Дело № 3а-215/2020
в„– 3Р°-1697/2019
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
17 февраля 2020 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Пархоменко Г.В.,
при ведении протокола помощником судьи Сологуб Д.Д.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ упрощенного (письменного) производства административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ < Р¤.Р.Рћ. >1 РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости Рё РѕР± определении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной,
установил:
административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, собственниками которого он является, в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета об оценке от <...> <...>, подготовленного Союзом «Крымская ТПП».
< Р¤.Р.Рћ. >1 мотивирует СЃРІРѕРё требования тем, что РѕРЅ уплачивает имущественный налог, рассчитываемый РёР· кадастровой стоимости объекта недвижимости. Поскольку оспариваемая кадастровая стоимость СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, это РїСЂРёРІРѕРґРёС‚ Рє необоснованному увеличению имущественного налога.
Р’ отзыве РЅР° административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Краснодарскому краю, действующий РЅР° основании доверенности, < Р¤.Р.Рћ. >4 указала, что Управление РЅРµ выражает какой-либо правовой заинтересованности Рё возражений относительно предмета судебного разбирательства. РџСЂРѕСЃРёС‚ рассмотреть дело РІ отсутствие представителя Управления.
Р’ возражении РЅР° административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края РїРѕ доверенности < Р¤.Р.Рћ. >5 указывает, что кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества определена государственным бюджетным учреждением Краснодарского края «Крайтехинвентаризация - Краевое БТРВ» РІ соответствии СЃ методическими указаниями Рѕ государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Минэкономразвития Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ <...> <...>. Ссылается, что Сѓ департамента отсутствуют полномочия РїРѕ проверке достоверности сведений, указанных РІ отчетах, правильности применяемых РїСЂРё оценке методик, Р° также иные полномочия, направленные РЅР° проверку сведений, влияющих РЅР° определение кадастровой стоимости объектов капитального строительства.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе с учетом положений частей 8-9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Р’ отзыве РЅР° административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Краснодарскому краю, действующая РЅР° основании доверенности, < Р¤.Р.Рћ. >4 просила рассмотреть дело РІ отсутствие представителя Управления.
От представителя администрации МО <...> поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Рные лица, участвующие РІ деле, ходатайств относительно рассмотрения дела РІ РёС… отсутствие, Р° также заявлений, содержащих указания РЅР° причины неявки, СЃСѓРґСѓ РЅРµ представили. Лицо должно проявлять повышенную осмотрительность РїСЂРё совершении процессуальных действий Рё заботу Рѕ СЃРІРѕРёС… процессуальных делах. Таким образом, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ том, что СЃРѕ стороны административных ответчиков Рё заинтересованных лиц, имеет место отсутствие процессуального интереса РІ РёСЃС…РѕРґРµ рассмотрения данного дела.
Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.
На основании определения суда от <...> настоящее административное дело рассматривается в порядке упрощенного письменного производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства РФ, с учетом взаимосвязанных положений части 7 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Рсследовав представленные доказательства Рё материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ частичном удовлетворении административных исковых требований РїРѕ следующим основаниям.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от <...> № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», кадастровая стоимость – стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьями 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от <...> № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Согласно части 1 статьи 402 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до <...> единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 402 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Согласно статье 1 Закона Краснодарского края от <...> <...>-КЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», установить единую дату начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - <...>.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от <...> № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как указано в абзаце 1 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...> <...> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
РР· материалов дела следует, что административный истец является собственниками объекта недвижимости СЃ кадастровым номером <...>, расположенного РїРѕ адресу: Краснодарский край, <...> Рњ-27 Джубга-Сочи, <...>, что подтверждается выпиской РёР· Единого государственного реестра недвижимости РѕС‚ <...> РѕР± основных характеристиках Рё зарегистрированных правах РЅР° объект недвижимости. Таким образом, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером <...> по состоянию на <...> определена уполномоченным органом в размере <...> рубля.
Суд, рассматривая вопрос о дате определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, исходит из того, что лица, участвующие в деле, не оспаривали это обстоятельство, не представили суду доказательств наличия иной даты определения кадастровой стоимости. В связи с чем, суд считает <...> верной датой определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, что также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от <...> о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно отчета об оценке от <...> <...>, представленного административным истцом и подготовленного Союзом «Крымская ТПП», рыночная стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости (<...>) составляет <...> рублей.
Оценивая указанный отчет об оценке от <...>, как доказательство по делу, суд пришел к выводу, что между результатами определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и выводами отчета об оценке, представленного административным истцом, имелись существенные расхождения, в связи с чем, он не может служить достоверным подтверждением рыночной стоимости оцениваемого нежилого здания.
Принимая РІРѕ внимание данные обстоятельства, Р° также тот факт, что названный отчет РѕР± оценке РѕС‚ <...> подготовлен РїРѕ заказу < Р¤.Р.Рћ. >1 РЅР° платной РѕСЃРЅРѕРІРµ, РІРѕ время составления которого эксперт РЅРµ предупрежден РѕР± уголовной ответственности Р·Р° заведомо неправдивое заключение, РЅРµ несет ответственности Р·Р° выводы, РєСЂРѕРјРµ как РІ рамках РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°, заключенного СЃ заказчиком, СЃСѓРґ пришел Рє выводу, что административным истцом РЅРµ предоставлено СЃСѓРґСѓ допустимых Рё достаточных доказательств размера рыночной стоимости объекта недвижимости СЃ кадастровым номером <...> РЅР° дату определения кадастровой стоимости. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, определением СЃСѓРґР° РѕС‚ <...> РїРѕ делу назначена судебная экспертиза РїРѕ определению рыночной стоимости объекта недвижимости.
Согласно заключению эксперта от <...> № КС-19-024, выполненного ООО «Юг-Регион-Оценка», рыночная стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером <...>, по состоянию на <...> определена в размере <...> рублей.
Оснований не доверять представленному заключению экспертизы у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, у него имеется специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Само заключение экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования и с учетом этого исследования дан ответ на поставленный вопрос.
При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Законом об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Ркспертное заключение составлено РІ соответствии СЃ требованиями действующего законодательства, предъявляемыми Рє отчету РѕР± оценке объекта недвижимости. Ркспертиза рыночной стоимости объекта недвижимости проведена РЅР° основании материалов дела, СЃ использованием затратного РїРѕРґС…РѕРґР°.
Применяемые в заключении эксперта корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости объекта от ряда актуальных факторов.
Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от <...> № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также не противоречит положениям Федерального закона от <...> № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и Федеральным стандартам оценки. В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта, изложенные в заключении судебной экспертизы, не опровергнуты. Ошибки при производстве арифметических расчетов не выявлены, достоверность данных расчетов лицами, участвующими в деле, также не оспаривается.
Суд считает, что административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости его рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности административного истца, как собственника данного объекта недвижимости.
Установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от <...> № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Административный истец обратился с настоящим иском в суд <...>, сведений об обращении административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости материалы дела не содержат. В связи с чем, датой подачи заявления следует считать <...>.
Согласно абзацу 5 части 2 статьи 403 Налогового Кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Согласно письму Федеральной налоговой службы от <...> № БС-4-21/22899@ «О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 01.01.2019», кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после <...> (в том числе по искам/заявлениям, поданным до <...>), и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
С учетом приведенной правовой нормы и разъяснений Федеральной налоговой службы, и поскольку, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <...> внесена в реестр <...>, установленная судом кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подлежит применению именно с указанной даты, которая и является началом применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания по рассматриваемому административному иску.
Таким образом, в отношении спорного объекта недвижимости следует установить кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости с <...> и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах, учитывая объем административных исковых требований, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению в части.
Директором ООО «Юг-Регион-Оценка» в суд подано ходатайство о взыскании с административного истца расходов по проведению в рамках настоящего дела судебной экспертизы, в размере <...> рублей.
Согласно части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
На основании пункта 1 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.
Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <...> <...> «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Административными ответчиками РЅРµ оспаривалось право < Р¤.Р.Рћ. >1 РЅР° установление кадастровой стоимости объекта недвижимости РІ размере его рыночной стоимости, Р° решение СЃСѓРґР° РѕР± удовлетворении административного РёСЃРєР° < Р¤.Р.Рћ. >1 сводится Рє реализации РІ судебном РїРѕСЂСЏРґРєРµ такого права.
Размер рыночной стоимости объекта недвижимости, установленный судом в качестве кадастровой стоимости на основании судебной экспертизы, подготовленной ООО «Юг-Регион-Оценка», административными ответчиками не оспаривался в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с абзацами 4-5 пункта 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от <...> <...>-П, возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем этими выводами не исключается учет при решении вопросов о распределении судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей - вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, - к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Расхождение между кадастровой стоимостью, установленной в результате государственной кадастровой оценки, и рыночной стоимостью, установленной решением суда в качестве кадастровой, составляет менее 30 процентов.
РЎСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что такое расхождение кадастровой стоимости СЃ рыночной укладывается РІ приемлемый СЃ точки зрения существующих стандартов государственной оценки диапазон отклонений Рё, соответственно, РЅРµ является свидетельством ошибки, приводящей Рє нарушению прав Рё законных интересов < Р¤.Р.Рћ. >1
При указанных обстоятельствах, с учетом вышеприведенных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, судебные расходы, связанные с проведением судебной экспертизы, следует отнести на административного истца, поскольку решение суда по настоящему делу нельзя расценивать, как принятое против интересов административных ответчиков.
Таким образом, заявление ООО «Юг-Регион-Оценка» подлежит удовлетворению. Судебные расходы подлежат взысканию с административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный РёСЃРє < Р¤.Р.Рћ. >1 РѕР± оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости Рё РѕР± определении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной – удовлетворить частично.
Установить в отношении объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...> М-27 Джубга-Сочи, <...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на <...> в размере <...> рублей, на период с <...> и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <...> считать <...>.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <...>.
Взыскать СЃ < Р¤.Р.Рћ. >1 РІ пользу РћРћРћ «Юг-Регион-Оценка» судебные расходы РІ размере <...>) рублей РІ счет оплаты Р·Р° проведение судебной экспертизы.
Решение может быть обжаловано в третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
РЎСѓРґСЊСЏ: