57RS0012-01-2024-001777-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 августа 2024 года г. Ливны Орловская область
Ливенский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Юдиной О.А.,
при секретаре Б,
с участием помощника прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры – Б,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ливенского районного суда Орловской области гражданское дело по иску прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры, действующего в интересах Ч к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами, об обязании БУЗ ОО "Ливенская ЦРБ" выписывать своевременно рецепты на получение лекарственных препаратов Ч,
установил:
Ливенский межрайонный прокурор Орловской области обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетней Ч. к Департаменту здравоохранения Орловской области, Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Ливенская Центральная районная больница» об обязании обеспечить лекарственными препаратами, производить своевременную выписку рецептов на получение лекарственных препаратов, в обоснование указав, что несовершеннолетняя Ч является ребенком-инвалидом, федеральным льготником и имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов.
По медицинским показаниям Ч. назначен лекарственный препарат МНН «<данные изъяты>», которым она своевременно и в полном объеме не обеспечивалась.
Согласно информации, представленной Департаментом здравоохранения Орловской области, лечащим врачом законному представителю на имя Ч выписаны рецепты № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ на получение лекарственного препарата по МНН «<данные изъяты>». В связи с отсутствием вышеуказанного лекарственного препарата, рецепт от ДД.ММ.ГГГГ был предъявлен в аптечную сеть ДД.ММ.ГГГГ, аптекой № ГУП ОО «Орелфармация» рецепт поставлен на отсроченное обеспечение и ДД.ММ.ГГГГ истек срок действия рецепта, рецепт от ДД.ММ.ГГГГ предъявлен в аптечную сеть ДД.ММ.ГГГГ и находится в аптечном пункте.
Ливенский межрайонный прокурор просил обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Ч лекарственным препаратом МНН «<данные изъяты>» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом; обязать БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» производить своевременную выписку рецептов на лекарственными препаратами МНН «<данные изъяты>», в соответствии с назначенной схемой лечения, обратив решение к немедленному исполнению.
В судебном заседании помощник прокурора Б, исковые требования в части обязании Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Черных В.А. лекарственными препаратами МНН «<данные изъяты>», в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом поддержала. В отношении БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» производить своевременную выписку рецептов на получение лекарственных препаратов от иска отказалась.
Законный представитель Ч Черных А.Н. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил отказ от иска в отношении БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ».
Представитель ответчика БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен.
Представитель третьего лица ГУП ОО «Орелфармация» в заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Департамента финансов Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Выслушав объяснения помощника прокурора, истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:
1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;
3) на основе клинических рекомендаций;
4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.
В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Пунктом 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
В силу пунктов 1, 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
На основании пункта 9.2 статьи 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечение лиц лекарственными препаратами осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Согласно частям 2, 4 и 9 статьи 4.1 названного Федерального закона средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствие с подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение таких вопросов, как организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями.
В пункте 24 части 2 статьи 26.3 данного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.
Из анализа приведенных норм права следует, что решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, изделиями медицинского назначения относится к компетенции субъектов Российской Федерации.
Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области» (далее по тексту - Положение).
В соответствии с пунктом 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13 августа 2009 г. № 942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».
В соответствии с пунктом 11 Приложения № 9 Программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.
В силу пункта 11 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, утвержденных Приказом Минздрава России от 24.11.2021 N 1093н, действующих с 01 сентября 2022 г., отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли.
Судом установлено, что Ч является федеральным льготником и имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов по рецептам врача.
Согласно информации БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» Ч, ДД.ММ.ГГГГ г.р. состоит на «Д» учёте с диагнозом <данные изъяты> 1 типа без осложнений, <данные изъяты>.
Согласно регистратора ССЗ пациент нуждается в лекарственных препаратах: МНН «<данные изъяты>» 2 таб. в сутки.
По данным единой региональной информационной системы Орловской области реестра на Ч, рецепт на отпуск <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ в аптечную сеть предъявлен ДД.ММ.ГГГГ, статус рецепта- признан недействительным ввиду истечения срока его действия, рецепт от ДД.ММ.ГГГГ в аптечную сеть предъявлен ДД.ММ.ГГГГ и находится в аптечном пункте.
Согласно карте гражданина, имеющего право на получение набора социальных услуг, по учету отпуска лекарственных средств, Ч был выписан рецепт ДД.ММ.ГГГГ на получение лекарственного препарата «Этосуксимид».
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что обеспечение Ч лекарственными препаратами с нарушением установленного законом срока создает условия, угрожающие здоровью Ч, нарушает её право на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, что противоречит приведенному выше правовому регулированию, поэтому исковые требования удовлетворяются.
В силу ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Учитывая, что замедление исполнения решения суда в части обязания Департамента здравоохранения Орловской области обеспечивать Ч лекарственными препаратами может привести к высокому риску развития осложнений здоровья истца из-за отсутствия лекарственных препаратов, принимая во внимание конкретные обстоятельства по делу, суд считает необходимым обратить решение в указанной части к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры, действующего в интересах несовершеннолетней Ч, удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области ОГРН 1155749000604, ИНН 5753061308 обеспечить Ч, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, свидетельство о рождении I-ТД №, лекарственным препаратом МНН «Этосуксимид» в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 14.08.2024.
Судья