Дело №2а-785/2020
РЈРР” в„– 36RS0001-01-2020-000691-47
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
17 июня 2020 года г. Воронеж
Железнодорожный районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Толубаева Д.Н.,
при секретаре Касаткиной В.А.,
с участием представителя административного истца по доверенности Сотниковой Е.С., представителя административного ответчика по доверенности Шафоростова П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Даниловой Е.В. к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Данилова Е.В. обратились в суд с иском к департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
В исковом заявлении истец указал, что приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 08.10.2019 г. №2140з она была зарегистрирована в реестре многодетных семей, имеющих право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка.
Рстцом была разработана схема земельного участка площадью 800 РєРІ.Рј., расположенного РїРѕ адресу: <адрес> южнее земельного участка <адрес>.
В соответствии с законом Воронежской области от 13.05.2008 г. №25-ОЗ «о регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» по льготной категории «Многодетные граждане» 13.11.2019 г. истец обратилась с заявлением в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области об утверждении схемы расположения земельного участка с последующим предоставлением земельного участка в собственность.
Решением Департамента от 24.12.2019 г. №52-17-20507з было отказано в удовлетворении данного заявления на основании п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ с указанием на то, что данный земельный участок находится в границах зоны затопления паводком 1% обеспеченности.
Рстец считает данное решение незаконным, указывая, что РЅР° территории Рі.Воронежа отсутствуют утвержденные Р·РѕРЅС‹ затопления, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем вывод Департамента Рѕ нахождении земельного участка РІ Р·РѕРЅРµ подтопления РЅРµ подтвержден доказательствами.
Ркспертным исследованием РѕС‚ 26.02.2020 Рі. в„–144/20, подготовленным РћРћРћ «Воронежский центр судебной экспертизы» спорный земельный участок РЅРµ находится РІ границах Р·РѕРЅС‹ затопления паводком 1% обеспеченности, так как расположен РЅР° значительно большем расстоянии РѕС‚ мест СЃ характерными ограничениями.
Как указывает истец, формирование земельного участка не противоречит: требованиям п.7.5. Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17 февраля 2003 года; части 4 статьи 4.1 Градостроительного кодекса РФ; статье 27 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», так как имеется проезд к территории указанного земельного участка.
Предлагаемый к формированию земельный участок не находится в границах зоны затопления паводком 1% обеспеченности, так как расположен на значительно большем расстоянии от мест с характерными ограничениями, согласно ст.21 решения Воронежской городской Думы от 25 декабря 2009 г. №384-II «Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж».
Рспрашиваемый земельный участок расположен РІ территориальной Р·РѕРЅРµ Р–3 – Р·РѕРЅР° индивидуально застройки РїРѕРґ развитие малоэтажного строительства, выделена для условий формирования жилых районов СЃ размещением многоквартирных РґРѕРјРѕРІ РІ соответствии СЃ предлагаемыми площадками строительства Рё проектами застройки жилых микрорайонов, что соответствует запросу РїРѕ разрешенному использованию указанного земельного участка.
Согласно данным публичной кадастровой карты земельные участки, строения и жилые дома, расположенные в непосредственной близости от предполагаемого к формированию земельного участка, стоят на кадастровом учете в соответствии с разрешенным видом их использования под жилую застройку.
Считая свои права нарушенными, административный истец обратилась в суд и просит: признать незаконным отказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, содержащийся в ответе от 24.12.2019 г. №52-17-20507з, об утверждении схемы земельного участка площадью 800 кв.м на кадастровом плане территории, расположенном 19м южнее земельного участка <адрес>; обязать департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Даниловой Е.В. от 13.11.2019 г. об утверждении схемы земельного участка площадью 800 кв.м на кадастровом плане территории, расположенном 19м южнее земельного участка <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – отдельно стоящие жилые дома на одну, две семьи, коттеджи.
Административный истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Сотникова Е.С. административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика по доверенности Шафоростов П.В. исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в возражениях.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратился в суд с настоящим иском 04.03.2020 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента вынесения оспариваемого отказа от 24.12.2019 г. №52-17-20507з.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
В судебном заседании установлено, что административный истец Данилова Е.В., относящаяся к категории «Многодетные граждане», обратилась в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в 19 м южнее земельного участка <адрес>, с целью последующего предоставления в собственность для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Воронежской области от 13.05.2008 №25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».
Письмом департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области №52-17-20507з от 24.12.2019 года Даниловой Е.В. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в соответствии пп.3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ. Основанием отказа, послужило то, что согласно полученной от управления главного архитектора администрации городского округа город Воронеж информации, в соответствии с картой зон с особыми условиями использования территории, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 г. №384-II, территория, на которой расположен рассматриваемый земельный участок, находится в границах зоны нормируемых параметров авиационных шумов, в границах исторической территории, во II поясе санитарной охраны объектов водоснабжения, в границах водоохраной зоны, в также в границах зоны затопления паводком 1% обеспеченности. Согласно решению заседания круглого стола, организованного департаментом архитектуры и строительной политики Воронежской области по вопросам строительства в зонах, подверженных риску затопления, подтопления на территории Воронежской области, принятому по рекомендации Президента РФ от 30.10.2014 года предложено исключить строительство нового жилья в зонах подверженных риску затопления, подтопления. В соответствии с п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные данным Кодексом, другими федеральными законами.
В силу п.1 ст.11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Согласно п.п. 1, 2 и 3 ст.11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с Постановлением Правительства Воронежской обл. от 08.05.2009 N365 "Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области" департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции.
В соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 года №217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области» имущественных и земельных отношений Воронежской области является уполномоченным органом государственной власти по утверждению схем расположения земельных участков на соответствующим кадастровом плане территории городского округа город Воронеж.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что принятие решения об утверждении либо об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка входит в полномочия административного ответчика.
Рсчерпывающий перечень документов, Р° также исчерпывающий перечь оснований для отказа РІ утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков определены Приказом Департамента имущественных Рё земельных отношений Воронежской РѕР±Р». РѕС‚ 24.01.2017 N 106 "РћР± утверждении Административного регламента департамента имущественных Рё земельных отношений Воронежской области РїРѕ предоставлению государственной услуги "Утверждение схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся РІ собственности Воронежской области, Р° также земельных участков, расположенных РЅР° территории РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° РіРѕСЂРѕРґ Воронеж, государственная собственность РЅР° которые РЅРµ разграничена) РЅР° кадастровом плане территории".
В соответствии с п.16 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Аналогичные основания отказа утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков указаны и в п.2.8 Административного регламента департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по предоставлению государственной услуги "Утверждение схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории", утвержденного Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской обл. от 24.01.2017 N 106.
В статье 11.9 Земельного кодекса РФ указаны требования к образуемым и измененным земельным участкам, согласно которым:
1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
3. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
4. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
5. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
6. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
7. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Согласно п.4 приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 года №384-II утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж.
Согласно ч.3 ст.1 Правил землепользования и застройки, данные Правила обязательны для соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, должностными лицами, осуществляющими, регулирующими и контролирующими градостроительную деятельность на территории городского округа город Воронеж.
Как установлено судом, указанный истцом в заявлении земельный участок расположен в территориальной зоне с индексом Ж3, которая в соответствии с Правилами землепользования и застройки является зоной малоэтажной индивидуальной застройки под развитие многоэтажной, которая предназначена для формирования жилых районов с размещением многоквартирных домов в соответствии с предлагаемыми площадками строительства и проектами застройки жилых микрорайонов. Основным видом разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне Ж3 являются, в том числе, отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи, при этом, определены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь для данной зоны: минимальная площадь земельного участка - 300 кв. м; максимальная площадь земельного участка (за исключением случаев образования земельного участка при объединении, разделе или выделе из земельных участков): 800 кв. м., на землях, требующих рекультивации, 1000 кв. м.
Судом также установлено, и подтверждено выводами экспертного исследования №144/20 от 26 февраля 2020 года, проведенного Воронежским центром экспертизы, согласно которым предполагаемый к формированию земельный участок в 19 м. южнее земельного участка <адрес> не находится в границах зоны затопления паводком 1% обеспеченности, так как расположен на значительно большем расстоянии от мест с характеристиками ограничений согласно ст.21 решения Воронежской городской Думы от 25 декабря 2009 г. №384-II «Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж».
Суд признает данное заключение в качестве допустимого доказательства, поскольку оно полное, проиллюстрировано фототаблицей, подтверждающей осмотр экспертом спорного земельного участка, выводы эксперта мотивированы ссылками на нормативные документы, действующие в данной сфере, в приложенных материалах имеются документы, подтверждающие специальные познания эксперта в исследуемой сфере, в связи с чем, сомневаться в его компетентности и объективности у суда не имеется оснований. Представителем административного ответчика результаты экспертного заключения не оспаривались, никаких доказательств в опровержение выводов, изложенных в заключении, представлено не было (рецензий специалистов, других заключений экспертов).
Пунктом 4 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что зонами с особыми условиями использования территорий являются - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации
На основании ч.1 ст.67 Водного кодекса Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций зонами экологического бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды.
Согласно ч.1 ст.67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, что предусмотрено ч.5 ст.67.1 Водного кодекса Российской Федерации.
При этом, зоны затопления, подтопления, не являются зонами, в границах которых полностью запрещается возможность строительства в соответствии со статьей 67.1 Водного кодекса РФ.
В соответствии с ч.6 ст.67.1 Водного кодекса РФ в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются: 1) размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления; 2) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 3) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов хранения и захоронения радиоактивных отходов; 4) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами.
Указанная норма применяется при условии утверждения зон затопления, подтопления в установленном законом порядке. В связи с этим, Постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 года №360 "Об определении границ затопления, подтопления" утверждены Правила определения границ зон затопления. В силу пункта 5 Правил зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный реестр недвижимости сведений об их границах.
Судом установлено, что границы зон затопления, подтопления спорного земельного участка Федеральным агентством водных ресурсов не определялись, в государственный кадастр недвижимости не вносились. Доказательств обратного, административным ответчиком, суду не представлено.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· буквального толкования С‡.6 СЃС‚.67.1 Р’РѕРґРЅРѕРіРѕ кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, отсутствует безусловный запрет РЅР° строительство жилых РґРѕРјРѕРІ РІ зонах подтопления, Р° указано лишь РЅР° невозможность такого строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов Рё объектов РѕС‚ затопления, подтопления, обязанность проведения которых РІ силу С‡.7 указанной РЅРѕСЂРјС‹ возлагается РЅР° собственника РІРѕРґРЅРѕРіРѕ объекта, Р° РЅРµ РЅР° лицо, осуществляющее строительство жилого РґРѕРјР°.
Между тем, при рассмотрении заявления административного истца об утверждении схемы расположения земельного участка, уполномоченным органом не разрешался вопрос о необходимости и возможности проведения инженерной защиты объектов от затопления, подтопления с учетом конкретных условий местности, а также ответчиком не указано какие защитные мероприятия, кем и в какие сроки должны быть проведены. Также отсутствуют ссылки на законодательные акты федерального и муниципального уровня.
При этом, проведение специальных защитных мероприятий, оценки конкретных условий местности, в силу действующего правового регулирования относится к компетенции органа местного самоуправления.
Как установлено судом, спорный земельный участок расположен на кадастровом плане территории, поставленном на кадастровый учет, относится к землям населенных пунктов и расположен в территориальной зоне с индексом Ж3, которая в соответствии с Правилами землепользования и застройки является зоной малоэтажной индивидуальной застройки под развитие многоэтажной, основным видом разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне Ж3 является, в том числе, отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи.
Рных оснований для отказа РІ утверждении схемы расположения земельного участка РІ соответствии СЃ Рї.16 СЃС‚.11.10 Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РєСЂРѕРјРµ ссылки РЅР° нахождение земельного участка РІ границах Р·РѕРЅС‹ затопления паводком, РІ РїРёСЃСЊРјРµ Департамента в„–52-17-20507Р· РѕС‚ 24.12.2019 РіРѕРґР° РЅРµ указано.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое по настоящему делу решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенном в письме департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области №52-17-20507з от 24.12.2019 года, принято в отсутствие законных оснований для этого, что в соответствии с пп. «в» п.3 ч.9 ст.226 КАС РФ является основанием для признания их незаконными.
С учетом изложенного, административные исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку они нормативно обоснованны и документально подтверждены.
Согласно ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
При этом, суд не вправе подменять органы государственной исполнительной власти, органы местного самоуправления, которым поручено исполнение публичных функций, при решении вопросов, отнесенных к их исключительной компетенции.
В соответствии со ст.10 Конституции РФ судебный контроль органичен принципом разделения властей, который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов, организаций и должностных лиц.
С учетом изложенного, во исполнение требований ч.3 ст.227 КАС РФ в качестве способа устранения допущенных нарушений суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявления Даниловой Е.В. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Признать незаконным отказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, содержащийся в ответе от 24.12.2019 г. №52-17-20507з, об утверждении схемы земельного участка площадью 800 кв.м на кадастровом плане территории, расположенном 19м южнее земельного участка <адрес>.
Возложить обязанность на департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Даниловой Е.В. от 13.11.2019 г. об утверждении схемы земельного участка площадью 800 кв.м на кадастровом плане территории, расположенном 19м южнее земельного участка <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – отдельно стоящие жилые дома на одну, две семьи, коттеджи.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Д.Н. Толубаев
Решение суда в окончательной форме изготовлено 25.06.2020 года