РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Дербент 13 мая 2016 года
Судья Дербентского городского суда РД Гасанов М.Р., рассмотрев жалобу заведующей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения ЦРР «Детский сад № 8» (МБДОУ ЦРР «Детский сад № 8») г. Дербент Э.В. Фаталиевой на постановление № 85 по делу об административном правонарушении от 25 апреля 2016 года,
УСТАНОВИЛ:
Заведующая МБДОУ ЦРР «Детский сад № 8» г. Дербент Э.В. Фаталиева обратилась в суд с жалобой на постановление главного государственного инспектора Отдела НД и ПР №5 по г.г. Дербент, Дагестанские Огни, Дербентскому и Табасаранскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по РД ФИО3 по делу об административном правонарушении от 25 апреля 2016 года, согласно которому МБДОУ ЦРР «Детский сад № 8» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1, 3 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 150 000 рублей, ссылаясь на то, что учреждение привлечено к административной ответственности незаконно, при отсутствии в его действиях состава административного правонарушения.
Представитель - заведующая МБДОУ ЦРР «Детский сад № 8» г. Дербент Э.В. Фаталиева в судебном заседании подтвердила доводы жалобы и просила их удовлетворить.
Представитель Отдела НД и ПР №5 по г.г. Дербент, Дагестанские Огни, Дербентскому и Табасаранскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по РД Ризаев К.А., в судебном заседании полностью согласился с требования жалобы, признал тот факт, учреждение не имело возможность для соблюдения правил противопожарного режима РФ в виду отсутствия финансирования.
Проверив и исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, суд считает ее подлежащей удовлетворению.
Так, согласно постановлению № 85 главного государственного инспектора Отдела НД и ПР №5 по г.г. Дербент, Дагестанские Огни, Дербентскому и Табасаранскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по РД ФИО3 по делу об административном правонарушении от 25 апреля 2016 года МБДОУ ЦРР «Детский сад № 8» г. Дербент допустило ряд нарушений правил противопожарного режима РФ, в том числе: автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения людей о пожаре эксплуатируются в неисправном состоянии, а также не организовано не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем с оформлением соответствующего акта проверки, обшивка стен на путях эвакуации в фойе выполнена из сгораемого материала, не осуществлена из расчета 1 раз в полугодие проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций чердачных помещений в соответствие с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки) и.т.д.
В жалобе заведующая МБДОУ ЦРР «Детский сад № 8» г. Дербент Э.В. Фаталиева ссылается на то, что протокол об административном правонарушении составлен, а постановление № 85 от 25 апреля 2016 года вынесено без учета фактических обстоятельств. Выводы, изложенные в постановление № 85 от 25 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении о наличии в действиях МБДОУ ЦРР «Детский сад № 8» г. Дербент составов административных правонарушений, предусмотренных ч.1, ч. 3 и ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, не основаны на законе и материалах дела. Учреждение является бюджетным, полностью финансируется из муниципального бюджета, а отсутствие финансирования либо несвоевременное поступление необходимых денежных средств лишает их возможности в полном объеме и в короткие сроки устранять выявленные нарушения норм пожарной безопасности. С учетом изложенного считает, что учреждение привлечено к ответственности без учета фактических обстоятельств, не выяснив, была ли у него вообще возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена данная административная ответственность, были ли им приняты или нет все зависящие от них меры по их соблюдению. По этим основаниям просит постановление № 06 от 05 февраля 2016 года отменить и производство по делу прекратить за отсутствием в действиях учреждения состава административного правонарушения.
Доводы заведующей МБДОУ ЦРР «Детский сад № 8» г. Дербент Э.В. Фаталиевой о невиновности учреждения находят подтверждение в материалах дела, а именно обращение к руководству за финансовой помощью для устранения недостатков по пожарной безопасности.
Так, диспозиция ст. 20.4 ч.1, ч.3, ч.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в том числе к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, а также к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2010 года) «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со ч. 1 ст. 1.6 К о АП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с п. 3 ст. 26.1 К о АП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 К о АП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Положения части 2 статьи 2.1 К о АП Российской Федерации, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 К о АП Российской Федерации), имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.
В ходе рассмотрения дела необходимо установить, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и были ли им приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Между тем, в деле отсутствуют сведения о том, что учреждение имела возможность для соблюдения правил противопожарного режима РФ, нарушение которых вменено ему в вину.
Оспариваемое постановление о привлечении учреждения к административной ответственности ограничено установлением объективной стороны правонарушения и не содержит описания и характеристик его виновности, в связи с чем следует признать, что вина учреждения не выяснена и субъективная сторона состава правонарушения административным органом не установлена.
По мнению суда, правонарушение вменено учреждению без надлежащего установления административным органом объективной и субъективной сторон состава правонарушения.
МБДОУ ЦРР «Детский сад № 8» г. Дербент не имеет собственных финансовых средств и финансируется из муниципального бюджета, при этом достаточные денежные средства на эти цели к нему не поступали.
Таким образом, неисполнение выданного предписания об устранении нарушений правил пожарной безопасности связано с объективными и независящими от учреждения причинами, то есть отсутствием финансовых средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 К о АП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесении по нему решения главным государственным инспектором по пожарному надзору по г. Дербент не выяснены имеющие правовое значение обстоятельства, в том числе: имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена данная административная ответственность, и были ли приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, а также не проверены доказательства, свидетельствующие о наличии или отсутствии его вины и т.д.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что МБДОУ ЦРР «Детский сад № 8» г. Дербент не является организацией, имеющей свои собственные денежные средства, оно финансируется из муниципального бюджета, а поступающие средства расходуются строго по целевому назначению.
Между тем, в материалах дела отсутствуют сведения о выделении из муниципального бюджета МБДОУ ЦРР «Детский сад № 8» г. Дербент финансовых средств, направленных на цели обеспечения требований противопожарной безопасности в полном объеме.
При указанных обстоятельствах оснований для вывода о наличии в действиях МБДОУ ЦРР «Детский сад № 8» г. Дербент составов административного правонарушения, предусмотренных ст. 20.4 ч. 1, ч. 3 и ч.4 К о АП РФ, не имеются, а потому постановление главного государственного инспектора Отдела НД и ПР №5 по г.г. Дербент, Дагестанские Огни, Дербентскому и Табасаранскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по РД ФИО3 по делу об административном правонарушении от 25 апреля 2016 года является незаконным и подлежащим отмене с прекращением производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу заведующей Муниципального дошкольного образовательного учреждения ЦРР «Детский сад № 8» г. Дербент Э.В. Фаталиевой удовлетворить.
Отменить постановление № 85 главного государственного инспектора Отдела НД и ПР №5 по г.г. Дербент, Дагестанские Огни, Дербентскому и Табасаранскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по РД ФИО3 по делу об административном правонарушении от 25 апреля 2016 года в отношении Муниципального дошкольного образовательного учреждения ЦРР «Детский сад № 8» г. Дербент и производство по делу прекратить по основаниям ст. 24. 5 п. 2 К о АП РФ.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение тридцати дней со дня его вынесения в окончательной форме.
СУДЬЯ М.Р. ГАСАНОВ