Решение по делу № 33-9439/2023 от 13.09.2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело 33-9389/2023 председательствующий судья суда первой инстанции Благодатная Е.Ю.

(2-476/2023) УИД 91RS0003-01-2022-004858-65

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    25 октября 2023 года                                                                г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего-судьи Морозко О.Р.
судей Готовкиной Т.С.,Новикова Р.В.
при секретаре ФИО5

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о признании решения незаконным, понуждении совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе представителя ФИО1ФИО2 на решение Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ – ОПФР по РК, правопреемником которого является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, и просил признать незаконным решение отдела установления пенсий Управления установления пенсий ГУ – ОПФР по РК от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в проведении перерасчета страховой пенсии по старости ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; признать за истцом право на перерасчет установленной (назначенной) страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом работы в войсковых частях Черноморского Флота Российской Федерации, дислоцированных на территории Украины, и сведений о зарплате в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно; обязать ответчика произвести перерасчет установленной (назначенной) страховой пенсии по старости ФИО1 с даты возникновения права на назначение страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом периодов работы в войсковых частях Черноморского Флота Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включенных в страховой стаж и с учетом размера страховых взносов, подлежащих отчислению работодателями (страхователями) в Пенсионный фонд Российской Федерации за указанный период времени, с даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости по настоящее время с учетом всех индексаций страховой пенсии по старости.

В обоснование требований истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время работал на должностях гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации в войсковых частях , , , которые были дислоцированы в спорные периоды на территории Украины в Республике Крым, при этом истец постоянно был гражданином Российской Федерации. По достижении пенсионного возраста истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, получателем которой и является в настоящее время, однако в расчет размера страховой пенсии при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента не учтены периоды работы истца в должностях гражданского персонала в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированных на территории Республики Крым и <адрес> в период действия законодательства Украины, включенных в страховой стаж, в связи с чем размер пенсии истца существенно ниже, чем был бы при расчете ИПК с учетом этих периодов. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете страховой пенсии с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом периодов работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно на территории Украины и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым и г. Севастополя, включенных в страховой стаж, с даты назначения страховой пенсии по старости. Решением пенсионного органа в проведении перерасчета страховой пенсии по старости истцу было отказано, с данным решением истец не согласен, полагает его незаконным в связи с чем и обратился в суд.

Решением Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования                ФИО1 удовлетворены. Решение отдела установления пенсий Управления установления пенсий Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в проведении перерасчета страховой пенсии по старости ФИО1 признано незаконным. За ФИО1 признано право на перерасчет размера страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом его работы с войсковых частях Черноморского Флота РФ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Украины, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> с даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность произвести перерасчет страховой пенсии по старости            ФИО1 с исчислением размера пенсии с учетом, как поступивших страховых взносов на его индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) ФИО1 за периоды его работы до ДД.ММ.ГГГГ в войсковых частях Черноморского Флота Российской Федерации и произвести выплату ФИО1 денежной суммы в объеме пенсионных выплат с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время с учетом всех индексаций страховой пенсии по старости.

Не согласившись с решением суда, представитель истца подал апелляционную жалобу.

В своей апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и нарушение норм материального права. Полагает, что исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме, тогда как фактически удовлетворено частично.

Автор жалобы считает, что судом неверно определена дата возникновения права как ДД.ММ.ГГГГ, тогда как были заявлены требования о перерасчете пенсии с даты возникновения права на установление страховой пенсии по старости, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, и указывает, что для расчета ИПК могут быть использованы сведения о заработке, с которого работодателями уплачивались взносы в Пенсионный фонд Украины, и которые были предоставлены в орган пенсионного обеспечения вместе с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости, либо такие сведения могут быть получены пенсионным органом самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ представителю              ФИО1ФИО2 восстановлен пропущенный процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы.

Истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, что подтверждается соответствующим почтовым уведомлением, обеспечил явку своего представителя.

Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.

Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Представитель третьего лица филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» - 2 Финансово-экономическая служба в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, о дате, времени и месту судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, что подтверждается соответствующим почтовым уведомлением.

Заслушав судью–докладчика, представителя истца, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является гражданином Российской Федерации, что подтверждается паспортом серии 20 03 , выданным <адрес> РОВД <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4-6).

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирован по месту жительства по адресу: Республика Крым, <адрес>.

Согласно трудовой книжке без серии и номера, заполненной ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1, с ДД.ММ.ГГГГ истец принят учеником токаря в цех войсковой части 34339, ДД.ММ.ГГГГ присвоена квалификация токаря первого разряда, ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность автослесаря 1 разряда в гараж, откуда ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с призывом в Советскую Армию, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в рядах Советской Армии, ДД.ММ.ГГГГ принят слесарем первого разряда в цех войсковой части 34339, ДД.ММ.ГГГГ переведен слесарем второго разряда в цех , ДД.ММ.ГГГГ в связи с введением ЕТКС установлено назначение профессии слесарь механосборочных работ второго разряда, ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с призывом на действительную военную службу (л.д. 34-35).

В соответствии с трудовой книжкой серии АХ , заполненной ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1, с ДД.ММ.ГГГГ истец принят на должность сторожа Средней школы <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ освобожден от занимаемой должности по собственному желанию, ДД.ММ.ГГГГ принят в 304 лабораторию радиомехаником по ремонту радиоэлектронного оборудования 4 разряда в войсковую часть 31210, ДД.ММ.ГГГГ переведен начальником команды ведомственной охраны                     6 разряда, ДД.ММ.ГГГГ в связи с оргштатными мероприятиями установлен              5 разряд начальника команды ведомственной охраны, ДД.ММ.ГГГГ на основании директивы ГШ ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ войсковая часть 31210 является структурным подразделением войсковой части 09882 (л.д. 35 оборот-36).

Государственным учреждением – УПФ РФ по <адрес> (<адрес>) ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия по старости в соответствии со ст. 7.1 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» (л.д. 29).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в пенсионный орган с заявлением о произведении перерасчета страховой пенсии с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) с учетом периодов работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым (л.д. 54-58).

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Отдела установления пенсий Управления установления пенсий ГУ-ОПФР по РК (л.д. 52) в перерасчете страховой пенсии по старости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано со ссылкой на то, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учтен в страховой стаж с ДД.ММ.ГГГГ, при назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в трудовой книжке отсутствуют, при этом, основания применения Закона №208-ФЗ отсутствуют, поскольку у ФИО1 отсутствует регистрация по месту жительства на территории Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Для предоставления в Пенсионный отдел <адрес> войсковой частью 09882 ФИО1 выдана справка от ДД.ММ.ГГГГ из которой следует, что ФИО1 действительно работает в 1572 команде ведомственной охраны с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время                  (л.д. 37).

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ войсковой частью 09703 выдана справка о том, что ФИО1 действительно работает в должности начальника команды отряда военизированной охраны войсковой части 09703-11 с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ ) по настоящее время              (л.д. 11).

Также в материалы дела предоставлены архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ , выданная Архивным отделом (на Черноморском флоте) <адрес> ФГКУ «Центральный архив» Минобороны России о выплате ФИО1 заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная войсковой частью 09703, о заработной плате истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-13).

Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).

В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право лиц, работавших по трудовому договору, на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования.

Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ).

Согласно договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, с даты его подписания Республика Крым стала считаться принятой в Российскую Федерацию, а в составе Российской Федерации были образованы новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статьи 1, 2).

В спорный период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, являясь гражданином Российской Федерации, работал в войсковых частях Министерства обороны Российской Федерации, дислоцированных на территории Украины (Крым).

В статье 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ определены основные понятия, используемые в этом федеральном законе, в частности предусмотрено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) - обязательные платежи, которые уплачиваются в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (до 01.01.2023 - Пенсионный фонд Российской Федерации, далее - Фонд) и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абзац седьмой статьи 3 указанного федерального закона).

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001г. №167-ФЗ застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным федеральным законом. К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ, относятся, в том числе, граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ).

Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонд и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абзац третий пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ).

До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), согласно которому со дня его вступления в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей этому Федеральному закону (статья 36).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ, при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" (здесь и далее нормы Федерального закона "О страховых пенсиях" приведены в редакции, действовавшей на день обращения ФИО1 в пенсионный орган с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости – ДД.ММ.ГГГГ).

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ (часть 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Частью 1 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

На основании пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г., и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г., по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г., определяется, в том числе, исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (часть 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").

В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Федерального закона от                    17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного федерального закона, суммы валоризации (статья 30.1 этого федерального закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 г.

Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 данного федерального закона (граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 3 этого федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включались в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Из приведенного правового регулирования следует, что гражданам Российской Федерации Конституцией Российской Федерации гарантировано право на социальное обеспечение, включающее в себя и право лиц, работающих по трудовому договору, на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Лица, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ. Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом на страхователей законом возложена безусловная обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Размер страховой пенсии по старости непосредственно зависит от суммы уплаченных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу застрахованного лица страховых взносов, что относится, в том числе, и к застрахованным лицам, осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации.

Как было отмечено ранее, ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал на должностях гражданского персонала в войсковых частях Министерства обороны Российской Федерации, дислоцированных на территории АР Крым Украины (субъекта Российской Федерации с 18 марта 2014 г.), являлся застрахованным лицом в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ, был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, следовательно, ему гарантировано право на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования, в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам его труда.

Для лиц, работающих по трудовому договору в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, работодателями являются такие учреждения, организации и войсковые части.

Регулирование труда лиц, работающих в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, имеет особенности, установленные статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

По смыслу части 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, российские граждане, работающие по трудовому договору в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, обладают стандартным правовым статусом работника, на которого распространяются как общие нормы трудового законодательства, так и общие нормы законодательства об обязательном социальном страховании, а особенности в правовом регулировании отношений с их участием могут предусматриваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. На войсковые части, выступающие в качестве работодателей для указанных лиц, в том числе дислоцированные за пределами границ Российской Федерации войсковые части независимо от места их расположения, возлагается исполнение всех обязанностей работодателя, предусмотренных российским законодательством, включая обязанность по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу предписаний Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 22 и 349), Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 235) и Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (подпункт 1 пункта 1 статьи 6) российские войсковые части, дислоцированные на территории иностранных государств, фактически, будучи работодателями для российских граждан из числа вольнонаемного персонала, обязаны осуществлять обязательное пенсионное страхование и уплачивать страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий этих граждан, причем независимо от того, являются данные войсковые части юридическими лицами либо не являются. Соответственно, Российская Федерация, как правовое и социальное государство, принимая решение о дислокации российских войсковых частей на территории иностранных государств, должна создавать и правовой механизм, обеспечивающий постановку данных войсковых частей на учет в налоговых органах и позволяющий им формировать надлежащим образом пенсионные права работающих в них российских граждан из числа вольнонаемного персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (абзацы третий и четвертый пункта 3.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации N188-О-П от 15 января 2009 г. "По запросу 5-го гарнизонного военного суда о проверке конституционности пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", далее - определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 г. N 188-О-П).

Конституционный Суд Российской Федерации в резолютивной части названного определения указал, что пункт 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, - независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 1 резолютивной части определения Конституционного Суда Российской Федерации N188-О-П от 15 января 2009 г.).

29 декабря 2009 г. Правительством Российской Федерации было издано постановление N 1097 "Об особенностях постановки на учет в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации отдельных категорий плательщиков страховых взносов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1097), которым было установлено, что организации, имеющие такие дислоцированные за пределами Российской Федерации обособленные подразделения, как объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - воинские формирования), учитываются в качестве плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении граждан Российской Федерации из числа гражданского персонала воинских формирований в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов) по месту нахождения организаций (абзац первый пункта 1 названного постановления. Данное постановление утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 2017 г. N65).

Обязанности организаций, связанные с постановкой их на учет в качестве плательщиков страховых взносов, исполняются воинскими формированиями, военными судами, военными прокуратурами и военными следственными органами (абзац второй пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1097).

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1097 постановку на учет организаций в качестве плательщиков страховых взносов необходимо было производить органам контроля за уплатой страховых взносов одновременно с их учетом (регистрацией) в качестве страхователей, осуществляемом в порядке, установленном для учета (регистрации) организаций по месту нахождения их обособленных подразделений.

На федеральные органы исполнительной власти, имеющие воинские формирования, были возложены обязанности по доведению до Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации сведений об организациях, которые подлежат постановке на учет в качестве плательщиков страховых взносов, и воинских формированиях; обеспечению подачи до 30 января 2010 г. воинскими формированиями заявлений о постановке организаций на учет в качестве плательщиков страховых взносов с приложением необходимых документов (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N1097).

Исходя из приведенного правового регулирования граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе дислоцированных на территории иностранных государств, обладают статусом работников, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ и, как следствие, имеют право на получение страховой пенсии по старости своевременно и в полном объеме.

Неуплата страхователем страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации на финансирование пенсии ФИО1, который по трудовым договорам был занят на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранного государства (Украина) (субъекта Российской Федерации с 18 марта 2014 г.), не может препятствовать реализации им права на получение пенсионного обеспечения в полном объеме.

Согласно статье 14, действовавшего до 02.04.2014, Соглашения между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, подписанного в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (прекратило свое действие в соответствии с Федеральным законом от 02.04.2014 №38-ФЗ «О прекращении действий соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины»), предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации производили налоговые и иные отчисления в соответствии с законодательством Украины.

При этом истец, будучи гражданином Российской Федерации, в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ добросовестно выполнял работу по трудовым договорам на должностях гражданского персонала в войсковых частях и организациях Черноморского флота, постоянно дислоцированных на территории АР Крым и г. Севастополя Украины и являлся лицом, на которое распространялось обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В Определении от 15.01.2009 №188-О-П «По запросу 5-го Гарнизонного военного суда о проверке конституционности пункта 2 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-ФЗ (п. 3 указанного Определения) Конституционный Суд РФ указал, что в отношениях по обязательному пенсионному страхованию лиц, работающих по трудовому договору, обязанность по своевременному и полному перечислению страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации возлагается, по общему правилу, на работодателей, которые выступают в этих отношениях в качестве страхователей, к каковым подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит всех работодателей (организации, индивидуальных предпринимателей, физических лиц), фактически производящих выплату заработной платы физическим лицам - работникам. Обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное (в том числе пенсионное) страхование работников в порядке, установленном федеральными законами, предусмотрена также частью второй статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

При этом, объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" являются предназначенные для оплаты труда работников денежные средства, которые представляют собой объект налогообложения и налоговую базу по единому социальному налогу, как это предусмотрено главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации, составляющего в силу статьи 2 названного Федерального закона неотъемлемую часть законодательства об обязательном пенсионном страховании.

Так же Конституционный Суд Российской Федерации указал в Постановлении от 10.07.2007 N9-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой", Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (статья 1, часть 1; статья 7; статья 37, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В частности, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию (абзац 2 пункта 4.3. Постановления КС РФ №9-П).

Как следует из статей 7, 39, 71 (пункт "в"), 72 (пункт "ж" части 1) и             76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, выбор организационно-правовых форм и механизмов реализации конституционного права на получение пенсии относится к компетенции федерального законодателя, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения в определении видов пенсий, правовых оснований и порядка их предоставления, правил назначения и перерасчета, а также формирования финансовой основы их выплаты. Вместе с тем осуществляемое им правовое регулирование должно базироваться на конституционно значимых принципах пенсионного обеспечения, учитывать социальную ценность в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой трудовой и иной общественно полезной деятельности, особое значение пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров.

Обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагающая установление такого правопорядка, который гарантировал бы каждому государственную защиту его прав и свобод (статья 2; статья 17; статья 18; статья 45, часть 1, Конституции Российской Федерации), в сфере пенсионного обеспечения лиц, работавших по трудовому договору, означает необходимость такого правового регулирования соответствующих отношений, которое бы предусматривало эффективные гарантии права на трудовую пенсию, адекватные природе, целям и значению данного вида пенсионного обеспечения, исключало возможность блокирования реализации приобретенных этими лицами пенсионных прав и позволяло им на основе доступных процедур своевременно и в полном объеме получить полагающуюся пенсию.

Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в части удовлетворения требований ФИО1 о перерасчете размера страховой пенсии по старости с применением расчета балов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом его работы в войсковых частях Черноморского флота РФ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Украины.

Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона N 400-ФЗ заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Устанавливая дату, с которой пенсия истца подлежит перерасчету, суд первой инстанции исходил из того, что с заявлением о перерасчете размера пенсии ФИО1 обратился ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем перерасчет пенсии должен быть произведен с ДД.ММ.ГГГГ.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

На момент назначения истцу пенсии, правоотношения в области пенсионного обеспечения граждан регулировались Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статьей 18 которого было установлено, что назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение положений указанного закона, постановлением Минтруда РФ N 16, ПФ РФ N 19па от 27.02.2002 (ред. от 12.03.2010) был утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", согласно п. 2 которого к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии по старости), должны быть приложены документы: удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству; о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; о среднемесячном заработке за 2000 - 2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.

Кроме того, в необходимых случаях прилагаются документы, в частности: о месте пребывания или фактического проживания на территории Российской Федерации; подтверждающие место постоянного жительства гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

В свою очередь, постановлением Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002 (ред. от 28.04.2010) были утверждены Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.05.2002 N 3491), в силу п. 11 которых при приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам; сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения; регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления; истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перевода с одной пенсии на другую и выплаты пенсии; оформляет выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с п. 12 Правил от 27.02.2002 при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов; приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.

Пунктом 13 Правил от 27.02.2002 предусматривалось, что решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.

Согласно п. 17 Правил от 27.02.2002 в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, днем обращения за пенсией считается день приема заявления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления заявления (Закон от 17.12.2001).

Список недостающих для назначения пенсии документов определяется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и отмечается в расписке-уведомлении, указанной в пункте 16 настоящих Правил.

В силу п. 20 Правил от 27.02.2002 в случае отсутствия в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования необходимых для назначения пенсии сведений решение о назначении пенсии принимается по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

После представления страхователем необходимых для назначения пенсии сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации производит доплату пенсии с соблюдением условий, определенных статьей 23 Закона от 17.12.2001.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что при назначении пенсии (с ДД.ММ.ГГГГ), орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, располагал сведениями о периоде работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (на дату подачи заявления) (л.д. 30, 37), однако справки о заработной плате за указанный период при подаче заявления о назначении пенсии истцом в пенсионный орган не предоставлялись, в материалах пенсионного дела отсутствуют.

В расписке-уведомлении к поданному заявлению указание на необходимость предоставления таких сведений не отражена, однако тот факт, что до сведения истца указанная необходимость доведена, подтверждается собственноручным заявлением истца от ДД.ММ.ГГГГ имя начальника ГУ – УПФР по <адрес>, в котором он просит назначить ему пенсию без учета заработной платы.

Информация о том, что в страховой стаж истца не включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имевший место после его регистрации в качестве застрахованного лица в системе индивидуального персонифицированного учета, была доведена до сведения истца, о чем свидетельствует ответ ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40), в котором также указано на то, что пенсия назначена по сведениям указанной системы, не совпадающим с другими документами о стаже.

Таким образом, пенсионный орган на момент назначения пенсии не располагал сведениями о заработке за включенный в страховой стаж периоде трудовой деятельности истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не был включен в страховой стаж истца, о чем последний был надлежащим образом уведомлен. В свою очередь, требование о перерасчете размера пенсии с учетом периодов трудовой деятельности, имевших место после даты назначения пенсии, не основаны на законе.

Также справки о заработке за указанный период работы не были приложены к заявлению о перерасчете пенсии от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с абзацем 3 пункта 47 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды включаются (засчитываются) в страховой стаж по день, предшествующий дню обращения за установлением страховой пенсии, а в случаях, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", - по день, предшествующий дню назначения страховой пенсии.

Исходя из содержания названных норм, подсчет стажа граждан при решении вопроса назначении страховой пенсии производится пенсионным органом до даты обращения гражданина с заявлением о назначении страховой пенсии.

Пунктом 48 Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных Приказом Минтруда России от 05.08.2021 N 546н предусмотрено, что заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по выбору заявителя.

При этом, доказательств того, что при подаче заявления о перерасчете пенсии истцу была разъяснена необходимость предоставления документов, подтверждающих периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и за последующие периоды вплоть до ДД.ММ.ГГГГ, материалы дела не содержат, что свидетельствует о невыполнении соответствующей обязанности пенсионным органом.

Таким образом, перерасчет размера пенсии с учетом как поступивших страховых взносов на его индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) ФИО1 за периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковых частях Черноморского Флота Российской Федерации должен быть произведен с ДД.ММ.ГГГГ – первого числа месяца, следующего за датой обращения за перерасчетом пенсии, поскольку первоначально ФИО1 обратился с заявлением о перерасчете пенсии ДД.ММ.ГГГГ, поскольку до момента обращения истца с указанным заявлением пенсионный орган сведениями о заработке истца за спорный период не располагал, о чем истцу было достоверно известно, ввиду чего право истца пенсионным органом нарушено не было.

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона №400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

В системе обязательного пенсионного страхования установление страхового обеспечения, в частности, в виде страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к ней предполагает реализацию страхового риска, под которым понимается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в его пользу) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая - достижением пенсионного возраста (подпункт 2 пункта 1, пункты 1.1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"; статья 8, подпункты 1 и 4 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; пункты 1 и 6 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Конституционным Судом была выражена правовая позиция, согласно которой страховая пенсия по старости и фиксированная выплата к ней по своей правовой природе и предназначению направлены в первую очередь на восполнение утраты заработка (дохода), обусловленной объективной невозможностью продолжения трудовой деятельности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2021 года N 1139-О).

В то же время в действующей правовой системе Российской Федерации граждане, продолжающие после назначения страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к ней осуществлять трудовую деятельность и, следовательно, не утрачивающие заработок, сохраняют статус застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования и продолжают формировать свои пенсионные права.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" наряду с условиями назначения и размерами страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к ней предусматривает механизмы ежегодной корректировки размера страховой пенсии и ежегодной индексации фиксированной выплаты к ней, в том числе исходя из роста потребительских цен за прошедший год (части 20 - 22 статьи 15, части 6 и 7 статьи 16 и часть 10 статьи 18). Однако, действие соответствующих законоположений неоднократно приостанавливалось, в частности, на 2016 год - Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", на 2018 год - Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 420-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Федерального закона "О страховых пенсиях", внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии", а на период с 1 января 2019 года до 1 января 2025 года - Федеральным законом от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (часть 13 статьи 10 и часть 1 статьи 11).

До 1 января 2016 года (дата вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий") законодательство о страховых (трудовых) пенсиях, по общему правилу, ограничений по выплате пенсий работающим пенсионерам не предусматривало.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что дифференциация правового регулирования антиинфляционной защиты страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней в зависимости от того, сопровождалось ли наступление страхового случая в виде достижения пенсионного возраста, не может рассматриваться как нарушающая права застрахованных лиц, поскольку конституционный принцип равенства, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможности установления дифференцированного режима для различных категорий лиц, если соответствующая дифференциация обусловлена объективными факторами и не носит произвольного, дискриминирующего характера (определения от 25 октября 2018 года N 2706-О, от 25 апреля 2019 года N 1088-О и другие).

Кроме того, следует учитывать, что уровень жизни работающих пенсионеров в основном определяется их заработной платой, которая в соответствии со статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации подлежит индексации. Суммы же страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к ней, как правило, ниже оплаты труда. Соответственно, выплата названных сумм в период осуществления трудовой деятельности без учета проводимой индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии не может оказать существенного влияния на удовлетворение основных жизненных потребностей пенсионеров и повлечь снижение уровня их жизни. К тому же само предоставление работающим пенсионерам права одновременно с заработной платой получать назначенное пенсионное обеспечение в рамках реализации социальной политики государства направлено на повышение их материального обеспечения и увеличение денежных доходов. При этом согласно действующему правовому регулированию у каждого пенсионера есть право выбора - прекратить трудовую деятельность и получать страховую пенсию по старости и фиксированную выплату к ней с учетом соответствующих корректировки и увеличения либо продолжать ее, получая одновременно заработную плату и пенсию с фиксированной выплатой к ней, но с применением особых правил, касающихся выплаты той части пенсии, на которую увеличен размер фиксированной выплаты к страховой пенсии и скорректирован размер страховой пенсии.

Достоверно установив, что ФИО1, являясь получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, осуществляет трудовую деятельность, в период которой работодателем за него оплачиваются страховые взносы, суд правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования истца об индексации пенсии с даты возникновения права на установление страховой пенсии по старости.

При этом, возложив на пенсионный орган обязанность произвести перерасчет размера пенсии истца с ДД.ММ.ГГГГ, суд фактически удовлетворил исковые требования частично. Таким образом, указание суда на удовлетворение требований истца в полном объеме является ошибочным, однако данное обстоятельство не привело к принятию незаконного решения, ввиду чего не является основанием для отмены решения суда.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1ФИО2 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий О.Р. Морозко
Судьи Т.С. ГотовкинаР.В. Новиков

33-9439/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Осадчук Надежда Федоровна
Ответчики
ОФПСС РФ по РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Морозко Ольга Романовна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
13.09.2023Передача дела судье
25.10.2023Судебное заседание
11.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.12.2023Передано в экспедицию
25.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее