Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
30 августа 2019 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе председательствующего – судьи Омаровой М.А., при секретаре – ФИО11, с участием истца ФИО16, представителя ответчика ФИО17, третьих лиц ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО12, ФИО15,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО5 об установлении юридических фактов родственных отношений и принятии наследства,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к ФИО5 об установлении юридических фактов родственных отношений и принятии наследства, указав в обоснование иска на то, что у его дедушки ФИО21 (ФИО20) ФИО9-Сани (ФИО9), 1905 года рождения, в <адрес> (ныне Шихсаидова) проезд 2/14 имелся жилой дом площадью 83, 9 кв.м, и земельный участок, на котором он расположен. ДД.ММ.ГГГГ дедушка умер. После смерти дедушки в пределах 6-тимесячного срока, да и после, покойная мать истца ФИО3 владея и пользуясь названным выше жилым домом, фактически приняла наследство после смерти своего отца -ФИО21 (ФИО20) ФИО9- Сани(ФИО9). Указанное обстоятельство в суде готовы подтвердить все родственники истца..
Согласно ст. 546 Гражданского кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964г.) признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.
Указанные в этой статье ГК РСФСР действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
ДД.ММ.ГГГГ умерла моя мать ФИО4 (ФИО3), оставив после себя жилой дом пл. 92 кв.м.и земельный участок под ним пл. 0,15 га в <адрес>, в котором безвыездно жил и проживает истец. Следовательно, истцом фактически принято наследство в виде упомянутого выше дома и земли (ч. 2 ст. 1153 ГК РФ). Указанное подтверждается его пропиской (регистрацией) в названном жилом доме, оплатой им всех коммунальных услуг и т.д. Споров вокруг этого обстоятельства со стороны моих родных сестёр-третьих лиц (племянницы) по делу не имеется. Со своим сёстрами все вопросы, которые касаются наследства в виде жилого дома в <адрес>, и жилого дома от дедушки в <адрес>, истец готов решить мирным путём.
Между тем, в органе ЗАГС <адрес>, истцу не удалось найти документ о рождении его матери, из которого было бы видно, что ФИО3 является дочерью ФИО21 (ФИО20) ФИО9-Сани(ФИО9). Никто из участников дела не сомневается в том, что Зумруд, изменившая свою девичью фамилию после выхода замуж за моего с третьими лицами(сёстрами) по делу отца ФИО19 Али, является дочерью именно ФИО21(ФИО20) ФИО9- сани(ФИО9). В ввиду указанного, перед истцом возникла необходимость также установления факта родственных отношений (отец и дочь) между ФИО21 (ФИО20) ФИО9- Сани(ФИО9) и ФИО4 ( ФИО3).,
Несмотря на всё указанное, на сегодняшний день ответчик ФИО5, проживающая в <адрес>, проезд, 2/14, жилой дом с землей не хочет мирным путём решить вопрос с имуществом дедушки-ФИО21 ФИО9-Сани (ФИО9) в <адрес>. Истец через своего адвоката дважды пытался решить этот вопрос мирно, но названный ответчик не желает этого.
На основании изложенного просит суд установить факт родственных отношений (отец и дочь) между ФИО21 ФИО9- Сани(ФИО9) и ФИО4 (ФИО3); установить юридический факт принятия истцом покойной матерью ФИО4(ФИО3) наследства в виде жилого дома пл. 83,9 кв.м.с землей по адресу: <адрес> (Гоголя), проезд, 2/14, после смерти ФИО21 (ФИО20) ФИО9-Сани, умершего, ДД.ММ.ГГГГ; установить юридический факт принятия истцом наследства в виде жилого дома пл. 83,9 кв.м.с землей под ним по адресу: <адрес> (Гоголя), проезд, 2/14, жилого дома пл. 92 кв.м, и земельного участка под ним пл. 0,15 га в <адрес> после смерти ФИО4 (ФИО3), умершей ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец ФИО16 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО17 и третьи лица в судебном заседании в удовлетворении ходатайства просили отказать.
Выслушав сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 9 ч.2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела об установлении, в том числе, и факта принятия наследства и места открытия наследства.
В соответствии со ст. 20 и 1115 Гражданского кодекса Российской Федерации местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя.
В соответствии с п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Применительно к указанной норме стороной истца какие-либо доказательства о принадлежности на праве собственности ФИО21 ФИО9-Сани домостроения расположенного по адресу: <адрес> суду не предоставлены.
Нет также данных о том, что это домостроение принадлежит ответчику ФИО18
Согласно п.2 ст. 17 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
Как следует из содержания Свидетельства о смерти ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ
Следовательно, истцом ФИО2 не могут быть заявлены требования об установлении факта родственных отношений между умершими ФИО21 ФИО9-Сани и ФИО4, а также об установлении юридического факта принятия умершей в 2003 году ФИО4 наследства в виде жилого дома пл. 83,9 кв.м, с землей по адресу: <адрес> (Гоголя), проезд, 2/14, оставшегося после смерти ФИО21 (ФИО20) ФИО9-Сани, умершего, ДД.ММ.ГГГГ, поскольку противоречит нормам ст. 1142 ГК РФ.
Кроме того, согласно Свидетельству о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ за ЖУ-221 собственником домовладения, расположенного по вышеуказанному адресу является ФИО7 (пережившая супруга ФИО21 ФИО9-Сани).
Данное Свидетельство зарегистрировано в установленном законом порядке в органах БТИ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за №.
Согласно Свидетельству о смерти ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 своим завещанием сделала распоряжение о том, что в случае её смерти все её имущество в чем бы оно не заключалось, где бы не находилось, в том числе и принадлежащей ей на праве собственности доли целого домовладения, находящегося в <адрес>, пр.2, <адрес> завещает своему сыну ФИО8-Саниевичу.
Следовательно, ФИО4 утратила право на долю в наследстве с момента принятия пережившей супругой ФИО7 наследственного имущества, оставшегося после смерти наследодателя ФИО21 ФИО9-Сани.
В случае, если ФИО3 фактически и приняла бы наследство, то она должна была еще при жизни оспорить в судебном порядке вышеуказанные свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ и завещание от ДД.ММ.ГГГГ и то только в том случае, если ею был установлен юридический факт родственных отношений с наследодателем ФИО21 М-С.
Из имеющегося в материалах дела договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сторонами по сделке являются Мутагиров ФИО9 и ФИО3.
Какие-либо данные о том, что на момент открытия наследства от ФИО21 ФИО9-Сани, дом, расположенный в <адрес>, принадлежал ему, истцом суду не предоставлены.
Стороной ответчика было заявлено ходатайство о примени срока исковой давности и отказа в иске в связи с его пропуском.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 147-ФЗ "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" гласит: «по гражданским правоотношениям, возникшим до введения в действие части третьей Кодекса, раздел V "Наследственное право" применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие».
Из содержания ст. 6 данного Закона следует, что «Применительно к наследству, открывшемуся до введения в действие части третьей Кодекса, круг наследников по закону определяется в соответствии с правилами части третьей Кодекса, если срок принятия наследства не истек на день введения в действие части третьей Кодекса либо если указанный срок истек, но на день введения в действие части третьей Кодекса наследство не было принято никем из наследников, указанных в статьях 532 и 548 Гражданского кодекса РСФСР, свидетельство о праве на наследство не было выдано Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию или наследственное имущество не перешло в их собственность по иным установленным законом основаниям. В этих случаях лица, которые не могли быть наследниками по закону в соответствии с правилами Гражданского кодекса РСФСР, но являются таковыми по правилам части третьей Кодекса (статьи 1142 - 1148), могут принять наследство в течение шести месяцев со дня введения в действие части третьей Кодекса.
Следовательно, суд приходит к выводу, что заявителем ФИО2 пропущен срок для принятия наследства, что в соответствии со ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации суд,-
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к ФИО5 об установлении юридических фактов родственных отношений и принятии наследства - отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения в окончательно й формулировке.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий М.А. Омарова