Решение от 17.05.2021 по делу № 2-126/2021 от 18.02.2021

Дело № 2-126/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2021 года с. Карагай

Карагайский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Корепановой С.А.,

при секретаре судебного заседания Новиковой Ю.В.,

с участием помощника прокурора Карагайского района Пермского края Носова А.В..,

представителя ответчика администрации Карагайского муниципального района Пермского края Азиевой С.Ш.к., по доверенности,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Карагайского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к муниципальному образованию Карагайский муниципальный округ в лице администрации Карагайского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности принять меры к сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия «Церковь Святого Василия»

у с т а н о в и л:

Прокурор Карагайского района Пермского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к муниципальному образованию Карагайский муниципальный округ в лице администрации Карагайского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности принять меры к сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия «Церковь Святого Василия», а именно: в срок до 31.12.2021 разработать научно – проектную документацию на реставрацию указанного объекта культурного наследия в соответствии с требованиями законодательства.

Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Карагайского района Пермского края на основании обращения начальника Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края проведена проверка исполнения администрацией Карагайского муниципального округа законодательства об охране объектов культурного наследия, в ходе которой в деятельности администрации выявлены нарушения указанного законодательства. В ходе проверки установлено, что в собственности муниципального образования администрации Нердвинского сельского поселения Пермского края находится объект культурного наследия - Церковь Святого Василия, расположенная по адресу: <адрес>. 16.07.2018 Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края в адрес администрации Нердвинского сельского поселения было направлено охранное обязательство от 09.07.2018 на указанный объект культурного наследия, которое получено администрацией Нердвинского сельского поселения 24.07.2018. В соответствии с п.п. 13,14,15 охранного обязательства, администрации Нердвинского сельского поселения, как собственник объекта культурного наследия, обязана содержать памятник, проводить текущий и капитальный ремонт, а также ремонтно – реставрационные работы в сроки, предусмотренные актом технического состояния объекта культурного наследия. Согласно акту технического состояния объекта культурного наследия от 06.06.2017 ведущего специалиста Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края Абрамовым М.В., в отношении объекта культурного наследия собственнику необходимо провести следующие работы по сохранению объекта: разработать научно – проектную документацию на реставрацию до 30.12.2020; осуществить устройство отмостки и ремонт кровли до 30.10.2021; провести реставрацию заполнений оконных и дверных проемов, фасадов до 30.10.2021; сезонное содержание территории на постоянной основе; благоустройство территории до 30.10.2021. 16.12.2019 в ходе осмотра объекта, проведенного представителем Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края установлено, что общее состояние объекта оценивается как ограниченно работоспособное. Наблюдается деструкция кирпича цоколя, намокание, выпадение кирпичей, плесень вдоль здания, значительное отпадение штукатурки по всем фасадам, деструкция кирпича, вымывание раствора, кирпичная кладка по углам здания легко разбирается. Внутри на стенах стертость окрасочного слоя, штукатурный слой поврежден или отсутствует на площади более 80 %, полы захламлены строительным мусором. Присутствует рассыхание рам оконных заполнений, растрескивание рам оконных заполнений, растрескивание древесины, утрата целостности остекления. Ранее существовавшая по периметру церкви ограда демонтирована. 09.01.2020 в связи с указанными нарушениями прокурором района в адрес главы администрации Нердвинского сельского поселения вынесено представление об устранении нарушений законодательства объектов культурного наследия. 10.03.2020 и.о. главы предоставлен ответ, в соотвествии с которым в 2020 году финансовых средств на цели содержания объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, не было предусмотрено. В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления Карагайского муниципального округа Пермского края в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания Карагайского муниципального округа Пермского края осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. В адрес главы администрации Карагайского муниципального района направлен запрос о принимаемых мерах по сохранности объекта культурного наследия – Церковь Святого Василия. Согласно ответу главы администрации Карагайского муниципального района от 30.04.2020 денежные средства на цели сохранения и использования объектов культурного наследия в бюджете Нердвинского сельского поселения и Карагайского муниципального района на 2020 год не предусмотрен. Указанное будет учтено при формировании бюджета Карагайского муниципального округа на 2021 год и плановый период 2022-2023 г.г. 08.08.2020 администрацией Карагайского муниципального округа зарегистрировано право собственности на объект культурного наследия – Церковь Святого Василия. Администрация Карагайского муниципального округа, как собственник объекта культурного наследия и правопреемник администрации Нердвинского сельского поселения обязана принять меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко – культурной ценности объекта культурного наследия. В соответствии с ответом главы администрации Карагайского муниципального округа от 25.01.2021 бюджетом Карагайского муниципального округа на 2021 год и плановый период 2022-2023 годы финансирование на цели исполнения полномочий по сохранению объекта культурного наследия –церкви Святого Василия в с.Нердва, не предусмотрены, научно – проектная документация на реставрацию объекта отсутствует.

В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал по основаниям изложенным в заявлении.

Представитель ответчика Азиевой С.Ш.к. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила что в настоящее время решается вопрос о передаче данного имущества в собственность религиозной организации – Кудымкарской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Представитель третьего лица Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал.

Третье лицо – представитель Кудымкарской Епархии Русской Православной Церкви в суд явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявлял, свое мнение не выразил.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жилище, органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ст.44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В силу статьи 12, части 1 статьи 130 и части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

В силу статьи 209 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия» (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Статьей 9.3 указанного закона определено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: 1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; 2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; 3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения; 3.1) обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; 4) иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно п.1 ст.47.2 названного закона требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. Статьей 47.3 установлены требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, так, пунктом 1 установлено, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия собственники объекта обязаны: 1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; 2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; 3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; 4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; 5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; 6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло): под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения; под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования; под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ; 7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; 8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

В судебном заседании установлено, что в собственности муниципального образования администрации Нердвинского сельского поселения Пермского края находился объект культурного наследия - Церковь Святого Василия, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.65-66).

В соответствии с письмом от 16.07.2018 № СЭД -55-01-18.2-197 в адрес главы Нердвинского сельского поселения направлен приказ об утверждении охранного обязательства объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия «Церковь Св.Василия», полученный администрацией Нердвинского сельского поселения 24.07.2012. Пунктами 13,14,15,16 охранного обязательства закреплено, что администрация Нердвинского сельского поселения, как собственник объекта культурного наследия, обязана содержать памятник, проводить текущий и капитальный ремонт, а также ремонтно – реставрационные работы в сроки, предусмотренные актом технического состояния объект культурного наследия (л.д. 9-23).

Согласно акту технического состояния объекта культурного наследия от 06.07.2017, составленному ведущим специалистом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края Абрамовым В.М., с целью сохранения объекта и создания надлежащих условий для его использования собственнику объекта необходимо провести следующие работы: в срок до 30.12.2020 – разработать научно – проектную документацию; в срок до 30.10.2021 провести ремонтные работы по устройству отмостки, ремонту кровли, реставрацию заполнений оконных и дверных проемов, реставрацию фасадов; постоянно осуществлять сезонное содержание и благоустройство территории (л.д.53-57).

Из справки от 16.12.2019 следует, что в ходе осмотра объекта, проведенного представителем Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края установлено, что общее состояние объекта оценивается как ограниченно работоспособное. Наблюдается деструкция кирпича цоколя, намокание, выпадение кирпичей, плесень вдоль здания, значительное отпадение штукатурки по всем фасадам, деструкция кирпича, вымывание раствора, кирпичная кладка по углам здания легко разбирается. Внутри на стенах стертость окрасочного слоя, штукатурный слой поврежден или отсутствует на площади более 80 %, полы захламлены строительным мусором. Присутствует рассыхание рам оконных заполнений, растрескивание рам оконных заполнений, растрескивание древесины, утрата целостности остекления. Ранее существовавшая по периметру церкви ограда демонтирована (л.д.24-43).

09.01.2020 в связи с указанными нарушениями прокурором района в адрес главы администрации Нердвинского сельского поселения вынесено представление об устранении нарушений законодательства объектов культурного наследия (л.д.44-47).

10.03.2020 и.о. главы сельского поселения - главы администрации Нердвинского сельского поселения предоставлен ответ, в соответствии с которым в 2020 году финансовых средств на цели содержания объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, не запланировано (л.д.48-49).

В соответствии с п.1 ч.1 ст.1 Закона № 511-ПК Менделеевское сельское поселение, Нердвинское сельское поселение, Обвинское сельское поселение, Рождественское сельское поселение, входящее в состав Карагайского муниципального района, преобразованы путем их объединения в новое муниципальное образование, новое муниципальное образование, образованное путем проведения преобразования наделено статусом Карагайского муниципального округа. Согласно п.5 указанной статьи Нердвинское сельское поселение и Карагайский муниципальный район утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу Закона Пермского края № 511, то есть с 14.03.2020.

В силу п.1 ст.3 Закона Пермского края № 511- ПК органы местного самоуправления Карагайского муниципального округа Пермского края в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания Карагайского муниципального округа Пермского края осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.

В адрес главы администрации Карагайского муниципального района направлен запрос о принимаемых мерах по сохранности объекта культурного наследия – Церковь Святого Василия (л.д.58).

Согласно ответу главы администрации Карагайского муниципального района от 30.04.2020 денежные средства на цели сохранения и использования объектов культурного наследия в бюджете Нердвинского сельского поселения не предусмотрен, в бюджете Карагайского муниципального района также нет таких средств. Требование прокуратуры будет учтено при формировании бюджета Карагайского муниципального округа на 2021 год и плановый период 2022-2023 г.г., о чем будет предоставлена дополнительная информация (л.д.59).

Согласны выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 02.12.2020, собственником здания с кадастровым номером 59:21:0940001:2084, являющегося объектом культурного наследия, является муниципальное образование Карагайский муниципальный район Пермского края(л.д. 64-66).

В соответствии с ответом главы администрации Карагайского муниципального округа от 25.01.2021 на требование от 20.01.2021 № 274ж-2020, бюджетом Карагайского муниципального округа на 2021 год и плановый период 2022-2023 г.г. финансирование на цели исполнения полномочий по сохранению объекта культурного наследия –церкви Святого Василия в с.Нердва, не предусмотрены, научно – проектная документация на реставрацию объекта отсутствует.

Таким образом, администрация Карагайского муниципального округа, как собственник объекта культурного наследия и правопреемник администрации Нердвинского сельского поселения обязана принять меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко – культурной ценности объекта культурного наследия- Церкви Св.Василия, расположенной по адресу: <адрес>.

На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований и о возложении обязанности на администрацию Карагайского муниципального округа Пермского края принять меры к сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия «Церковь Святого Василия», а именно: в срок до 31.12.2021 разработать научно – проектную документацию на реставрацию указанного объекта культурного наследия в соответствии с требованиями законодательства.

    Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░», ░ ░░░░░░: ░ ░░░░ ░░ 31.12.2021 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░ 2021 ░░░░

░░░░░             ░.░.░░░░░░░░░░

2-126/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Карагайского района Пермского края
Ответчики
Администрация Карагайского муниципального округа Пермского края
Другие
религиозная организация "Кудымкарская Епархия Русской Православной Церкви" (Московский Патриархат
Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края
Суд
Карагайский районный суд Пермского края
Судья
Корепанова Светлана Александровна
Дело на сайте суда
karagai.perm.sudrf.ru
18.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.02.2021Передача материалов судье
24.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2021Судебное заседание
15.04.2021Судебное заседание
17.05.2021Судебное заседание
24.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее