Решение по делу № 33-1140/2024 от 02.04.2024

33-1140/2024                                                                                судья Колмакова Н.И.

2-38/2024

УИД 62RS0030-01-2023-000665-23

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

21 июня 2024 года                                                                                             г. Рязань

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего Кондаковой О.В.,

судей Царьковой Т.А., Сафрошкиной А.А.,

при помощнике судьи Горетовой И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Сальхова Ивана Ивановича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области об обязании произвести перерасчет пенсии

с апелляционной жалобой ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области на решение Шацкого районного суда Рязанской области от 31 января 2024 года.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Кондаковой О.В., объяснения представителя истца Андрианова Д.В., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Сальхов И.И. обратился в суд с иском к ОСФР по Рязанской области о назначении страховой пенсии по старости.

Свои требования мотивировал тем, что с 03.02.2020 является получателем пенсии по старости. При обращении к ответчику за назначением пенсии истец имел право на выбор любых 60 месяцев, в период работы, для расчета среднемесячного заработка.

Наиболее выгодным для истца периодом работы является период его трудовой деятельности с 1982 по 1989 годы, так как в этот период его заработная плата превышала среднюю заработную плату по стране.

Согласно трудовой книжке, он работал в период с 18.08.1981 по 18.09.1982 в Шацкой автоколонне водителем 3 класса, на грузовых автомашинах, о чем имеются записи 1-2 в трудовой книжке; с 21.09.1982 по 03.03.1989 служил в органах внутренних дел Рязанского облисполкома, о чем имеются записи 3-4 в трудовой книжке; с 20.03.1989 по 27.03.1990 работал в отделении вневедомственной охраны при <скрыто> РОВД бригадиром бригады , что подтверждается записями 5-6 в трудовой книжке.

Для расчета пенсии избранным способом истцу была необходима справка о заработной плате за 60 месяцев подряд в указанный период 1982-1989, в связи с чем он обратился в МО МВД России «<скрыто>». Согласно справке от 27.01.2020, выданной уполномоченным органом, первичные документы о заработной плате работников медицинского вытрезвителя <скрыто> РОВД Рязанского облисполкома не сохранились. Также в справке указано, что нет документов, подтверждающих факт утраты данных первичных документов, данный случай утраты не может быть рассмотрен в комиссионном порядке, нет возможности восстановить утерянные документы и определить причинителя вреда.

Кроме того, была выдана справка от 27.01.2020, содержащая сведения о выплатах заработной платы Сальхова И.И. с июня 1987 года по январь 1989 года.

Позднее органами полиции составлен акт об установлении факта отсутствия архивных документов МО МВД России «<скрыто>» от 19.08.2020. В соответствии с актом комиссия установила отсутствие первичных документов о заработной плате работников <скрыто> РОВД Рязанского облисполкома с 21.09.1982 по 15.05.1987 и решила восстановить отсутствующие документы.

В архивный сектор администрации МО – Шацкий муниципальный район Рязанской области документы медвытрезвителя <скрыто> РОВД Рязанской области не поступали, о чем имеется справка от 15.10.2020.

В УМВД России по Рязанской области также отсутствуют карточки денежного довольствия МО МВД «<скрыто>», в архив Информационного центра указанные документы не поступали, о чем уполномоченный орган сообщил заявителю в письме от 19.10.2018.

УМВД России по Рязанской области выдало истцу справку от 31.12.2019 о его предполагаемом размере заработной платы за испрашиваемый период. Сведения данной справки составлены на основании данных по другим районным медвытрезвителям Рязанской области за испрашиваемый период, поскольку заработные платы их начальников в период СССР были одинаковые и считались по одной ставке заработка.

Истец обратился к ответчику, представив указанные документы.

Решением ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Рязанской области от 29.09.2022 истцу отказано в перерасчете пенсии. Свое решение ответчик мотивировал положениями п.1 ч.2 ст.18 №400-ФЗ и указал, что в представленной справке от 27.01.2020 отношение заработка составило 0,329, что меньше отношения в пенсионном деле – 0,954, а комсомольский билет истца не принимается как доказательство заработка.

Просил суд признать незаконным решение ответчика от 29.09.2022 об отказе в перерасчете пенсии; обязать ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости истца с момента назначения пенсии 03.02.2020, применив комсомольский билет истца от 02.06.1976 и справку от 27.01.2020, выданную МО МВД России «<скрыто>», о размере заработка.

Решением Шацкого районного суда Рязанской области от 31 января 2024 года постановлено:

Исковое заявление Сальхова Ивана Ивановича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области об обязании произвести перерасчет пенсии, удовлетворить.

Признать решение Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области от 29.09.2022 об отказе в перерасчете пенсии, незаконным.

Обязать Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Рязанской области произвести расчет отношения среднемесячного заработка Сальхова Ивана Ивановича к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации на основании сведений о заработной плате представленных в комсомольском билете от 02.06.1976, справке от 27.01.2020 МО МВД России «<скрыто>», и произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом полученного отношения с 03.02.2020.

В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области просит решение суда отменить в части обязания ОСФР по Рязанской области произвести перерасчет страховой пенсии с момента назначения ему страховой пенсии по старости, то есть с 03.02.2020.

Ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, указывает, что с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии в территориальный орган СФР обратился 28.09.2022, предоставив комсомольский билет, в связи с чем, перерасчет размера страховой пенсии должен производиться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии.

В письменных возражениях представитель истца Андрианов Д.В., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель истца Андрианов Д.В. возражал против доводов апелляционной жалобы.

В суд апелляционной инстанции истец, представитель ответчика не явились, о слушании дела извещены, об отложении дела не просили. В письменном заявлении представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области просит рассмотреть апелляционную жалобу в свое отсутствие.

На основании ч.3 и ч.5 ст.167 и ч.2 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с ч.2 ст.327.1 ГПК РФ, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению в части даты возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области обязанности произвести Сальхову И.М. перерасчет страховой пенсии по старости.

Из материалов дела следует и установлено судом, что Сальхов И.И с 03.02.2020 является получателем страховой пенсии по старости.

Расчет страховой пенсии произведен с учетом п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2021 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходя из общего трудового стажа до 01.01.2002, с учетом страховых взносов, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды работы до 01.01.2015.

28.09.2022 Сальхов И.И. обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии, представив справку МО МВД России «<скрыто>» от 27.01.2020 о заработной плате за период с 01.06.1987 по 31.01.1989, а также комсомольский билет от 02.06.1976.

Решением ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Рязанской области от 29.09.2022 отказано в перерасчете страховой пенсии в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ с 01.10.2022

Свое решение ответчик мотивировал тем, что при применении справки от 27.01.2020 отношение заработной платы составило 0,329, что меньше отношения в пенсионном деле (0,954). Комсомольский билет может быть принят для подтверждения стажа, так как в соответствии с письмом Министерства труда и социального развития РФ № 8339-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ № ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001 документы, косвенно подтверждающие фактический заработок могут быть приняты к производству только в случае невозможности определения причините вреда, связанного с утратой первичных документов о заработке, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, определение причинителя вреда оформляется соответствующим актом, отражающим факт произошедшего события вследствие которого утрачены документы о заработке работников данное предприятия.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующими исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий, положениями статей 18, 21, 23, 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», разъяснениями, изложенными в подп. 8 п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 8389-ЮЛ и Пенсионного фонда Российской Федерации № ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001, пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом отношения среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации на основании сведений о заработной плате, представленных в комсомольском билете от 02.06.1976, справке от 27.01.2020 МО МВД России «Шацкий», с даты ее назначения, то есть с 03.02.2020.

Возлагая на ответчика обязанность произвести перерасчет страховой пенсии на основании комсомольского билета и справки от 27.01.2020 МО МВД России «Шацкий», суд исходил из того, что комсомольский билет и справка подтверждают сведения об индивидуальном характере заработка Сальхова И.И. в спорный период с сентября 1982 года по январь 1989 года, из которого рассчитаны членские взносы, размер которых указан в отдельной графе комсомольского билета, производства дополнительных расчетов не требуется.

Возлагая на ответчика обязанность произвести перерасчет страховой пенсии с даты ее назначения, с 03.02.2020, суд исходил из того, что Сальхов И.И. на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии 31.01.2020 имел право на получение пенсии в большем размере, однако не располагал необходимыми документами, подтверждающими данное право, и не имел возможности их предоставить ввиду того, что пенсионный орган не разъяснил истцу право на предоставление сведений о заработной плате за весь период его трудовой деятельности, несмотря на то, что сведения о данном периоде работы у пенсионного органа имелись, то есть пенсионный орган не выполнил свою обязанность по информированию о праве на расчет пенсии по наиболее выгодному варианту.

Решение суда обжалуется ответчиком в части определения судом даты перерасчета страховой пенсии. В остальной части решение суда не обжалуется и предметом апелляционной проверки не является.

Судебная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции в обжалуемой части – в части определения даты, с которой ответчику необходимо произвести перерасчет пенсии истца, полагая довод ОСФР по Рязанской области о неправильном применении положений п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" заслуживающим внимания.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях (в редакции Федерального закона от 03.10.2018), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

На основании статьи 36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 01.01.2015 нормы Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяются за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В соответствии со статьей 30.3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) подлежит перерасчету, в том числе в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Закона при установлении ему трудовой пенсии.

Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ среднемесячный заработок застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Закона 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01 января 2015 года.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона 400-ФЗ, перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Частью 2 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что начисленные суммы страховой пенсии, выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем, в котором он обратился за получением начисленной страховой пенсии. Страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Подпунктом 8 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что: среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка. При этом свидетельские показания на основании названных пунктов статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ и статьи 60 ГПК РФ не являются допустимым доказательством, подтверждающим среднемесячный заработок.

В п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом N 173-ФЗ (ст. 18 и 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 N 958н был утвержден перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (действовал на день обращения истца в пенсионный орган – 31.01.2020).

Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).

Для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" (пункт 15 Перечня).

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Приказом Министра труда России от 17.11.2014 N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).

Согласно пункту 22 Правил N 884н (действующих на дату обращения истца за назначением пенсии) территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).

С 01.01.2022 вступил в силу Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденный приказом Минтруда России от 04.08.2021 N 538н (далее - Перечень от 04.08.2021).

Согласно пункту Перечня от 04.08.2021, для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".

С 01.01.2022 вступил в силу Приказ Минтруда России от 05.08.2021 N 546н "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

В соответствии с п. п. 47, 48 Правил от 05.08.2021 N 546н, перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии.

Заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по выбору заявителя.

Заявление о перерасчете размера пенсии принимается территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Перерасчет размеров страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначенных в автоматическом режиме, производится по заявлению о перерасчете размера пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (пункт 55 Правил).

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверить обоснованность выдачи документов (сведений), необходимых для установления пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (пункт 66 Правил).

Согласно разъяснению Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации в письме от 27 ноября 2001 года, при установлении пенсии, в том случае, если невозможно документально подтвердить среднемесячный заработок в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке, могут быть представлены документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд проверяет законность действий пенсионного органа на момент обращения гражданина за назначением или перерасчетом пенсии и законность отказа в ее назначении или перерасчете. При этом суд не вправе подменять собой пенсионный орган даже при установлении наличия необходимого стажа в ходе рассмотрения дела в суде. В силу действующих положений Конституции Российской Федерации суд не вправе вторгаться в компетенцию исполнительной власти, подменяя своим решением полномочия органа исполнительной власти.

Из приведенных нормативных положений следует, что перерасчет пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на такой перерасчет, к которому прилагаются документы, подтверждающие право этого лица на увеличение размера пенсии.

Для перерасчета размера пенсии необходима подача заявления пенсионера в пенсионный орган о перерасчете размера пенсии при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений пенсионного законодательства.

Руководствуясь положениями частей 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ, разъяснениями по их применению, изложенными в пунктах 42-44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", принимая во внимание доводы апелляционной жалобы ответчика и возражений истца, учитывая, что судом первой инстанции данные обстоятельства не исследовались, судебная коллегия сочла необходимым истребовать из ОСФР по Рязанской области сведения: - имеются ли выгодные, влекущие увеличение размера страховой пенсии по старости, варианты перерасчета размера страховой пенсии Сальхова И.И. на основании сведений о заработной плате за период с 1982 г. по 1989 г., представленных в комсомольском билете от 02.06.1976, справке МО МВД России «<скрыто>» от 27.01.2020, - обращался ли Сальхов И.И. с какими-либо заявлениями об учете периодов работы и заработной платы в порядке заблаговременной работы в период с 2019 г. по 2020 г.; - если обращался, представить заявления Сальхова И.И. с приложенными документами, а также - решения пенсионного органа по результатам рассмотрения указанных заявлений.

Ответ на запрос и документы, представленные ОСФР по Рязанской области, приняты в силу вышеприведенных положений в качестве дополнительных (новых) доказательств по делу.

Как следует из материалов дела, 12.11.2018 Сальхов И.И. в устной форме обращался в пенсионный орган в рамках проведения заблаговременной работы (подготовка документов на пенсию), о чем выдано уведомление, в котором содержится перечень представленных Сальховым И.И. документов. Сальховым И.И. представлены паспорт, трудовая книжка, справка ОВО по Шацкому району – филиал ФГКУ «ОВО ВНГ России по Рязанской области» от 10.09.2018 о периодах работы, справка военного комиссариата о прохождении службы от 10.09.2018, справки ОАО «Автоколонна » от 12.11.2018 , о периодах работы и переименовании, архивная справка администрации Шацкого района от 17.09.2018 о периодах работы, архивная справка УМВД России по Рязанской области от 22.10.2018 .

Кроме того, решением ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в Шацком районе Рязанской области от 18.12.2019 постановлено при расчете размера страховой пенсии по старости Сальхову И.И. не учитывать справку о заработной плате за 1982-1989 г.г. от 23.10.2019, выданную УМВД по Рязанской области, поскольку она составлена на основании аналогичных данных сотрудников другого района, соответственно не может служить документом, подтверждающим фактический заработок Сальхова И.И.

Сальхов И.И. обратился в суд с иском о признании решения пенсионного органа от 18.12.2019 незаконным, обязании произвести перерасчет пенсии по старости с даты ее назначения, 03.02.2020, применив комсомольский билет и справку МО МВД России «<скрыто>» от 27.01.2020 .

Определением Шацкого районного суда Рязанской области от 28.09.2022 производство по делу прекращено в связи с отказом истца от исковых требований.

Из пенсионного дела Сальхова И.И. следует, что, обращаясь 31.01.2020 с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, он выразил согласие на принятие решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении пенсионного органа сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без представления дополнительных сведений о стаже и заработке.

С 03.02.2020 ему назначена страховая пенсия по старост, расчет которой произведен с учетом п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2021 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходя из общего трудового стажа до 01.01.2002, заработка за 60 месяцев, начиная с 01.01.1995, с учетом страховых взносов, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды работы до 01.01.2015.

28.09.2022 Сальхов И.И. обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии, представив справку МО МВД России «<скрыто>» от 27.01.2020 о заработной плате за период с 01.06.1987 по 31.01.1989, а также комсомольский билет от 02.06.1976.

Таким образом, впервые названная справка и комсомольский билет были представлен истцом в пенсионный орган 28.09.2022 одновременно с заявлением о перерасчете пенсии. Доказательств о предоставлении истцом в пенсионный орган справки и комсомольского билета ранее 28.09.2022 материалы дела не содержат. Данные обстоятельства подтвердил в судебном заседании представитель истца Андрианов Д.В.

С учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание, что назначение пенсии, а также ее перерасчет в сторону увеличения носит заявительный характер с предоставлением документов, подтверждающих наличие оснований для такого перерасчета, ни в порядке заблаговременной работы по подготовке к назначению пенсии, ни при обращении с заявлением о назначении пенсии 31.01.2020 истцом не были представлены справка от 27.01.2020 и комсомольский билет, при этом о наличии комсомольского билета и возможности расчета заработка по нему истцом не заявлялось, как не заявлялось и о перерасчете пенсии с учетом заработка за 1982-1989 г.г., каких-либо решений пенсионным органом в отношении истца по вопросу учета заработка, подтверждаемого справкой от 27.01.2020 и комсомольским билетом, не принималось, впервые комсомольский билет и справка от 27.01.2020 были представлены в пенсионный орган 28.09.2022, связи с чем, судебная коллегия в данном случае не усматривает виновных действий ответчика при назначении истцу пенсии, влекущих применительно к части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" (страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком) обязанность произвести перерасчет пенсии за прошедшее время, с даты назначения страховой пенсии, с 03.02.2020.

Из ответа ОСФР по Рязанской области следует, что при расчете заработка Сальхова И.И. на основании сведений о заработной плате за период с 1982 г. по 1989 г., имеющихся в комсомольском билете от 02.06.1976, справке МО МВД России «<скрыто>» от 27.01.2020, отношение заработка составило бы 1,107, в настоящий момент отношение заработка составляет 0,954.

Следовательно, применение заработка по комсомольскому билету и справке МО МВД России «<скрыто>» от 27.01.2020 является выгодным для истца вариантом, влекущим увеличение размера страховой пенсии по старости.

В силу пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии по старости должен быть произведен с 01.10.2022, т.е. с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление истца (28.09.2022) о перерасчете размера страховой пенсии в сторону увеличения.

Принимая во внимание ошибочность вывода суда первой инстанции в части определения даты возложения на ОСФР по Рязанской области обязанности произвести Сальхову И.М. перерасчет страховой пенсии по старости, решение суда на основании пункта 3 части 1 статьи 330 ГПК РФ в указанной части подлежит изменению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Шацкого районного суда Рязанской области от 31 января 2024 года изменить в части даты возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области обязанности произвести Сальхову Ивану Ивановичу перерасчет страховой пенсии по старости, указав «возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области обязанность произвести Сальхову Ивану Ивановичу перерасчет страховой пенсии по старости с 01 октября 2022 года».

Председательствующий:

Судьи:

33-1140/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Сальхов Иван Иванович
Ответчики
ОСФР по Рязанской области
Другие
Андрианов Денис Владимирович
Суд
Рязанский областной суд
Судья
Кондакова Ольга Вячеславовна
Дело на сайте суда
oblsud.riz.sudrf.ru
08.04.2024Передача дела судье
22.05.2024Судебное заседание
28.05.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
19.06.2024Судебное заседание
21.06.2024Судебное заседание
13.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.07.2024Передано в экспедицию
21.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее