Решение по делу № 2а-100/2020 от 13.01.2020

Дело №2а-100/2020

86RS0017-01-2019-001765-46                                                                                        

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

03 февраля 2020 года                       г.Советский               

Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Кобцева В.А.,

при секретаре     Нечаевой Т.В.,

с участием представителя административного ответчика Беляевой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации городского поселения Пионерский Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту- Роспотребнадзор Югры), начальнику территориального отдела Роспотребнадзора Югры в г.Югорске и Советском районе Злобину В.В. о признании незаконным предписания от 26.06.2019 №47,

УСТАНОВИЛ:

Администрация городского поселения Пионерский ХМАО - Югры обратилась в суд с административным иском к начальнику территориального отдела Роспотребнадзора Югры в г.Югорске и Советском районе Злобину В.В., в котором просила признать предписание ответчика №47 от 26.06.2019 незаконным.

В обоснование заявленного требования административным истцом указано, что оспариваемым предписанием административного ответчика на администрацию поселения возложена обязанность обеспечить герметичность выгребных ям для сбора мусора и выгребных ям дворовых уборных, расположенных на территории (адрес), (адрес), (адрес), (адрес), (адрес) в срок до (дата). Между тем, герметичность выгребных ям для сбора мусора и выгребных ям дворовых уборных должностным лицом в ходе выездной плановой проверки надлежащим образом не оценивалась, санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок, предусмотренные ч.2 ст.50 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», не проводились. В отсутствие доказательств того, что выгребные ямы для сбора мусора и выгребные ямы дворовых уборных не герметичны, оспариваемое предписание является необоснованным и незаконным.

Судом к участию в деле привлечен соответчик Роспотребнадзор Югры.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика Злобина В.В., извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Беляева А.Ю., представляющая интересы административного ответчика Роспотребнадзора Югры на основании доверенности, исковое требование администрации городского поселения Пионерский не признала, полагая оспариваемое предписание законным, так как в ходе выездной проверки административным истцом не были представлены доказательства герметичности выгребных ям для сбора мусора и выгребных ям дворовых уборных.

Заслушав возражения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту- Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») каждый имеет право на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения определено как состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами Санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абзац 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В силу ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, в числе прочего, обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Гигиенические требования по предотвращению неблагоприятного воздействия различных видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут привести к ограничению использования подземных вод для питьевых, хозяйственно - бытовых и лечебных целей, а также порядок контроля качества подземных вод, установлены санитарными правилами «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения. СП 2.1.5.1059-01» (далее по тексту- СП 2.1.5.1059-01), утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16.07.2001. Данные правила являются обязательными для соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, гражданами, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов по добыче питьевых подземных вод, других хозяйственных и иных объектов, деятельность которых оказывает или может оказывать влияние на состояние подземных вод, а также для организаций, осуществляющих управление и контроль в области охраны подземных вод в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1.3 СП 2.1.5.1059-01).

Мероприятия по защите подземных вод от загрязнения при различных видах хозяйственной деятельности должны, в числе прочего, обеспечивать водонепроницаемость емкостей для хранения сырья, продуктов производства, отходов промышленных и сельскохозяйственных производств, твердых и жидких бытовых отходов (п.3.2 СП 2.1.5.1059-01).

В части 1 ст.50 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» приведены права должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на основании письменных мотивированных запросов документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок; беспрепятственно посещать и обследовать территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и другие объекты в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований; о прекращении реализации не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов; о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами; о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний (ч.2 ст.50 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Согласно Положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту- Положение, размещенному на официальном сайте Роспотребнадзор Югры 86.rospotrebnadzor.ru), утвержденному приказом Роспотребнадзора от 10.07.2012 №725, начальник территориального отдела Управления является главным государственным санитарным врачом по городам, районам (п.15).

26.06.2019 должностным лицом- начальником территориального отдела Роспотребнадзора Югры в г.Югорске и Советском районе Злобиным В.В., вынесено предписание №47 об устранении административных правонарушений, в котором указано, что администрацией городского поселения Пионерский допущены: «нарушения обязательных требований, качества и безопасности товаров, работ, услуг, а также следующие административные правонарушения:

1. В ходе проведения внеплановой выездной проверки не представлены сведения о герметичности выгребных ям для сбора мусора и выгребных ям дворовых уборных, расположенных на территории (адрес) по (адрес) (адрес), (адрес), (адрес), (адрес), (адрес)».

Администрации городского поселения Пионерский предписано обеспечить герметичность вышеназванных выгребных ям для сбора мусора и выгребных ям дворовых уборных в срок до 28.05.2021.

В силу ч 8 ст.226 КАС РФ при проверке законности решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Суд полагает указанное предписание незаконным в связи со следующим.

Выдавая оспариваемое предписание начальник территориального отдела Роспотребнадзора Югры в г.Югорске и Советском районе Злобин В.В. сослался на то, что в ходе проведения внеплановой проверки не были представлены сведения о герметичности выгребных ям для сбора мусора и выгребных ям дворовых уборных, расположенных на территории г.п. Пионерский, при этом само по себе отсутствие таких сведений не является достаточным основанием для вынесения предписания согласно ч.2 ст.50 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Конкретные нарушения санитарно-эпидемиологических требований при содержании и эксплуатации выгребных ям в оспариваемом предписании не указаны.

Представитель административного ответчика Беляева А.Ю. не смогла пояснить, чем было обосновано требование Злобина В.В. к администрации поселения о предоставлении сведений о герметичности выгребных ям, нормативное обоснование такого требования не представлено.

Применительно к обстоятельствам данного административного дела предписание надзорного органа должно иметь своей целью устранение выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, должно отвечать требованиям законности, определенности, конкретности и исполнимости.

Предписание, как ненормативный правовой акт, направленный на устранение выявленных нарушений, должно соответствовать требованию законности, в том числе содержать четкую и доступную правовую квалификацию выявленных нарушений закона, чтобы лицо, в отношении которого выдано предписание, могло установить какие нормы права были им нарушены, в каких его конкретных действиях (бездействии) выражаются данные нарушения, что ему следует сделать для их устранения; должно быть выдано лицу, полномочному устранить выявленные нарушения.

В рассматриваемом случае оспариваемое предписание, которым на административного ответчика возложена обязанность обеспечения герметичности выгребных ям, вышеуказанным требованиям не соответствует.

В силу части 3 статьи 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязанностью граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Частью 11 статьи 226 КАС РФ предписано, что обязанность доказывания законности оспариваемого действия (решения) возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, для понуждения администрации городского поселения Пионерский к проведению какого-либо мероприятия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, в том числе в части обеспечения герметичности выгребных ям, органу контроля необходимо доказать, что такие нарушения имеют место быть и возникли они в результате деятельности (бездействия) административного ответчика.

Между тем, такие доказательства в материалах административного дела отсутствуют и Роспотребнадзором Югры суду не представлены.

Требование предписания не конкретизировано, так как из него непонятно, какие-именно нарушения санитарно-эпидемиологических требований необходимо устранить при том, что водонепроницаемость емкостей для хранения твердых и жидких бытовых отходов, в силу вышеназванных нормативных актов, и так должна обеспечиваться их собственниками (владельцами).

Суд полагает отметить, что ранее администрации городского поселения Пионерский должностным лицом Роспотребнадзора Югры выдавалось предписание от 04.04.2019 №26, которое содержало требование к административному ответчику и его обоснование аналогичные тем, что изложены в оспариваемом по настоящему делу предписании. Вступившим в законную силу решением Советского районного суда ХМАО - Югры от 26.06.2019 (дело №2а-439/2019) данное предписание признано незаконным.       

При таких установленных по делу обстоятельствах, суд полагает административный иск администрации городского поселения Пионерский подлежащим удовлетворению.

В силу ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178- 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск администрации городского поселения Пионерский Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворить.

Признать незаконным предписание должностного лица- начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в городе Югорске и Советском районе Злобина В.В. от 26.06.2019 №47 об устранении административных правонарушений.

Обязать начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в городе Югорске и Советском районе Злобина В.В. отменить предписание от 26.06.2019 №47 об устранении административных правонарушений и сообщить об исполнении настоящего решения в Советский районный суд ХМАО - Югры и администрации городского поселения Пионерский Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Советский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                 В.А. Кобцев

СПРАВКА

Решение обжаловано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 мая 2020 г. оставлено без изменения.

Решение вступило в законную силу 19 мая 2020 года.

2а-100/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация городского поселения Пионерский
Ответчики
начальник Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по ХМАО -Югре в г. Югорске и Советском районе
Управление Роспотребнадзора по ХМАО-Югре
Другие
Беляева Анна Юрьевна
Суд
Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Кобцев Владимир Анатольевич
Дело на странице суда
sovetsk.hmao.sudrf.ru
13.01.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
14.01.2020Передача материалов судье
15.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.01.2020Предварительное судебное заседание
23.01.2020Судебное заседание
03.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.05.2020Дело оформлено
03.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее