Решение по делу № 2а-237/2022 от 11.05.2022

УИД 11RS0017-01-2022-000079-43 УИД 11RS0017-01-2022-000468- 40 Дело № 2а-237/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

05 июля 2022 года с. Визинга

Сысольский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Подоровой М.И.,

при секретаре Демидович Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Беляева Юрия Вячеславовича к МО МВД России «Сысольский», Управлению Федерального казначейства по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания,

УСТАНОВИЛ:

Беляев Ю.В. обратился в суд с иском к МО МВД России «Сысольский», Управлению Федерального казначейства по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в ИВС МО МВД РФ «Сысольский» в размере 350000 рублей.

В заявлении указал, что находится под стражей с 29.04.2021. В период его нахождения в ИВС МО МВД РФ «Сысольский» ( далее- ИВС) в отношении него допущен ряд нарушений, связанных с условиями содержания, которые привели к получению истцом моральных и физических страданий. Так, при поступлении его в ИВС не был осуществлен медицинский осмотр на предмет наличия хронических заболеваний и жалоб на здоровье, ввиду отсутствия медицинского работника. Находясь в ИВС, испытывал поджелудочные и головные боли, недомогание, в связи с отсутствием медицинского работника медикаменты ему не выдавались, поскольку сотрудники ИВС не вправе выдавать медикаменты. Вызов сотрудников скорой помощи осуществляется только в экстренный ситуациях. Также было опасение заразиться инфекционными заболеваниями, в том числе и Ковид 19.

В камере, в которой содержался истец, не соблюдались санитарно-гигиенические условия содержания, ограждения в туалетной кабинке были высотой не более 1 метра, в то время как в камере они принимали пищу и хранили продукты питания, камера видеонаблюдения установлена таким образом, что просматривается санузел, что вызывает неудобства при отправлении естественных надобностей. Форточка в камере открывалась не полностью, и поступление свежего воздуха было недостаточным. В камере №2 форточка не открывалась и помещение проветривалось неполноценно, так как вентиляция работала нестабильно. Из-за этого имели место головные боли, чувствовал недомогание из-за влажного воздуха. Радиоточка с июня 2021 года не работала, в связи с чем испытывал информационный голод. На просьбу отремонтировать, сотрудники ИВС не реагировали. Библиотека не обновляется, корреспонденция не выдается. Предметы первой необходимости (зубная щетка, зубная паста, мыло, туалетная бумага) не выдавалась.

Указывая, что административный ответчик нарушил Конвенцию «О защите прав и свобод человека», Конституцию РФ, законодательство РФ, административный истец просит взыскать компенсацию за ненадлежащие условия содержания в ИВС МО МВД РФ «Сысольский» в размере 350000 рублей.

При подготовке к рассмотрению дела в качестве соответчика привлечен МВД РФ, в качестве заинтересованного лица- -МВД по Республике Коми.

Административный истец Беляев М.В., находящийся в местах лишения свободы, извещен надлежащим образом о рассмотрении дела, ходатайства об участии в рассмотрении дела не заявлял.

Административный ответчик - Министерство финансов РФ - в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми, Министерство внутренних дел Российской Федерации, заинтересованное лицо - МВД по Республике Коми представителей в судебное заседание не направили.

Министерство финансов РФ - в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми просило о рассмотрении дела без участия своего представителя, указав в возражениях, что является ненадлежащим ответчиком.

МВД по Республике Коми направило письменные возражения, указав о несогласии с заявленными требованиями, в том числе и по мотиву пропуска срока для обращения в суд с настоящими требованиями, установленного ст.219 КАС РФ.

Административный ответчик – МО МВД России «Сысольский» просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, направил письменные возражения на иск, в том числе и по мотиву пропуска срока для обращения в суд с настоящими требованиями, установленного ст.219 КАС РФ.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 227.1 названного Кодекса лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Так, в соответствии со статьей 17.1 Федерального закона №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, условий их содержания под стражей имеют право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

В соответствии с положениями статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).

Компенсация за нарушение условий содержания присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Установлено, что обвиняемый Беляев Ю.В. в связи рассмотрением уголовного дела и производством следственных действий содержался в изоляторе временного содержания МОМВД России «Сысольский» в следующие периоды:..

с 11.06.2021 13:45 по 19.06.2021 16:07; с 24.11.2021 15:05 по 02.12.2021 12:40 - в камере №2,

с 30.04.2021 01:40 по 03.05.2021 06:35; с 31.07.2021 13:40 по 08.08.2021 16.10 - в камере №3,

с 03.05.2021 15:40 по 03.05.2021 18:20, с 11.06.2021 13:45 по 19.06.2021 16:07;

с 23.06.2021 23:27 по 07.07.2021 16:50 ; с 24.08..2021 19.58 по 31.08.2021 12:20; с 17.10.2021 14:20 по 27.10.2021 09:40; с 08.11.2021 22:55 по 14.11.2021 12:00 – в камере №4.

с 03.05..2021 15:40 по 03.05..2021 18:20 - в камере №8.

Поскольку Беляев Ю.В. содержался в структурном подразделении органов внутренних дел, надлежащим административным ответчиком по делу является Российская Федерация в лице МВД России, в соответствии с подпунктом 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой главный распорядитель выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, а также в силу статьи 4 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, согласно которой финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели и в соответствии с подпунктом 100 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699, МВД России осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств.

С учетом приведенных положений, Министерство финансов РФ - в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми, МО МВД РФ «Сысольский» являются ненадлежащими административными ответчиками, в связи с чем в удовлетворении требований Беляева Ю.В. к указанным ответчикам следует отказать.

Приказом МВД России от 22 ноября 2005 года N 950 утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (далее - ПВР), устанавливающих регламентируемые Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", данными Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Деятельность ИВС МОМВД России «Сысольский» осуществляется на основании Положения об изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых МОМВД России «Сысольский», утверждённого приказом МОМВД России «Сысольский» от 11 марта 2020 г. № 58, на основании Приказа МВД России от 22.11.2005 N 950 и других нормативно-правовых актах, в том числе на основании Инструкции утвержденной Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации (приказ от 31 декабря 1999 г. № 1115/475) (далее - Инструкция).

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды ( статья 99 УИК Российской Федерации).

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

В соответствии с пунктом 45 ПВР камеры ИВС оборудуются, в том числе, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности.

Согласно пункту 17.16 Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России (СП 12-95 "Свод правил, инструкция по проектированию объектов органов внутренних дел (милиции) МВД России") унитазы в камерах ИВС необходимо размещать в отдельных кабинах с дверьми, открывающимися наружу. К. должна иметь перегородки высотой 1 метра от пола санитарного узла.

Пунктом 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 122 ПВР лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России. Администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц, а в случае ухудшения состояния здоровья - к любому сотруднику ИВС, который обязан об этом незамедлительно доложить дежурному либо начальнику ИВС. Результаты обхода и оказания медицинской помощи отражаются в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, и в журнале санитарного состояния ИВС (пункт 123 Правил).

Положениями пункта 124 ПВР установлено, что с целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах. При отсутствии медицинского работника медицинский осмотр проводит специально подготовленный сотрудник полиции, с последующим осмотром медицинским работником. Подозреваемые и обвиняемые знакомятся с записями в документах и журналах, фиксирующих результаты медицинского освидетельствования, под их личную роспись.

Приказами МВД РФ N 1115 и Минздрава РФ N 475 от 31 декабря 1999 года утверждена Инструкция о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, в соответствии с которой медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. В случае отсутствия в ИВС медицинских работников функции по медико-санитарному обеспечению подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений возлагаются на медицинских работников здравпункта городского, районного и линейного органа внутренних дел. Лица, нуждающиеся в скорой медицинской помощи, а также амбулаторном либо стационарном обследовании и лечении по поводу онкологических, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, сахарного диабета, других заболеваний, при которых показано непрерывное наблюдение и лечение, обеспечиваются необходимой медицинской помощью в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения (пункт 1).

В соответствии с пунктом 7 указанной Инструкции основными задачами медицинских работников ИВС являются, в том числе, организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС; осуществление противоэпидемического обеспечения лиц, содержащихся в ИВС.

Пунктом 8 Инструкции предусмотрено, что при оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, медицинские работники ИВС осуществляют: активное выявление инфекционных, венерических, кожных, психических, паразитарных и других опасных заболеваний путем проведения медицинских осмотров: при поступлении, при проведении покамерных обходов, при обращениях за медицинской помощью, при убытии из ИВС; оказание амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи; организацию оказания скорой медицинской помощи; организацию консультаций больных, нуждающихся в медицинской помощи; организацию и осуществление госпитализации лиц, нуждающихся в стационарном лечении.

В течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих, и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи. При этом обращается особое внимание на наличие проявлений кожных, венерических, психических заболеваний, пораженность педикулезом, чесоткой. Осмотр проводится медицинским работником в медицинском кабинете. Регистрация больных и лиц, предъявляющих жалобы на состояние здоровья, осуществляется в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС (пункт 9 Инструкции).

Согласно пункту 10 Инструкции в случае отсутствия медицинского работника в период поступления в ИВС вновь прибывших лиц, дежурный по ИВС, а при отсутствии штатного дежурного по ИВС - дежурный (помощник дежурного) по органу внутренних дел, опрашивает их о состоянии здоровья. При наличии жалоб от вновь поступивших лиц на плохое самочувствие или признаках заболевания (травмы) дежурный по ИВС (дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел) обязан немедленно вызвать медицинского работника ИВС либо бригаду скорой медицинской помощи. О результатах опроса подозреваемых и обвиняемых, заявленных при этом жалобах на состояние здоровья и оказанной нуждавшимся медицинской помощи производятся необходимые записи в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, который хранится в медицинской части ИВС, а в период отсутствия медицинского работника - у дежурного по ИВС (дежурного, помощника дежурного по органу внутренних дел).

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статья 41 Конституции Российской Федерации, статья 4, части 2, 4 и 7 статьи 26, часть 1 статьи 37, часть 1 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Из представленных МО МВД РФ « Сысольский» материалов дела следует, что Беляев Ю.В. размещался в ИВС в камерах №2, №3, №4, №8, которые оборудованы санитарными узлами, размещенными в отдельных кабинах с дверьми, открывающимися наружу, при этом высота перегородки составляет не менее 1 метра от пола санитарного узла.

Указанные обстоятельства подтверждаются фотоснимками камер и актом санитарно-эпидемиологического состояния помещений (территорий) и лицензионного ведомственного контроля медицинской деятельности в МО МВД России "Сысольский" N 15 от 26 октября 2020 года.

Здание ИВС введено в эксплуатацию в декабре 2019 года, эксплуатируется с 16 февраля 2020 года, медицинская деятельность не осуществляется по причине отсутствия в должности "Заведующая медицинской части ИВС" сотрудника с соответствующим медицинским образованием. Медицинская помощь спецконтингенту в ИВС осуществляется медработниками скорой медицинской помощи по экстренным показаниям.

Указанное выше подтверждаются актом санитарно-эпидемиологического состояния помещений (территорий) и лицензионного ведомственного контроля медицинской деятельности в МО МВД России "Сысольский" N 15 от 26 октября 2020 года.

Журналом медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС МОМВД России «Сысольский» от 18 марта 2020 г. № 2735 подтверждается, что в период содержания в ИВС Беляев Ю.В. обращался за медицинской помощью один раз 02.05.2021 г. (жалобы: <данные изъяты>). На его обращение вызывалась бригада скорой медицинской помощи ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ», результаты осмотра которой зафиксированы в журнале медицинских осмотров. Беляеву Ю.В. была оказана специализированная медицинская помощь и ему выдавались необходимые медицинские препараты. Сведения о наличии иных жалоб в журнале не отражены.

В камерах №№ 2, 3, 4, 8, в которых содержался Беляев Ю.В., на окнах имеются форточки для естественного проветривания камер, приточно-вытяжная вентиляция, которая находится в рабочем состоянии,что подтверждается актом санитарно-эпидемиологического состояния помещений (территорий) и лицензионного ведомственного контроля медицинской деятельности в МОМВД России «Сысольский» №15 от 26 октября 2020 г. выданного ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Коми» (пункты 15,16).

Журналом проверок технического состояния здания ИВС подтверждается, что неисправностей вентиляции, окон в указанные в иске периоды не было.

Доказательства наличия каких-либо препятствий для осуществления проветривания камеры, Беляевым Ю.В. не представлено. В журнале регистрации жалоб обращения Беляева Ю.В. по поводу неисправности окон и вентиляции не зарегистрированы.

Камеры ИВС МОМВД России «Сысольский», в том числе камеры №№ 2, 3, 4, 8 (в которых находился Беляев Ю.В.) оборудованы радиоточками.

Из Журнала проверок технического состояния здания ИВС 03.07.2021 следует, что несколько радиоточек вышли из строя (как следует из отзыва на иск - после грозы).

Поскольку системы связи (в том числе, радио) обслуживается специализированной организацией <данные изъяты>, были поданы заявки <данные изъяты>» 03.07.2021 и 26.07.2021, о чем имеются записи в Журнале технического состояния ИВС. На период неисправности радиоточки в камере, обслуживающей организацией 27.07.2021 выделен переносной радиоприёмник, и установлен в камере.

Пунктом 13 части первой статьи 17 Федерального закона №103-ФЗ закреплено право подозреваемых и обвиняемых пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети.

Частью четвертой статьи 23 названного закона предусмотрено, что в камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети.

Согласно п.44 ПВР для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; бумага для гигиенических целей; издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств.

В перечне продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, приведенном в приложении N 2 к ПВР закреплено, что подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать за счет собственных денежных средств художественную и иную литературу, а также издания периодической печати.

Из представленных фотоматериалов следует, что в ИВС имеются периодические издания, художественная литература. Наличие библиотеки подтверждается и сведениями из журнала посещения ИВС, из которого следует, что от 23.03.2021 членами ОНК был посещен ИВС и рекомендовано доукомплектовать библиотеку правовой литературой, и данная рекомендация была выполнена, что подтверждается подписями членов ОНК.

В соответствии с п. 116 ПВР подозреваемым и обвиняемым предоставляется право подписки на газеты и журналы, распространяемые через отделения связи Российской Федерации, и в случае недостаточности периодической печати и иной литературы, Беляев Ю.В. в период содержания в ИВС МОМВД России «Сысольский» мог оформить подписку на газеты и журналы, приобретать их свой счет.

Доказательств того, что Беляев Ю.В. за свой счет приобретал газеты и журналы в связи с тем, что ИВС не обеспечивало ими, им не представлено, наличие жалоб Беляева Ю.В. на необеспеченность литературой материалами дела не подтверждается.

Таким образом, в период содержания Беляева Ю.В. в ИВС радиовещание осуществлялось, издания периодической печати, книги и его права на получение информации нарушены не были.

Согласно ст.34 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ, подозреваемые и обвиняемые находятся в местах содержания под стражей под охраной и надзором и передвигаются по территориям этих мест под конвоем либо в сопровождении сотрудников мест содержания под стражей. В целях осуществления надзора может использоваться аудио- и видеотехника.

Во исполнение данного предписания Закона в камерах ИВС МО МВД РФ « Сысольский» установлены системы видеонаблюдения, направленные на камеру под углом, обеспечивающим условия приватности. Санитарный узел не попадает в поле обзора камер видеонаблюдения, поскольку он огорожен перегородкой высотой не менее 1 метра.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, в частности, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок).

Из п.44 ПВР следует, что для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; бумага для гигиенических целей; издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств

Подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать за счет собственных денежных средств: туалетные принадлежности (туалетное, хозяйственное мыло, жидкое мыло или шампуни, зубная щетка, зубная паста, пластмассовые футляры для мыла и зубной щетки, кремы, гребень, расческа) Приложение №2 к ПВР).

Из представленных суду бухгалтерских документов ( авансовых отчетов, накладных, чеков) следует, что ИВС МО МВД РФ «Сысольский» в течение 2021 года приобретались хозяйственные и гигиенические принадлежности.

Из справки начальника ИВС МО МВД РФ «Сысольский» К. следует, что хозяйственные и гигиенические принадлежности выдаются содержащимся там лицам по их просьбе дежурными ИВС. В период содержания в ИВС Беляев Ю.В. с просьбами о выдаче каких-либо хозяйственных и гигиенических принадлежностей, в том числе, зубной пасты, зубной щетки, мыла, туалетной бумаги не обращался.

.Доказательств того, что обвиняемый Беляев Ю.В. обращался с жалобами в связи с необеспечением его хозяйственными принадлежностями, суду не представлено.

Пунктами 94 и 95 ПВР определено, что при ежедневном обходе камер представители администрации ИВС принимают от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы как в письменном, так и устном виде. Предложения, заявления и жалобы, принятые в устной и письменной форме, записываются в соответствующий журнал регистрации и докладываются лицу, ответственному за их разрешение.

Так, согласно записями журнала регистраций заявлений, жалоб и ходатайств подозреваемых и обвиняемых ИВС МО МВД России «Сысольский» № 127 в период содержания Беляева Ю.В. в ИВС жалоб или каких-либо заявлений от него по указанным в иске фактам не поступало.

Таким образом, суд считает установленным, что нарушения требований норм действующего законодательства при содержании Беляева Ю.В. в ИВС допущены не были, представленными по делу доказательствами не подтверждается факт его содержания в невыносимыхусловиях, унижающих человеческое достоинство и не отвечающих требованиям безопасности, нарушающих его права и гарантированные свободы.

В связи с изложенным, основания для взыскания компенсации за нарушения условий содержания в ИВС не имеются.

Статьей 219 КАС РФ регламентирован срок обращения с административным исковым заявлением в суд - в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно материалам дела, крайняя дата содержания Беляева Ю.В. в ИВС – 02.12.2021, следовательно, ему стало известно о нарушении, по его мнению, его прав, свобод и законных интересов не позднее 02.12.2021, административное исковое заявление подано 04.05.2022.

Учитывая вышеизложенное, суд находит, что Беляевым Ю.В. пропущен срок для обращения в суд с настоящими требованиями, уважительных причин, препятствующих подаче иска в установленный законом срок, им не представлено.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, также основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 ст.219 КАС РФ).

Таким образом, суд пришел к выводу, что при содержании Беляева Ю.В. в ИВС права и законные интересы его не нарушались, им пропущен срок для обращения в суд, установленный ст.219 КАС РФ, в связи с чем основания для взыскания в пользу него компенсации в размере 350000 рублей отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227.1 КАС РФ КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Беляева Юрия Вячеславовича к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми, МО МВД России «Сысольский» о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере 350000 рублей оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья - М.И.Подорова

Мотивированное решение изготовлено 14.07.2022.

Копия верна: судья

2а-237/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Беляев Юрий Вячеславович
Ответчики
МО МВД РОссии "Сысольский"
Управление Федерального казначейства по Республике Коми
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Другие
МВД РФ по Республике Коми
Суд
Сысольский районный суд Республики Коми
Судья
Подорова Мария Ивановна
Дело на странице суда
sysola.komi.sudrf.ru
11.05.2022Регистрация административного искового заявления
11.05.2022Передача материалов судье
13.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
13.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.06.2022Судебное заседание
05.07.2022Судебное заседание
14.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее