61RS0023-01-2024-003203-96
Судья Черепанова Л.Н. дело № 33-14994/2024
№ 2-2866/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 сентября 2024 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего Филиппова А.Е.,
судей Пастушенко С.Н., Панченко Ю.В.
при секретаре Ворсиновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Авдеевой Веры Ивановны, Авдеева Александра Александровича, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО18, ФИО12 к Администрации г.Шахты, третье лицо Министерство энергетики РФ об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья по апелляционной жалобе Администрации г.Шахты на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 09 июля 2024 года. Заслушав доклад судьи Филиппова А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Авдеева В.И., Авдеев А.А., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО20 ФИО13 обратились в Шахтинский городской суд с настоящим иском, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Авдеева В.И. зарегистрирована и является собственником квартиры по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН на основании договора купли-продажи от 30.10.1996. Там же зарегистрированы ее сын Авдеев А.А. и внуки ФИО19 и ФИО14
Согласно заключению СКП ОАО «ВНИМИ» НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 24.12.2010 дом признан непригодным для проживания. ДАО «Шахта им. Артема» ОАО «Ростовуголь» была ликвидирована 06.12.2005 по решению суда (27.07.2005 – принятие юридическим лицом решения о ликвидации) согласно выписке из ЕГРЮЛ.
Истцы поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, поскольку другого жилья не имеют. Они включены в списки на предоставление социальной выплаты в 2016 году.
Истцы обращались в Администрацию г. Шахты для заключения договора о предоставлении социальной выплаты, в чем им было отказано со ссылкой на отсутствие финансирования.
На основании изложенного, истцы просили суд обязать Администрацию г.Шахты заключить с ними договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья площадью 72 кв.м за счет средств, переназначенных на реализацию программы «Содействие гражданам в приобретении, строительстве жилья взамен сносимого, ветхого ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности».
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 09 июля 2024 года суд обязал Администрацию города Шахты заключить с Авдеевой В.И., договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на семью из четверых человек: Авдеева В.И., Авдеев А.А., ФИО21., ФИО15 за счет средств, предназначенных для реализации программы «Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности».
Администрация г.Шахты Ростовской области в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то обстоятельство, семья Авдеевых зарегистрировалась в ветхом жилье с 12.10.1999 и позже, а дата принятия решения о ликвидации ДАО «Шахта им. Артема» - 24.05.1996 года. Согласно информации Департамента угольной промышленности Минэнерго России от 06.02.2023 №12-100, основания для получения социальной выплаты у истцов отсутствуют.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст.167 ГПК РФ, пришла к следующим выводам.
Как видно из дела, Авдеева В.И. является собственником квартиры по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН на основании договора купли-продажи от 30.10.1996.
На основании заключения СКП ОАО «ВНИМИ» НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 24.12.2010 дом признан непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах ОАО «Ростовуголь».
Протоколом совещания по вопросу уточнения списков граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах ОАО «Ростовуголь» непригодными для проживания по критериям безопасности от 27.09.2016 №АЯ-670пр Авдеева В.И., Авдеев А.А. (сын собственника Авдеевой В.И.), ФИО25 (невестка собственника Авдеевой В.И.), ФИО23., ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, и ФИО16 ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, (внуки собственника Авдеевой В.И.) включены в список на переселение из ветхого жилья.
Согласно пояснениям представителя истцов, ФИО26 в квартире не проживает, ее место жительство не известно.
В квартире Авдеева В.И. зарегистрирована с 06.12.1996, Авдеев А.А. – с 25.12.1996 (в период с 30.11.1999 по 26.06.2001 временно регистрация отсутствовала в связи со службой в вооруженных силах РФ), несовершеннолетний ФИО24. – с 21.07.2011, несовершеннолетний ФИО17 – с 26.08.2015, что подтверждается поквартирной карточкой.
ДАО ш. им. Артема АО «Ростовуголь» ликвидирована по решению суда 06.12.2005, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Судом также установлено, что истцы до настоящего времени не переселены из ветхого жилья, другого жилья не имеют.
Предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах; наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.
При вынесении решения суд руководствовался положениями ст. 40 Конституции РФ, ст. 15 ЖК РФ, Федерального закона от 20.06.1996 N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 N 428 "О порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" и, установив, что все необходимые условия для предоставления социальной выплаты истцу имеются, пришел к выводу, что отказ Администрации г. Шахты в заключении с истцом договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации, является необоснованным и нарушает права истцов на жилище, гарантированные Конституцией РФ, в связи с чем требования истцов счел подлежащими удовлетворению.
Решение суда является законным и обоснованным, по доводам апелляционной жалобы оснований к отмене решения не имеется.
Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого.
Постановлением Правительства РФ № 428 от 13 июля 2005 года, действовавшим в спорный период, утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, устанавливающие порядок и условия предоставления за счет средств федерального бюджета субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков на условиях использования субвенций органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансирование мероприятий, предусмотренных п. 5 Правил.
Согласно п. 5, 8 Правил субвенции направляются, в том числе на финансирование сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, а также на оказание содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого. Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков.
Таким образом, указанные меры социальной помощи носят целевой характер; являются одной из форм государственной социальной помощи, оказываемой лицам, проживающим до настоящего времени в жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах, сохраняют в нем регистрацию по месту жительства и не имеют другого жилого помещения, при этом совокупность данных обстоятельств, должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.
Анализ вышеуказанных актов позволяет сделать вывод, что предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника. Указанная социальная гарантия направлена на обеспечение переселения граждан, проживающих в ветхих домах, ставших непригодными для проживания в результате ведения горных работ, а также на реализацию мероприятий по обеспечению занятости для шахтерских городов и поселков.
Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза) утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением "ГУРШ при Минэнерго России от 01.11.2001 г. №308 (с изменениями от 27.06.2002 г.) переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.
По смыслу данной нормы для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; наличие права на данное жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, то есть отсутствие иного жилья.
По доводам апеллянта о том, что семья Авдеевых была зарегистрирована в ветхом жилье после принятия решения о ликвидации ДАО «Шахта им. Артема» - 24.05.1996, в связи с чем, не имеет права на переселение, судебная коллегия отмечает, что эти доводы являлись предметом исследования при рассмотрении дела судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, подробно изложенная в решении суда, с которой судебная коллегия согласна.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что ДАО ш. им. Артема ОАО «Ростовуголь» была ликвидирована 06.12.2005 на основании решения Арбитражного суда № А53-8880/2001-С2-42, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ. При этом, истцы были включены в списки на переселение еще в 2016г., вопрос о переселении семьи Авдеевых не решается в течение 8 лет, из списков они не исключены, Администрацией г. Шахты не принимаются меры об исключении Авдеевых из такого списка.
Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильности выводов суда и не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения судебного решения.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 09 июля 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г.Шахты - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 сентября 2024 года.