Судья Ксенофонтов И.Г. Гр.дело № 2-1406/2022
УИД 21RS0022-01-2022-001283-87
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 февраля 2023 года г.ЧебоксарыСудебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики всоставе:
председательствующего Юркиной И.В.,
судей Лащеновой Е.В., Карачкиной Ю.Г.,
при секретаре судебного заседания Андреевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Никитина Дмитрия Юрьевича к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии» (ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии) о признании приказа незаконным в части, устанавливающей выслугу лет в льготном исчислении, перерасчете стажа, поступившее по апелляционной жалобе истца Никитина Дмитрия Юрьевича на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 7 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Лащеновой Е.В., выслушав объяснения истца Никитина Д.Ю., представителя истца Кузиной Е.Л., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика и третьего лица Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии Васильевой Т.С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Никитин Д.Ю. обратился в суд с иском с учетом уточнений к ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике о признании приказа от 17 мая 2021 года № 56-к незаконным в части, устанавливающей выслугу лет в льготном исчислении, об установлении стажа в календарном исчислении 16 лет 1 месяц 3 дня, в льготном исчислении - 24 года 10 месяцев 29 дней на дату назначения пенсии.
Требования обоснованы тем, что приказом Врио начальника майора внутренней службы ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике от 17 февраля 2021 года с прапорщиком внутренней службы Никитиным Д.Ю. расторгнут контракт о службе в уголовно-исполнительной системе по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. По состоянию на 24 февраля 2021 года выслуга лет определена в календарном исчислении 16 лет 1 месяц 3 дня, в льготном исчислении - 24 года 10 месяцев 29 дней. Приказом от 17 мая 2021 года № 56-к внесены изменения в приказ от 17 февраля 2021 года в части расчета выслуги лет истца. По состоянию на 24 февраля 2021 года выслуга лет Никитина Д.Ю. определена в календарном исчислении 16 лет 1 месяц 3 дня, в льготном исчислении - 23 года 4 месяца 22 дня. Истец выполнял боевые задачи на территории государств Закавказья в составе Коллективных сил по поддержанию мира в зоне вооруженного конфликта в Абхазии, Грузии в период с 26 мая 2005 года по 4 июня 2006 года, в связи с чем имеет право на исчисление выслуги лет на пенсию на льготных условиях. Изменения в приказ от 17 февраля 2021 года внесены на основании справки № 288 от июля 2006 года, в которой неверно указан срок службы истца в период с 26 мая 2006 года по 4 июня 2006 год, что не соответствует действительности.
Истец Никитин Д.Ю. в судебное заседание не явился, направив заявление о рассмотрении дела без его участия.
Представитель ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии Васильева Т.С. в удовлетворении исковых требований просила отказать по доводам, изложенным в возражениях.
Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 7 октября 2022 года в удовлетворении исковых требований Никитина Д.Ю. о признании неправомерным приказа ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике №56-к от 17 мая 2021 года в части, устанавливающей выслугу лет в льготном исчислении, возложении обязанности установить стаж в календарном исчислении 16 лет 1 месяц 3 дня, в льготном исчислении - 24 года 10 месяцев 29 дней на дату назначения пенсии отказано.
Не согласившись с данным решением суда, истцом Никитиным Д.Ю. подана апелляционная жалоба на предмет его отмены по мотиву незаконности, необоснованности. В апелляционной жалобе истец указывает, что он участвовал в войнах и других боевых действиях, дающих право на исчисление выслуги лет на пенсию на льготных условиях. Для исправления технической ошибки им на имя Врио начальника майора внутренней службы ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии ФИО1 направлено письмо, на которое он получил ответ о невозможности исправления технической ошибки. Никитин Д.Ю. просит отменить решение суда и удовлетворить его требования.
На основании определения от 21 декабря 2022 года судебная коллегия перешла к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии.
Истцом Никитиным Д.Ю. в суде апелляционной инстанции уточнены исковые требования, истец с учетом уточнений просил возложить обязанность на ответчика ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии пересчитать выслугу лет в льготном исчислении из расчета одного календарного месяца военной службы в составе Коллективных сил по поддержанию мира в зоне вооруженного конфликта в Абхазии, Грузии (КСПМ) в зоне вооруженного конфликта в Абхазии, Грузии за три месяца за период с 26 мая 2005 года по 4 июня 2006 года.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Никитин Д.Ю., представитель истца Кузина Е.Л. поддержали требования уточненного иска.
Представитель ответчика, третьего лица Васильева Т.С. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, полагала, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Объяснила, что истцом пропущен срок на обращение с соответствующими требованиями. Поскольку Никитин Д.Ю. в период нахождения в командировке не выполнял каких-либо боевых задач, спорный период не подлежит исчислению в льготном порядке.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили.
Неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
При таком положении судебная коллегия на основании статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из послужного списка и учтенной карточки к военному билету, имеющихся в материалах дела, что Никитин Д.Ю. призван на военную службу 29 июня 2004 года, с 1 мая 2005 года заключил с Министерством обороны Российской Федерации контракт о прохождении военной службы на три года с учетом прохождения службы по призыву. С 26 мая 2005 года по 4 июня 2006 года находился в командировке, выполнял задачи в составе Миротворческих сил в зоне конфликта Грузия, Абхазия (л.д. 51-54, 93).
Таким образом, по делу установлено и не оспаривалось сторонами, что 26 мая 2005 года Никитин Д.Ю. был направлен в служебную командировку в Абхазию, Грузию для выполнения задач в составе Коллективных сил по поддержанию мира в зоне вооруженного конфликта в Абхазии, Грузии.
С 26 мая 2005 года по 4 июня 2006 года Никитин Д.Ю. находился в служебной командировке в войсковой части № в зоне вооруженного конфликта в Абхазии, Грузии, что подтверждается выписками из приказов командира войсковой части, командировочным удостоверением (л.д. 55, 57).
Цель командировки – для выполнения миротворческих задач на территории Грузино-Абхазского конфликта.
В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части № по строевой части от 26 мая 2005 года № 2 (г. Зугдиди) значится: «§ 1. Полагать прибывшими: в зону Грузино-Абхазского вооруженного конфликта в составе для выполнения миротворческих задач нижепоименованных военнослужащих: … Рядового Никитина Д.Ю. (инициалы не раскрыты), стрелка 1 МСР…». В приказе командира войсковой части № по строевой части от 4 июня 2006 года № 109 (г.Зугдиди) значится: «§3. Нижепоименованных военнослужащих полагать убывшими из командировки зоны конфликта Р.Грузия в пункт постоянной дислокации г.Майкоп. Полагать сдавшими дела и должности, исключить из списков личного состава, всех видов обеспечения …ефр. Никитина Д.Ю. (инициалы не раскрыты), мастера – н/расч. МБ (сокращения так в документе, расшифровки не имеется)». В историческом формуляре войсковой части № за 1995-2009 г.г. значится: «…При выполнении задач в зоне конфликта части присваивалось условное наименование «войсковая часть №»… В период … с 25.05.2005 г. по 31.12.2005 г., с 01.01.2006 по 31.05.2006 г. (период так в документе) … батальон выполнял задачи в составе Коллективных Сил по поддержанию мира содружества независимых государств в зоне конфликта Абхазия, Грузия. Личный состав выполнял задачи в составе КСПМ СНГ в указанные периоды в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 31 марта 1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и другими лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», Законом РФ от 21 января 1993 года № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», и приказом МО РФ от 4 января 1996 года N 9 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах» ему засчитываются в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии из расчета один месяц военной службы в составе КСПМ в зоне вооруженного конфликта в Абхазии, Грузии за три месяца».
Указанные обстоятельства подтверждаются архивной справкой филиала Центрального архива Министерства обороны РФ от 17 июня 2021 года № 21/2/6255 (л.д. 58).
По данным Министерства обороны РФ войсковая часть № была расформирована к 1 февраля 2009 года (л.д. 101).
В послужном списке Никитина Д.Ю. в разделе «Участие в боевых действиях по защите СССР, дающее право на начисление выслуги лет на пенсию на льготных условиях» содержатся сведения о том, что он в периоды с 26 мая 2005 г. по 4 июня 2006 г. выполнял задачи в составе Миротворческих сил в зоне вооруженного конфликта в Абхазии, Грузии.
Никитин Д.Ю. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы.
Приказом врио начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии от 17 февраля 2021 года № 21лс расторгнут контракт о службе в уголовно-исполнительной системе и уволен со службы прапорщик внутренней службы Никитин Д.Ю. Выслуга лет по состоянию на 21 февраля 2021 года составляет в календарном исчислении 16 лет 1 месяц 3 дня, в льготном исчислении - 24 года 10 месяцев 29 дней.
Приказом врио начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии от 17 мая 2021 года № 56-к внесены изменения в указанный выше приказ в части льготного исчисления стажа, который определен как 23 года 4 месяца 22 дня.
Согласно расчету выслуги лет на пенсию ФКУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии прапорщика внутренней службы Никитина Д.Ю. служба в вооруженных силах по контракту, в том числе период с 26 мая 2005 г. по 4 июня 2006 г. (выполнение задач в составе Миротворческих сил в зоне вооруженного конфликта в Абхазии, Грузии), зачитан в выслугу лет в календарном исчислении.
Период нахождения Никитина Д.Ю. в командировке в составе Коллективных сил по поддержанию мира в зоне вооруженного конфликта в Абхазии, Грузии с 26 мая 2005 года по 4 июня 2006 года стороной ответчика не оспаривался.
Возражения ответчика относительно исчисления выслуги лет в льготном порядке за данный период сводятся к тому, что истец в названные периоды непосредственно не выполнял определенные боевые задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта, цель командировки была иная – поддержание мира.
Пенсионное обеспечение отдельных категорий лиц регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, нормы приведены в редакции закона на дату расторжения контракта и расчета выслуги лет).
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, как следует из подпункта «а» части 1 статьи 1 этого Закона, распространяются в том числе на лиц, проходивших военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
В силу положений подпункта «а» части 1 статьи 5 и подпункта «а» части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 лица, указанные в статье 1 данного Закона, приобретают право на пенсию за выслугу лет, если они имеют на день увольнения со службы выслугу лет на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 засчитывается, в частности, военная служба (часть 1 статьи 18 данного закона).
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона, в льготном исчислении (часть 2 статьи 18 названного Закона).
Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Подпунктом «б» (абзац тринадцатый) пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» предусмотрено в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывать на льготных условиях один месяц службы за три месяца, при выполнении задач по обеспечению безопасности российских граждан, охране и обороне объектов Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Абхазии в условиях грузино-абхазского конфликта - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 15 августа 1992 года
Льготное исчисление выслуги лет для военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, было установлено Законом Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» (далее - Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1).
Частью 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 предписано военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывать в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах согласно абзацу первому статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 определяет Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицам задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280) установлен порядок, пунктом 2 которого предусмотрено предоставление военнослужащим и сотрудникам дополнительных гарантий и компенсаций только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
В силу абзаца второго пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» и от 18 июля 1994 года N 844 «О максимальных сроках непрерывного прохождения военнослужащими военной службы по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также направления (командирования) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» Министром обороны Российской Федерации 4 января 1996 года издан приказ N 9 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах» (далее также - приказ Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. N 9).
Пунктом 1 (подпункт «б») приказа Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 года N 9 установлено предоставлять дополнительные гарантии и компенсации согласно Приложению N 2 к названному Приказу - военнослужащим: выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения в составе воинских частей, подразделений, специально создаваемых штабов, оперативных и иных групп, а также на кораблях, в управлениях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации, дислоцирующихся (направленных) на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение, или на территориях государств - республик бывшего Союза ССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями); выполняющим задачи при вооруженных конфликтах в составе воинских частей, дислоцирующихся (направленных) в местностях, которые решениями (в соответствии с решениями) Правительства Российской Федерации отнесены к зонам вооруженных конфликтов; выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения (при вооруженных конфликтах) при командировании (направлении) на территории (в местности), где введено чрезвычайное положение (которые отнесены к зонам вооруженных конфликтов); выполняющим задачи, решение которых отнесено Правительством Российской Федерации к выполнению задач при вооруженных конфликтах.
Пунктом 5 Приложения N 2 «Дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» к приказу Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 года N 9 определено, что военнослужащим, указанным в подпункте «б» пункта 1 названного приказа, засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один месяц военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах за три месяца, о чем издаются приказы соответствующих командиров (начальников). В послужных списках личных дел военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, военных билетах военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, производятся записи с указанием, в каком регионе военнослужащий выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения (вооруженного конфликта) и периоды выполнения этих задач, которые в соответствии с Законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» засчитываются в выслугу лет (трудовой стаж) на пенсию на льготных условиях.
В пункте 7 Приложения N 2 «Дополнительные гарантии и компенсации военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» к приказу Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 года N 9 указано, что военнослужащим, командированным для выполнения соответствующих задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах, соответствующие гарантии и компенсации предоставляются при условии, что в выданных им командировочных удостоверениях указана цель командировки согласно подпункту «б» пункта 1 названного приказа и имеются отметки о сроках выполнения военнослужащими этих задач, заверенные командирами воинских частей и скрепленные оттиском гербовой печати воинской части.
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, определены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1. Данным Законом предусмотрены правила пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, в частности, к основаниям их пенсионного обеспечения отнесено прохождение ими как непосредственно службы в органах внутренних дел, так и военной или приравненной к ней службы в течение установленной законом продолжительности времени выслуги лет.
Закрепляя для лиц, у которых имеется соответствующая продолжительность выслуги лет, право на получение пенсии за выслугу лет, названный Закон в статье 18 устанавливает правило, согласно которому время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этого предписания Закона Правительством Российской Федерации издано постановление от 22 сентября 1993 года N 941, в котором определен обычный и льготный порядок исчисления выслуги лет, в том числе с учетом особенностей прохождения военной службы военнослужащими, выполняющими задачи в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах. В абзаце тринадцатом подпункта «б» пункта 3 данного постановления предусмотрены случаи зачета в выслугу лет для назначения пенсии периодов военной службы, службы в органах внутренних дел на льготных условиях - один месяц службы за три месяца (за выполнение задач по обеспечению безопасности российских граждан, охране и обороне объектов Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Абхазии в условиях грузино-абхазского конфликта - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 15 августа 1992 г.).
Закон Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», устанавливая в части 2 статьи 2 льготное исчисление выслуги лет военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах (один месяц военной службы за три месяца), вопросы пенсионного обеспечения при этом не регламентирует, они конкретизированы в иных нормативных актах, в том числе принятых Правительством Российской Федерации во исполнение положений статьи 7 данного Закона. В целях льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии названной категории военнослужащих подлежит установлению факт выполнения военнослужащим задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280. При этом учитывается для льготного исчисления выслуги лет только время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта.
Периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определяются приказами соответствующих командиров воинских частей, которые в том числе издают приказы о зачете в выслугу лет для назначения пенсии этих периодов в льготном исчислении, что должно быть также отражено в послужном списке личного дела военнослужащего.
Таким образом, основанием для льготного исчисления выслуги лет, в данном случае один месяц службы за три месяца, для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, является выполнение ими задач по обеспечению безопасности российских граждан, охране и обороне объектов Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Абхазии в условиях грузино-абхазского конфликта, подтвержденное соответствующими документами, в числе которых приказы командиров воинских частей о льготном исчислении выслуги лет, послужные списки личных дел военнослужащих.
Позиция стороны ответчика о том, что льготное исчисление выслуги лет производится не всем военнослужащим, проходившим службу в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, а только тем из них, кто привлекался к выполнению специальных задач на данных территориях, что должно подтверждаться только приказами воинских должностных лиц, в которых обязательно должно быть указано фактическое время выполнения специальных задач, связана с неправильным применением норм права.
При выполнении военнослужащими задач по обеспечению безопасности российских граждан, охране и обороне объектов Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Абхазии в условиях грузино-абхазского конфликта время военной службы в этих условиях засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в льготном порядке как один месяц военной службы за три месяца, о чем издаются приказы соответствующих командиров (начальников), а в послужных списках личных дел военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, производятся записи с указанием, в каком регионе военнослужащий выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения (вооруженного конфликта) и периоды выполнения этих задач, которые в соответствии с Законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» засчитываются в выслугу лет (трудовой стаж) на пенсию на льготных условиях. (Указанная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 31 августа 2020 года № 32-КГ20-5-К1).
Как усматривается из материалов дела, информация о таких приказах командира войсковой части, где Никитин Д.Ю. в период командировки проходил военную службу в составе Коллективных сил по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта с 26 мая 2005 г. по 31 мая 2006 г., а также послужной список, в котором содержится запись о том, что этот период военной службы подлежит исчислению в льготном порядке, имеются в материалах дела (л.д. 77,78).
Законность приказов не оспорена, эти приказы недействительными не признаны.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришел к выводу о пропуске истцом срока обращения в суд, указав, что частью 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусмотрено, что сотрудник органов внутренних дел для разрешения служебного спора может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Данный вывод суда является ошибочным, поскольку спорные правоотношения, связанные с пенсионным обеспечением, регулируются приведенными выше положениями законов и не предусматривают каких-либо сроков обращения в суд при оспаривании гражданами решений в части расчета выслуги лет для назначения пенсии.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ 3 ░░░░░░ 327.1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 4 ░░░░░░ 330 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░ 4 ░░░░░ 4 ░░░░░░ 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░.
░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1 ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ 30 ░░░░░░░ 2005 ░░░░ № 258, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░. ░ ░░░░ ░░░░░░ 2.2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░. ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░ ░░░░░░ ░ 26 ░░░ 2005 ░░░░ ░░ 4 ░░░░ 2006 ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░ ░ 26 ░░░ 2005 ░░░░ ░░ 31 ░░░ 2006 ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 26 ░░░ 2005 ░░░░ ░░ 31 ░░░ 2006 ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 199, 328, 329, ░░░░░░░ 4 ░ 5 ░░░░░░ 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 7 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 3 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░» (░░░ 2124015116) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ №) ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░ 26 ░░░ 2005 ░░░░ ░░ 31 ░░░ 2006 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░. ░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.