Дело № 2а-930/2022
91RS0024-01-2021-008196-77
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 января 2022 года г.Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Алтунина А.В., при секретаре Толстиковой Э.М., с участием истца – Логвиненко О.И., его представителя – Шурухина А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Логвиненко Олега Игоревича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Ялтинскому городскому управлению Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, первому заместителю председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Костину Алексею Александровичу о признании бездействия незаконным, заинтересованное лицо – Администрация города Ялта Республики Крым,
установил:
Логвиненко О.И. обратился в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Ялтинскому городскому управлению Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым со следующими требованиями: признать незаконным бездействие Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, выразившееся в отказе в снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №<номер>, выраженном в письмом от 17.11.2021 года №<номер>; исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером №<номер>. В обоснование своих требований истец указал, что ему принадлежит на праве собственности нежилое здание площадью 4,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер №<номер> В ходе проведения кадастровых работ по формированию земельного участка, на котором расположено нежилое здание, было установлено, что контур здания полностью накладывается на земельный участок с кадастровым номером №<номер>. Указанный земельный участок сформирован постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 21.02.2020 года №419-п об утверждении схемы расположения земельного участка. По обращению истца Администрацией города Ялта Республики Крым принято постановление от 02.04.2021 года №<номер>-п об отмене постановления от 21.02.2020 года №<номер>-п. В связи с этим истец обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №<номер>. Однако письмом от 17.11.2021 года №<номер> ответчик отклонил заявление истца, сославшись на то, что снятие с кадастрового учета земельного участка, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, возможно осуществить только на основании решения суда. Истец считает бездействие органа регистрации незаконным, нарушающим его права, свободы и законные интересы.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле привлечены: первый заместитель председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Костин А.А. - в качестве соответчика; Администрация города Ялта Республики Крым - в качестве заинтересованного лица.
В судебном заседании истец Логвиненко О.И. и его представитель Шурухин А.С. поддержали иск, просили удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Керенская А.А. в суд не явилась, представила письменное заявление об отложении судебного заседания в связи с ее ежегодным отпуском.
Между тем нахождение представителя административного органа в отпуске относится к обстоятельствам организационного характера, в связи с чем не является основанием для отложения рассмотрения дела. Административный орган, при проявлении должной степени заботливости и осмотрительности, не был лишен возможности обеспечить явку в суд иного представителя либо представить суду обоснованные документально письменные возражения против иска, чего не сделал без уважительных причин. С учетом изложенного, принимая во внимание установленный ч. 1 ст. 226 КАС РФ месячный срок рассмотрения административного дела, суд отклоняет ходатайство представителя ответчика об отложении рассмотрения дела.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещалась о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://yalta.krm.sudrf.ru/), однако в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили.
При таких обстоятельствах суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со статьей 150 КАС РФ.
Заслушав объяснения стороны истца, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Установлено, что истцу Логвиненко О.И. принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о праве собственности от 11.08.2010 года. В состав жилого дома входит уборная <адрес>., кадастровый номер №<номер>.
Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 21.02.2020 года №<номер>-п утверждена схема расположения земельного участка площадью 124 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
11.12.2020 года указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет под кадастровым номером <адрес>
В этот же день в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности на земельный участок муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от 02.04.2021 года №850-п отменено постановление от 21.02.2020 года №<номер> об утверждении схемы расположения земельного участка.
11.10.2021 года Логвиненко О.И. обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №<номер>, ссылаясь на то, что в границы указанного земельного участка были включены земли общего пользования, а также хозяйственная постройка, принадлежащая истцу.
Письмом заместителя председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Костина А.А. от 17.11.2021 года №<номер> истцу дан ответ на обращение. Истцу разъяснено, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером №<номер> зарегистрировано за муниципальным образованием городской округ Ялта Республики Крым. Зарегистрированное право собственности может быть оспорено только в судебном порядке.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона № 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.
Приказом Росреестра от <дата> N П/0509 установлен порядок представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, а также об их приостановлении и об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости.
Приказом Росреестра от <дата> N П/0310 утверждены форма заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество; требования к заполнению форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в следующем порядке: 1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; 2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона; 3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 5) выдача документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормами закон и подзаконных нормативных правовых актов, административный истец вправе обратиться в орган регистрации с заявлением об осуществлении регистрационных действий, заполнив утвержденную форму. Данное заявление является основанием для осуществления органом регистрации регистрационных действий, предусмотренных Федеральным законом № 218-ФЗ, в том числе для осуществления государственного кадастрового учета.
Поданное истцом заявление от 11.10.2021 года не соответствовало требованиям, установленным Приказом Росреестра от 19.08.2020 N П/0310, в связи с чем было правомерно рассмотрено ответчиком на основании Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
17.11.2021 года истцу направлен ответ, в котором даны разъяснения относительно снятия с государственного кадастрового учета объектов недвижимости, на которые зарегистрировано право собственности в Едином государственном реестре недвижимости. Несогласие истца с содержанием ответа на обращение не свидетельствует о незаконности действий ответчика. Противоправного бездействия ответчика судом не установлено.
По смыслу статей 4, 218, 227 КАС РФ нарушение прав обратившегося в суд лица является обязательным условием для реализации права на судебную защиту.
Поскольку ответ на обращение носит информативный, разъяснительный характер, не обладающий признаками ненормативного правового акта, не содержит властно-распорядительных предписаний для истца, и не порождает изменений в его правах и обязанностях, суд оставляет без удовлетворения требование истца о признании бездействия ответчика незаконным, и производное от него требование о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
При этом суд разъясняет истцу, что сведения о земельном участке с кадастровым номером №<номер>, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, не носят временного характера, в связи с чем земельный участок не может быть снят с кадастрового учета в административном порядке на основании постановления Администрации города Ялта Республики Крым об отмене постановления об утверждении схемы расположения земельного участка. Исключительное право истца на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему объект недвижимости, может быть восстановлено посредством предъявления иска с требованием материально-правового характера к органу местного самоуправления как собственнику земельного участка (об истребовании земельного участка или об установлении границ земельного участка).
В соответствии со статьей 111 КАС РФ суд оставляет расходы по уплате государственной пошлины на стороне истца.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
иск Логвиненко Олега Игоревича – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья А.В.Алтунин
В окончательной форме
решение суда принято 26 января 2022 года.