Решение по делу № 8Г-1018/2024 [88-3298/2024] от 11.01.2024

УИД - 10RS0011-01-2023-003636-13

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-3298/2024

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Санкт-Петербург                                                    5 февраля 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего         Стешовиковой И.Г.,

судей                     Курбатовой М.В., Смирновой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело                                  № 2-3432/2023 по иску Горошнева Павла Олеговича к ГКУ СЗ РК «Центр социальной защиты Республика Карелия», Министерству социальной защиты Республики Карелия о признании права и предоставлении мер социальной поддержки ветерану труда по кассационной жалобе Горошнева П.О. на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 18 сентября 2023 г.

Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Горошнев П.О. обратился в суд с иском к ГКУ СЗ РК «Центр социальной защиты Республика Карелия», Министерству социальной защиты Республики Карелия, просил признать за ним право на получение мер социальной поддержки, предусмотренные статьёй 13 Федерального закона                    от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Федеральный закон                  от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ) и статьёй 3 Закона Республики Карелия                   от 17 декабря 2004 г. № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» (далее – Закон Республики Карелия от 17 декабря 2004 г. № 827-ЗРК), путём предоставления, начиная с 28 июня 2021 г.

Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26 апреля 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 18 сентября 2023 г., в удовлетворении исковых требований Горошнева П.О. отказано.

В кассационной жалобе Горошневым П.О. ставится вопрос об отмене судебных постановлений.

Дело рассмотрено в соответствии с частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский процессуальный кодекс) в отсутствие неявившихся лиц. Неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений, предусмотренных статьёй 3797 Гражданского процессуального кодекса.

Судом при рассмотрении дела установлено, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 8 апреля 2022 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 15 августа 2022 г., решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18 ноября 2021 г. отменено, принято новое решение, которым на ГКУ СЗ РК «Центр социальной защиты Республика Карелия» возложена обязанность присвоить истцу звание ветеран труда с 28 июня 2021 г.

29 июня 2022 г.    Горошнев П.О., 6 октября 1976 года рождения, обратился в ГКУ СЗ РК «Центр социальной защиты Республика Карелия» с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки – ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Письмом от 7 июля 2022 г. № 5467/11-01/14/ЦСР-и истцу отказано в предоставлении мер социальной поддержки со ссылкой на статью 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 г. № 827-ЗРК – в связи с недостижением возраста 55 лет.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 9, 10, 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ, частью 1 статьи 2, статьёй 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 г. № 827-ЗРК, установив, что на момент обращения в уполномоченный орган Горошнев П.О. не достиг возраста 55 лет, принимая во внимание, что определение порядка предоставления мер социальной поддержки и выбор формы их предоставления, круга лиц, нуждающихся в них, отнесено федеральным законодателем к ведению субъектов Российской Федерации, исходил из несоответствия истца критериям получения мер социальной поддержки для ветеранов труда Республики Карелия ввиду недостижения возраста, установленного Законом Республики Карелия от 17 декабря 2004 г. № 827-ЗРК.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия указала, что федеральным законодательством не определены конкретные меры социальной поддержки лиц, имеющих звание ветерана труда, и порядок предоставления таких мер, поскольку исходя из полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации, региональный законодатель самостоятельно устанавливает объём, содержание мер социальной поддержки ветеранов труда и условия их предоставления, связанные в том числе с достижением определённого возраста, финансируемых исключительно из бюджета субъекта Российской Федерации с учётом его возможностей.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, проверяя законность и обоснованность судебных актов, полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), и относя социальную защиту к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объёмы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который при осуществлении соответствующего правового регулирования, в том числе изменяющего содержание мер социальной защиты, должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2, Конституции Российской Федерации).

До 1 января 2005 г. меры социальной защиты ветеранов труда устанавливались статьёй 22 Федерального закона от 12 января 1995 г.                       № 5-ФЗ. В соответствии с редакцией, введённой Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, определение соответствующих мер отнесено к ведению субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: 1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) получение ежемесячной денежной выплаты; 3) предоставление жилых помещений; 4) компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг; 5) оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.

В Республике Карелия меры социальной поддержки ветеранов труда определены Законом Республики Карелия от 17 декабря 2004 г. № 827-ЗРК.

В соответствии со статьёй 3 данного Закона социальная поддержка ветеранов труда, в том числе мужчин, достигших возраста 55 лет и женщин, достигших возраста 50 лет, осуществляется в форме предоставления ежемесячной денежной выплаты и компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в порядке, утверждённом постановлением Правительства Республики Карелия от 17 января 2005 г.               № 1-П.

Довод кассационной жалобы об отсутствии полномочий у регионального законодателя на установление возрастного ограничения получения мер социальной поддержки и, как следствие, применения к спорным отношениям Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ, не содержащего данных ограничений, является несостоятельным.

Действующим федеральным законодательством не определены конкретные меры социальной поддержки лиц, имеющих звание ветерана труда, а также порядок предоставления таких мер, в связи с чем субъект Российской Федерации в рамках предоставленных статьями 9, 10 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ полномочий вправе самостоятельно устанавливать объём и содержание мер социальной поддержки ветеранам, в том числе ветеранам труда субъекта Российской Федерации, а также определять порядок и условия их предоставления, в том числе возраст, по достижении которого данная категория граждан вправе претендовать на их получение. Такая реализация полномочий направлена на уточнение адресности мер социальной поддержки, предоставляемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации с учётом его возможностей. Само по себе установление возрастного порога как условия предоставления мер социальной поддержки не может рассматриваться как ущемление конституционных прав граждан, на что ранее неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в связи с рассмотрением вопросов оспаривания положений субъектов Российской Федерации, связывающих возможность предоставления мер социальной поддержки с достижением общеустановленного пенсионного возраста (Определения от 25 января 2007 г. № 16-О, от 17 мая 2023 г. № 2-3807/2023).

Довод кассационной жалобы о незаконности ссылки суда апелляционной инстанции на постановление Конституционного Суда Республики Карелия, поскольку в его полномочия не входила проверка соответствия региональных нормативных актов федеральному законодательству не опровергает законных выводов суда об отсутствии оснований для предоставления истцу мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации по оплате расходов жилого помещения и коммунальных услуг ввиду не достижения возраста, по достижении которого указанная категория граждан вправе претендовать на их получение.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26 апреля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 18 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Горошнева Павла Олеговича – без удовлетворения.

Председательствующий

судьи

8Г-1018/2024 [88-3298/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Горошнев Павел Олегович
Ответчики
ГКУ СЗ РК "Центр социальной работы Республики Карелия"
Министерство социальной защиты Республики Карелия
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Смирнова Ольга Васильевна
Дело на странице суда
3kas.sudrf.ru
05.02.2024Судебное заседание
05.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее