением должника и бездействием самого должника, направленным на неисполнение судебного акта, а отсутствие положительного результата взыскания денежных средств с должника не является результатом бездействия судебного пристава-исполнителя.
Кроме того, на исполнении в ОСП по Прилузскому району находится сводное исполнительное производство №-СД в отношении должника Головизниной Е.Н., в рамках которого судебным приставом-исполнителем проверялось имущественное положение должника.
Пунктом 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.
Копия постановления об окончании исполнительного производства направляется взыскателю и должнику не позднее дня, следующего за днем его вынесения (пункт 1 части 6 статьи 47 Закона об исполнительном производстве).
В случае возвращения взыскателю исполнительного документа в соответствии с пунктом 4 части 1 настоящей статьи взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы, указанные в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, а другие исполнительные документы не ранее двух месяцев либо до истечения указанного срока в случае предъявления взыскателем информации об изменении имущественного положения должника (часть 5 статьи 46 Закона об исполнительном производстве).
02 июня 2021 года исполнительное производство №-ИП окончено в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Из материалов исполнительного производства следует, что копия постановления об окончании исполнительного производства, оригинал судебного приказа направлены в адрес взыскателя 29.06.2021 года заказной корреспонденцией, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений №, и, согласно отчета об отслеживании отправления, получены взыскателем 08.07.2021 года.
В то же время, в соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для исполнения является его дубликат, выдаваемый в установленном порядке судом, другим органом или должностным лицом, принявшим соответствующий акт, в связи с чем, административный истец не лишен возможности в случае утраты подлинника судебного приказа обратиться в Прилузский судебный участок с заявлением на выдачу его дубликата.
Особенности принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции предусмотрены Федеральным законом от 20 июля 2020 г. N 215-ФЗ "Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Закон N 215-ФЗ).
В отношении должников-граждан частью 5 статьи 2 Закона N 215-ФЗ предусмотрено, что по 1 июля 2021 года включительно судебным приставом-исполнителем не применяются меры принудительного исполнения, связанные с осмотром движимого имущества должника, находящегося по месту его жительства (пребывания), наложением на указанное имущество ареста, а также с изъятием и передачей указанного имущества, за исключением принадлежащих должнику-гражданину транспортных средств (автомобильных транспортных средств, мотоциклов, мопедов и легких квадрициклов, трициклов и квадрициклов, самоходных машин).
Между тем, из материалов исполнительного производства следует, что осмотр движимого имущества по месту жительства должника судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства не проводился, что соответствует требованиям закона, с учетом обстоятельств, связанных с пандемией, существовавших на указанную дату.
Исходя из заявленных административных требований, суд полагает, что судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства №-ИП совершены необходимые исполнительные действия и приняты достаточные меры принудительного исполнения, в связи с чем основания для окончания исполнительного производства у административного ответчика имелись.
В то же время следует отметить, что в силу части 5 статьи 46 Закона об исполнительном производстве административный истец вправе повторно предъявить для исполнения исполнительный документ по истечении шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, что не позволит должнику препятствовать осуществлению исполнительного производства и избавиться от возможности быть принужденным службой судебных приставов к исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, а взыскателю обеспечит право на исполнение соответствующего судебного акта в установленном законом порядке посредством повторного совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Отсюда, руководствуясь ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░