Дело № 2а-97/2021
Решение
Именем Российской Федерации
20 января 2021 года с. Марёво Новгородской области
Валдайский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Кузьминой С.Н., при секретаре Васильевой А.Н., с участием помощника прокурора Марёвского района Новгородской области Васильевой Т.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Марёвского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Марёвского муниципального района Новгородской области о признании бездействия незаконным и об обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Марёвского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Администрации Марёвского муниципального района о признании бездействия ответчика, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления незаконным, и об обязании совершить определенные действия.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Марёвского района проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении доступа к информации в деятельности административного ответчика, в ходе которой установлено, что в нарушение п.п. «а» п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» на официальном сайте marevoadm.ru в разделе «Противодействие коррупции», «Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции» не размещены: решение Думы Маревского муниципального округа от 16.11.2020 №37 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов)», постановление Администрации Маревского муниципального района от 07.09.2020 №222 "Об утверждении Плана противодействия коррупции в Администрации Маревского муниципального района на 2020-2021 годы".
Бездействие Администрации Маревского муниципального района путем не размещения на официальном сайте информации, предусмотренной ст. 13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», является нарушением законодательства о противодействии коррупции об обеспечении доступа к деятельности органов местного самоуправления, нарушает права неопределенного круга лиц на получение информации о деятельности органа местного самоуправления.
Поэтому прокурор просит суд признать бездействие административного ответчика, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления незаконным; обязать административного ответчика в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать на официальном сайте Администрации Марёвского муниципального района, вышеуказанные нормативные акты.
В судебном заседании помощник прокурора Васильева Т.К. заявленные требования поддержала по мотивам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – Администрации Марёвского муниципального района в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствии, с административными исковыми требованиями согласился.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на принципах открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободного доступа к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» органы местного самоуправления осуществляют противодействие в пределах своих полномочий.
Пунктами 7, 21 ст. 7 указанного Федерального закона установлено, что обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относит к числу основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции и оптимизации и конкретизации полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления закреплены в качестве основного принципа обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона №8-ФЗ одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет», в которой данные органы создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация (часть 1 статьи 10 Федерального закона №8-ФЗ).
Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления (часть 1 статьи 9 Федерального закона №8-ФЗ).
Одним из основных требований при обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является соблюдение порядка предоставления такой информации (п. 2 ст. 11 Федерального закона №8-ФЗ).
Подпунктами «а» и «б» п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона №8-ФЗ установлено требование о размещении на официальном сайте информации о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе, нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что в нарушение указанных требований закона на официальном сайте Администрации Марёвского муниципального района Новгородской области в разделе «Противодействие коррупции», «Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции» не размещены: решение Думы Маревского муниципального округа от 16.11.2020 №37 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов)», постановление Администрации Маревского муниципального района от 07.09.2020 №222 "Об утверждении Плана противодействия коррупции в Администрации Маревского муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ годы".
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что бездействие административного ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение информации о деятельности органа местного самоуправления. Указанный факт стороной ответчика не оспорен.
Доказательств устранения ответчиком выявленных нарушений суду не представлено, в связи с чем факт нарушения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления в судебном заседании установлен.
В соответствии ч.1 ст.39, ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования, в том числе с административным заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.
В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления в защиту интересов неопределенного круга лиц, то есть лиц, которых невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них. Суд полагает, что прокурор Марёвского района действовал в рамках представленных ему полномочий.
Выявленные нарушения существенно нарушают права неопределенного круга лиц на получение информации о деятельности органов местного самоуправления.
В соответствии с требованиями п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Определяя срок исполнения указанных обязанностей со дня вступления решения суда в силу, суд учитывает объем и характер предстоящих работ, организацию проведения работ с соблюдением требований действующего федерального законодательства, устанавливает срок исполнения - в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 174-177 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск прокурора Марёвского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Марёвского муниципального района Новгородской области о признании бездействия незаконным и об обязании совершить определенные действия, удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Марёвского муниципального района Новгородской области, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований об обеспечении доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления, незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Обязать Администрацию Марёвского муниципального района Новгородской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать на официальном сайте marevoadm.ru в разделе «Противодействие коррупции» решение Думы Маревского муниципального округа от 16.11.2020 №37 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов)», постановление Администрации Маревского муниципального района от 07.09.2020 №222 "Об утверждении Плана противодействия коррупции в Администрации Марёвского мунципального района на ДД.ММ.ГГГГ годы".
Сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и прокурору Марёвского района.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Новгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Валдайский районный суд.
Лицам, участвующим в деле разъяснить, право на ознакомление с мотивированным решением суда с ДД.ММ.ГГГГ
Судья Кузьмина С.Н.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ