Дело № 2а-110/2020
УИД 43RS0041-01-2019-000280-36
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июля 2020 года пгт. Ленинское
Шабалинский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Бисерова В.Ю.,
при секретаре Татариновой Е.Е.,
с участием помощника прокурора Шабалинского района Кировской области Червоткиной Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Шабалинского района Кировской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Ленинское городское поселение Шабалинского района Кировской области» в лице администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области о признании незаконным бездействия по определению управляющей организации для многоквартирных домов и установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, возложении обязанности по определению управляющей организации для многоквартирных домов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шабалинского района Кировской области обратился в суд с административным иском в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Ленинское городское поселение Шабалинского района Кировской области» в лице администрации Ленинского городского поселения Шабалинского района Кировской области Прокуратурой Шабалинского района. В обоснование иска указано, что в ходе осуществления надзора за исполнением требований жилищного законодательства выявлено бездействие административного ответчика, нарушающее права собственников жилых помещений многоквартирных домов.
Вопросы местного значения поселения определены в п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В силу частей 4, 17 статьи 161 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. При этом управление указанным многоквартирным домом, осуществляется управляющей организацией, определенной решением органа местного самоуправления.
В ходе проверки установлено, что до настоящего времени большая часть многоквартирных домов (далее по тексту - МКД) в пгт Ленинское Шабалинского района в установленном порядке не управляются.
В текущем периоде 2020 года конкурсы по отбору управляющей компании органом местного самоуправления не объявлялись и не проводились. Не созданы иные необходимые условия для осуществления деятельности по управлению общим имуществом МКД, а также содержанию помещений в МКД.
В силу ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно обеспечивать соблюдение требований и надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Согласно требований пунктов 34 и 36 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 органы местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
При этом размер платы для собственников, не принявших решение о выборе способа управления, должен быть определен по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
Установление органом местного самоуправления платы за содержание и ремонт жилого помещения является одним из условий осуществления деятельности не только по управлению МКД, но и по содержанию общего имущества в МКД.
Вопреки вышеназванным требованиям закона администрацией Ленинского городского поселения объективные меры к исполнению полномочий в названной сфере не принимаются.
Прокурором района в январе 2019 года было внесено представление с требованием устранить нарушения закона в части создания условий для управления МКД.
Однако данный вопрос не разрешен до настоящего времени.
Бездействие администрации Ленинского городского поселения по определению управляющих организаций для многоквартирных домов способствует ненадлежащему содержанию имущества МКД, и несвоевременному проведению ремонта, что в конечном счете может привести к возникновению аварийных ситуаций в жилых домах и нарушению жилищных прав собственников жилых помещений.
На основании изложенного, просит признать бездействие муниципального образования «Ленинское городское поселение» Шабалинского района Кировской области в лице администрации Ленинского городского поселения по определению управляющей организации для расположенных на территории пгт Ленинское многоквартирных домов и установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в МКД, незаконным. Возложить на муниципальное образование «Ленинское городское поселение» Шабалинского района Кировской области в лице администрации Ленинского городского поселения обязанность по определению управляющей организации для всех расположенных на территории пгт Ленинское Шабалинского района Кировской области многоквартирных домов, собственники которых не выбрали способ управления либо не реализовали непосредственную форму управления.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, указал, что работа частично проведена в 2019 году. Однако ни одна компания не заявилась на участие в конкурсе по управлению МКД, т.к. тариф не позволял содержать общее имущество в надлежащем виде в соответствии с требования законодательства.
Представитель административного ответчика в судебном заседании не участвовал, просил принять решение по усмотрению суда и рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав истца, суд находит иск прокурора Шабалинского района Кировской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Судом установлено, что прокуратурой Шабалинского района в ходе осуществления надзора за исполнением требований жилищного законодательства установлено, что муниципальным образованием «Ленинское городское поселение» Шабалинского района Кировской области в лице администрации Ленинского городского поселения допускается бездействие, нарушающее права неопределенного круга лиц – собственников жилых помещений многоквартирных домов.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В силу ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Согласно ч. 17 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления.
В ходе проверки установлено, что до настоящего времени большая часть многоквартирных домов (далее по тексту - МКД) в пгт Ленинское Шабалинского района в установленном порядке не управляются.
Так, не осуществляется управление общим имуществом в домах пгт Ленинское по адресам: пер<данные изъяты> и другие.
Вопреки требованиям закона в текущем периоде 2020 года конкурсы по отбору управляющей компании органом местного самоуправления не объявлялись и не проводились, что подтверждается информацией, размещенной на официальном сайте проведения торгов.
Не созданы и иные необходимые условия для осуществления деятельности по управлению общим имуществом МКД, а также содержанию помещений в МКД.
Согласно ст.ст. 39 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание принадлежащего ему помещения, а также обязаны участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и должно обеспечивать соблюдение требований и надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, согласно правилам предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно требований пунктов 34 и 36 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 в случае, если собственники помещений на общем собрании не выбрали способ управления МКД либо выбрали способ непосредственного управления МКД, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
При этом размер платы для собственников, не принявших решение о выборе способа управления, должен быть определен по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
Установление органом местного самоуправления платы за содержание и ремонт жилого помещения является одним из условий осуществления деятельности не только по управлению МКД, но и по содержанию общего имущества в МКД.
Вопреки вышеназванным требованиям закона администрацией Ленинского городского поселения объективные меры к исполнению полномочий в названной сфере не принимаются.
Прокурором района в январе 2019 года было внесено представление с требованием устранения нарушения закона в части создания условий для управления МКД.
Административный ответчик организовал работу по объявлению конкурсов по отбору управляющей компании в марте 2019 года, а также направил предложение в ООО «УК «Дом Сервис» обратиться с заявлением о включении в перечень управляющих компаний на условиях временного управляющего.
Однако до настоящего времени управление большинством МКД не осуществляется.
Решением Ленинской городской Думы был установлен тариф по содержанию общего имущества собственников МКД. Однако данная сумма не соответствует рыночным, тем самым не обеспечивает безопасность содержания общего имущества многоквартирных домов, тем самым не обеспечивает безопасность жильцов, проживающих в данных домах.
Бездействие администрации Ленинского городского поселения по определению управляющих организаций для многоквартирных домов способствует ненадлежащему содержанию имущества МКД, и несвоевременному проведению ремонта, что в конечном счете может привести к возникновению аварийных ситуаций в жилых домах и нарушению жилищных прав собственников жилых помещений.
Таким образом, бездействие административного ответчика по принятию надлежащих мер в области жилищного законодательства является незаконным.
Поскольку в судебном заседании нашел подтверждение факт нарушения действующего жилищного законодательства, то административный ответчик как орган местного самоуправления обязан в силу перечисленных выше норм права обеспечить исполнение данного законодательства.
В соответствии с п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчик орган местного самоуправления освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, поэтому судебные издержки отнести на счет местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие муниципального образования «Ленинское городское поселение Шабалинского района кировской области в лице администрации Ленинского городского поселения по определению управляющей организации для расположенных на территории пгт Ленинское многоквартирных домов и установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.
Возложить на муниципальное образование «Ленинское городское поселение Шабалинского района кировской области в лице администрации Ленинского городского поселения по определению управляющей организации для всех расположенных на территории пгт Ленинское Шабалинского района кировской области многоквартирных домов, собственники которых не выбрали способ управления либо не реализовали непосредственную форму управления.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд путем подачи жалобы через Шабалинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 27.07.2020 года.
Судья В.Ю. Бисеров