Судья Оголихина О.М. Дело №33-5389/2020
24RS0013-01-2019-000463-88
2.146
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 сентября 2020 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Макаровой Ю.М.,
судей Тихоновой Ю.Б., Рагулиной О.А.,
при ведении протокола помощником судьи Тишковой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тихоновой Ю.Б.
гражданское дело по исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Левичевой (Карпеко) Дане Александровне об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя истца - Сухих А.С.,
на заочное решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 23 января 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства к Левичевой (Карпеко) Дане Александровне об истребовании из незаконного владения Левичевой Д.А. в пользу РФ части земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м (координаты: <данные изъяты>) с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, - оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с иском к Левичевой (Карпеко) Д.А., просит истребовать из незаконного владения Левичевой (Карпеко) Д.А. в пользу РФ часть земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м (координаты: <данные изъяты>)) с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> входящей в состав земель лесного фонда: Красноярский <адрес>. Указать, что решение суда является основанием для внесения изменений в ЕГРН.
В обоснование заявленных требований указывает на то, что Левичева (Карпеко) Д.А. с 12.02.2016 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером № Границы данного земельного участка частично накладываются на земли лесного фонда: <адрес>.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель истца - Сухих А.С. просит решение суда отменить как необоснованное и незаконное, удовлетворить заявленные исковые требования. Ссылается на доводы аналогичные указанным в иске, в частности, что часть спорного земельного участка относится к землям лесного фонда РФ, а также к особо охраняемым природным территориям Красноярского края. При этом стороной ответчика не представлено доказательств перевода данного земельного участка в иную категорию в установленном законом порядке.
Судебная коллегия на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.195 Гражданского процессуального кодекса РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из разъяснений, содержащихся в п.п.2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 г. №23 «О судебном решении» следует, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст.11 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия полагает, что указанным требованиям обжалуемое решение суда не соответствует.
Статьей 7 Земельного кодекса РФ установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли лесного фонда.
В соответствии со ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки из состава лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ст.101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
В силу ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (ч.2 ст.69 Лесного кодекса РФ).
Согласно ст.4.2 Федерального закона №201-ФЗ от 04.12.2006 г. «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии с п.6 ст.47 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости», участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
11.08.2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 г.№ 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель».
Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (п.5 ст.7). Пунктом 2 ст.5 Федерального закона от 29.07.2017 г. №280-ФЗ в ч.3 ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» также было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016 г.
Как следует из материалов дела, 03.07.2013 г. между администрацией Емельяновского района в лице МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» (продавец) и ФИО17.Г. (покупатель) был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м; категории: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения садоводства.
С 12.02.2016 г. собственником указанного земельного участка является Карпеко Д.А. на основании договора купли продажи от 08.02.2016 г., что подтверждается выпиской из ЕГРН. В соответствии с указанной выпиской спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 27.08.2012 г.
В обоснование заявленных требований истцом представлены: свидетельство о государственной регистрации права от 25.03.2015 г. на земельный участок №, выписка из государственного лесного реестра, информационное письмо из Филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект» от 29.08.2018 г., адресованное Департаменту лесного хозяйства по СФО, в котором сообщается, что при сопоставлении границ испрашиваемых земельных участков, в том числе земельного участка № с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда Емельяновского лесничества установлено, что земельные участки частично относятся к землям лесного фонда, заключение о пересечении земельного участка № с землями лесного фонда в площади: <данные изъяты> кв.м, координатах: <данные изъяты> протокол заседания межведомственной рабочей группы при Управлении Росреестра по Красноярскому краю по приведению в соответствие сведений ЕГРН и ГЛР № от 31.05.2018 г.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Федерального агентства лесного хозяйства суд первой инстанции, исходил из наличия оснований для применения к спорным правоотношениям положений ч.3,8 ст.14 ФЗ РФ №280 от 29.07.2017 г., поскольку из материалов дела следует, что спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 27.08.2012 г., его категория – земли сельскохозяйственного назначения по данным ЕГРН, права Карпеко Д.А. на спорный земельный участок возникли до 01.01.2016 г., истец права, предусмотренные ч.8 ст.14 ФЗ РФ №280 от 29.07.2017 г. и в установленные в указанной статье сроки – не реализовал.
С указанным выводом суда судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
Частью 6 Федерального закона от 29.07.2017 г. №280-ФЗ, закреплено, что положения ч.3 ст.14 данного Закона не распространяется на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия.
В соответствии с ч.1 ст.94 Земельного кодекса РФ, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Согласно ответу КГКУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям» от 16.09.2020 г., земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах государственного комплексного заказника краевого значения «Красноярский» (далее по тексту - заказник) (Кластер 1). Данное доказательство принимается судом апелляционной инстанции, поскольку при рассмотрении дела районным судом указанное обстоятельство, имеющие определяющее значение для верного разрешения спора установлено не было. При направлении запроса КГКУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям» о статусе спорного земельного участка, обжалуемое решение постановлено без указанных сведений.
Пунктом 4 ст.5 закона Красноярского края от 28.09.1995 г. №7-175 «Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае» установлено, что границы, задачи и особенности режима конкретной особо охраняемой природной территории краевого и местного значения определяются положениями о них, утверждаемыми в порядке, предусмотренном действующим законодательством для их создания.
Постановлением правительства Красноярского края от 20.04.2010 г. №196-п «Об образовании особо охраняемой природной территории - государственного комплексного заказника краевого значения «Красноярский» (далее - Положение о заказнике) (в редакции от 30.07.2019 г.) на территории Березовского, Балахтинского, Емельяновского, Манского районов и муниципального образования г. Дивногорск Красноярского края, общей площадью 348475 гектаров, с целью сохранения биологического и ландшафтного разнообразия Красноярского края, а также лесов вокруг города Красноярска в целях улучшения качества атмосферного воздуха, защиты лесных насаждений, почв и водных объектов от неблагоприятных природно-климатических и антропогенных факторов, повышения их санитарно-гигиенических, рекреационных, оздоровительных и средозащитных функций образован Государственный комплексный заказник краевого значения «Красноярский».
В соответствии с п.1 ст.5 закона Красноярского края от 28.09.1995 г. №7-175 «Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае» установлено, что создание государственных природных заказников и памятников природы краевого значения может осуществляться как с изъятием земельных участков (акваторий), так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников этих участков (акваторий). Государственный комплексный заказник краевого значения «Красноярский» образован на землях лесного фонда без изъятия земельных участков у пользователей, владельцев и собственников этих участков и не являются юридическим лицом (п.1.2. Положения о заказнике).
Пунктом 1.3 Положения о заказнике установлено, что заказник учитывается при разработке схем территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, иных видов градостроительной и землеустроительной документации, лесного плана Красноярского края, лесохозяйственных регламентов, схем комплексного использования и охраны водных объектов.
Пунктом 3.2 Положения о заказнике определен перечень кварталов лесного фонда, входящих в заказник. Границами заказника являются в соответствии со ст. 4.1. Положения о заказнике Кластер 1: северная: от юго-западного угла кв. № 35 АОЗТ «Майское» граница огибает с запада кв. № 35 АОЗТ «Майское»; огибает с севера кв. 33, 36 АОЗТ «Майское», кв. № 143, 144, 140 Никольского участкового лесничества; огибает с востока - кв. № 183, 184, 196, 197 Устюгского участкового лесничества, кв. 37, 39 АОЗТ «Майское»; огибает с севера кв. № 213, 214 Устюгского участкового лесничества, кв. № 4 АОЗТ «Устюгское», кв. № 200, 187 - 189, 203, 149 Устюгского участкового лесничества. Пересекает по дороге кв. № 5, 12 АОЗТ «Устюгское». Огибает с севера и востока кв. № 14, АОЗТ «Устюгское». Огибает с севера кв. № 2 АОЗТ «Шуваевское» по дороге до п. Красный Пахарь, далее по дороге через кв. №1,2 АОЗТ «Логовик» до границы Сухобузимского района; огибает с востока кв. № 1 АОЗТ «Частоостровское». По границе с Сухобузимским районом доходит до р. Енисей; восточная: вверх по левому берегу р. Енисей до границы с землями г. Красноярск; южная: по границе с землями г. Красноярск до пересечения с Караульным участковым лесничеством; западная: огибает с юга земли АОЗТ «Элита» и АОЗТ «Соболевский»; огибает с юга и запада кв. № 46, 45, 44, 39 Еловского участкового лесничества, кв. № 12, 11 Крутокачинского участкового лесничества; огибает с юга кв. N 22, 21 Еловского участкового лесничества; огибает с востока кв. № 8, 7, 19, 31 Крутокачинского участкового лесничества; огибает с юга кв. № 31, 30, 17, 28 Крутокачинского участкового лесничества; огибает с запада и севера кв. № 28, 16, 4 - 8 Крутокачинского участкового лесничества, кв. № 21, 15, 8, 1 - 3 Еловского участкового лесничества, кв. № 176, 175, 157, 143, 122, 94, 75, 76, 77 Кемчугского участкового лесничества; кв. № 10, 2, 1 АОЗТ «Емельяновское»; огибает с юга кв. № 40 АОЗТ «Майское», кв. № 230 Кемчугского участкового лесничества; огибает с запада кв. № 38 АОЗТ «Майское» до начальной точки северной границы.
Лесохозяйственным регламентом, утвержденным приказом министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 26.09.2018 г. №1434-од (ред. от 20.04.2020 г.) «Об утверждении лесохозяйственного регламента Емельяновского лесничества» установлено, что общая площадь земель лесного фонда лесничества составляет 326154 га и в административно - хозяйственном отношении подразделяется на семь участковых лесничеств: Кемчугское, Мало-Кемчугское, Михайловское, Мостовское, Никольское, Устюгское и Емельяновское (п. 1.1.2). Согласно п. 1.1.8, кварталы 4-12 совхоза «Элита» Емельяновского участкового лесничества (1-й кластер ГКЗ «Красноярский») входят в перечень особо охраняемых природных территорий.
Положением о заказнике установлен его режим охраны и природопользования, который обязаны соблюдать все без исключения лица, осуществляющие деятельность на территории заказника.
Так, в соответствии с разделом 5 Положения о заказнике, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов на территории заказника могут осуществляться по проектам, получившим положительные заключения государственных экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации; предоставление в пользование земельных участков и природных ресурсов на территории заказника осуществляется в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях, гражданским, земельным, водным, лесным и иным законодательством Российской Федерации и Красноярского края.
Вместе с тем, в период с 2010 года по настоящее время заявочная документация от заинтересованных лиц для подготовки заключения о предоставлении в пользование испрашиваемых земельных участков для ведения садоводства и осуществления строительства в КГКУ «Дирекция по ООПТ» не поступала.
Принимая во внимание, что государственный комплексный заказник краевого значения «Красноярский» организован на землях лесного фонда без изъятия земельных участков у пользователей, владельцев и собственников этих участков, в силу п.2 ст.9 Федерального закона от 04.12.2006 г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, а также то, что часть спорного земельного участка располагается в границах заказника, на землях лесного фонда в 6 <адрес>, что подтверждается, в том числе, и схемой расположения земельных участков в разрезе Емельяновского лесничества, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Границы заказника установлены в соответствии с нормами действующего законодательства: законом Красноярского края от 28.09.1995 г. (в редакции №7-175 «Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае», согласно которому границы особо охраняемой природной территории определяются положениями о них, утверждаемыми в порядке, предусмотренном действующим законодательством для их создания, Положением о заказнике, утвержденном Постановлением правительства Красноярского края от 20.04.2010 г. №196-п. (в редакции от 30.07.2019 г.)
Согласно пунктам 1, 3 ч.1 ст.10 указанного федерального закона, положения федеральных законов, измененных настоящим Федеральным законом, не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия.
При этом положения федеральных законов, измененных настоящим Федеральным законом, применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в ч.4 ст.60.2 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции от 30.07.2019 г.), в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.
Согласно ч.4 ст. 60.2 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в ч.3 ст.61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
При таком положении, учитывая, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда, входящих в состав Государственного комплексного заказника краевого значения «Красноярский», имеет статус особо охраняемой природной территории, при этом отчуждение участка лесного фонда произведено органом местного самоуправления в отсутствие у него полномочий на распоряжение таким участком, входящим в состав земель лесного фонда Российской Федерации, исковые требования подлежат удовлетворению. Решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований Федерального агентства лесного хозяйства.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 23 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░░.░ (░░░░░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░░.░ (░░░░░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░ ░.░.