Дело № 2-306/2024

УИД 75RS0008-01-2024-000323-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 мая 2024 года                           город Борзя

    Борзинский городской суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Судовцева А.С.,

при ведении протокола секретарём Чуевой А.Ю.,

с участием помощника военного прокурора Борзинского гарнизона Кожевникова Н.А.,

истца Гурьевой Т.А., её представителя Шиц С.М.,

ответчика Лапшакова А.Е., его представителя Григорьевой Н.М.,

представителя ФКУ «Военный комиссариат Забайкальского края» Сараева И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гурьевой ФИО1 к Лапшакову ФИО2 о лишении права на выплату компенсации и иных льгот, вследствие гибели военнослужащего,

УСТАНОВИЛ:

    Гурьева Т.А. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что в период с 1996 года по 2000 год, она сожительствовала с Лапшаковым А.Н., без официального оформления брака. ДД.ММ.ГГГГ у них родился совместный ребенок Гурьев ФИО3.

    Гурьев П.А. проходил военную службу с 2016 года в вооруженных силах Российской Федерации в должности <данные изъяты> войсковой части . 6 сентября 2023 года направлен для прохождения службы в зону проведения специальной военной операции, в ходе выполнения боевых задач погиб 20 февраля 2024 года.

Указывает, что в связи с гибелью сына при исполнении им обязанностей военной службы у истца Гурьевой Т.А. и ответчика Лапшакова А.Н. возникло право на страховые и социальные выплаты.

Считает, что ответчик Лапшаков А.Н. должен быть лишен право на получение мер страховой и социальной поддержки в связи с гибелью военнослужащего – сына по следующим основаниям.

Лапшаков А.Н. в декабре 1999 года зал задержан по подозрению в совершении преступлений, предусмотренных <данные изъяты> УК РФ и до постановления приговора находился под стражей. За совершение указанных преступлений Лапшаков А.Н. приговором Читинского областного суда от 3 августа 2000 года осужден к наказанию в виде 24 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Лапшаков А.Н. ДД.ММ.ГГГГ также был осужден <данные изъяты> УК РФ к наказанию в виде <данные изъяты>, путем частичного сложения назначенных наказаний по приговору от ДД.ММ.ГГГГ, окончательно определено наказание в виде <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ Верховным судом Российской Федерации приговор от ДД.ММ.ГГГГ изменен, назначенное наказание снижено до 22 <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ Лапшаков А.Н. освобожден из мест лишения свободы условно-досрочно, не отбытый срок наказания составил <данные изъяты>.

Лапшаков А.Н. своих родительских обязанностей в отношении сына не выполнял, не заботился о его нравственном и физическом состоянии. Между ними фактически семейные и родственные связи отсутствовали, поскольку Лапшаков А.Н. не интересовался судьбой своего сына, не оказывал ему моральную, физическую, духовную поддержку, не содержал его, не предпринимал каких-либо мер для создания сыну условий жизни, необходимых для его развития, получения образования, не использовал свое право на общение с ребенком, фактически отказался от сына.

После освобождения из мест лишения свободы в 2019 году, уже после достижения Гурьевым А.П. совершеннолетия, Лапшаков А.Н. изредка общался с ним, однако лишь с целью получения от сына денежных средств. Более того, зная о том, что сына направляют в зону проведения специальной военной операции, отправил на его телефон sms-сообщение содержания «забудь меня», при получении известий о смерти сына не принял какого-либо участия в организации его похорон.

Просит суд лишить Лапшакова А.Н. право на получение выплат и льгот в связи с гибелью сына Гурьева ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погибшего ДД.ММ.ГГГГ, а именно: единовременного пособия, выплата которого предусмотрена Федеральным законом от 07 ноября 2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»; страховой выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 28 марта 1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации»; единовременного поощрения по Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года №765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу»; единовременной выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года №98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей»; отдельной выплаты по Приказу Министра обороны Российской Федерации от 6 декабря 2019 №727 «Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат»; ежемесячной денежной компенсации, выплата которой предусмотрена Федеральным законом от 07 ноября 2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»; иных выплат и льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством Забайкальского края, Постановлениями Правительства Российской Федерации и Указами Президента Российской Федерации в связи с гибелью сына Гурьева ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погибшего 20 февраля 2024 года.

Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края не оказывать Лапшакову А.Н. меры социальной поддержки в связи с гибелью сына Гурьева ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а именно: не производить выплаты единовременного пособия, предусмотренного Постановлением Правительства Забайкальского края от 05 марта 2022 года №71. Запретить военному комиссариату Забайкальского края выдачу Лапшакову А.Н. удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

В судебное заседание Министерство обороны Российской Федерации своего представителя не направило, извещено надлежащим образом, от представителя Иванова Л.М., действующего на основании доверенности, поступил письменный отзыв, в которых он оставил разрешение исковых требований на усмотрение суда, рассмотреть дело без участия представителя третьего лица.

В судебное заседание Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края своего представителя не направило, извещено надлежащим образом, от представителя Живаевой Т.А., действующей на основании доверенности, поступил письменные пояснения, в которых она просит рассмотреть гражданское дело без участия представителя третьего лица.

    Представитель третьего лица ФКУ «УФО МО РФ по Забайкальскому краю» Коробчинская В.И. представила заявление о рассмотрении гражданского дела без участия представителя третьего лица.

    Иные третьи лица – акционерное общество «СОГАЗ», войсковая часть 06705 в судебное заседание своих представителей не направили, надлежащим образом извещены о дне и времени проведения судебного заседания, о причинах неявки не сообщили, ходатайств, заявлений не представили. Ранее – от представителя АО «СОГАЗ» Баева М.А. поступили письменные пояснения, в которых он оставил разрешение исковых требований на усмотрение суда

    Истец Гурьева Т.А., её представитель Шиц С.М. в судебном заседании исковые требования поддержали, по основаниям, указанным в исковом заявлении, просили их удовлетворить.

    Ответчик Лапшаков А.Н., его представитель Григорьева Н.М. в судебном заседании исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении. Лапшаков А.Н. пояснил, что в период отбывания наказания ему были предоставлены 3 длительных и 1 короткое свидание с сыном Гурьевым П.А., также поддерживалась телефонная связь, по мере взросления Гурьева П.А., его родственники материально и морально поддерживали сына. После отбывания им наказания, он с Гурьевым П.А. стали поддерживать тесную семейную связь, постоянно общались, он материально помогал сыну.

    В судебном заседании представитель ФКУ «Военный комиссариат Забайкальского края» Сараев И.В. оставил разрешение исковых требований на усмотрение суда.

    Суд, в порядке статьи 167 Гражданско-процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

    В судебном заседании были допрошены свидетели ФИО6, ФИО7, ФИО8

    Свидетель ФИО6 пояснил, что в период времени с лета 2023 года работал совместно с Лапшаковым А.Н. Также он знал его сына Гурьева П.А., с которым периодически общался. Ему известно о том, что Лапшаков А.Н. и Гурьев П.А. помогали друг другу, проводили время вместе, взаимно материально помогали. О взаимоотношениях Лапшакова А.Н. и Гурьева П.А. в более ранние периоды ему ничего не известно.

    Свидетель ФИО7, являющийся родным братом умершего Гурьева П.А., пояснил, что его и брата воспитывала мать и бабушка. Брат ФИО4 не рассказывал ему о взаимоотношениях с отцом, один раз ФИО4 ездил на свидание с отцом в колонию, с отцом они общались редко, связи не поддерживали. Материально обеспечивала семью мать – Гурьева Т.А. Он и брат поддерживали связь с родственниками отца – матерью (бабушкой), сестрой (тётей), братом (дядей).

    Свидетель ФИО8 пояснила, что является подругой Гурьевой Т.А. Указала, что Лапшаков А.Н. в жизни сыновей участия, в том числе морального и материального, не принимал. Ей известно, со слов Гурьевой Т.А., что Лапшаков А.Н. и Гурьев П.А. отношение между собой не поддерживали, препятствий к такому общению Гурьева Т.А. не оказывала.

    Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетельские показания, заключение помощника военного прокурора Борзинского гарнизона Кожевникова Н.А., полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, изучив материалы гражданского дела, дополнительно представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

    Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

    В соответствии с пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

    Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 ГК РФ).

    Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон от 27 мая 1998 года №76-ФЗ) военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

    Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ).

    Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 года №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 года №52-ФЗ).

    В силу положений статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года №52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся в том числе военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена. Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица, в частности, родители (усыновители) застрахованного лица (абзацы первый, третий пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года №52-ФЗ).

    В статье 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года №52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования, среди которых гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

    Статьёй 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года №52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям, размер которых ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абзац девятый пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года №52-ФЗ).

    Федеральным законом от 7 ноября 2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих - единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, размеры которых подлежат ежегодному увеличению (индексации) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года №306-ФЗ).

    В соответствии с положениями части 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.

    Пунктом 2 части 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года №306-ФЗ к членам семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющим право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности отнесены родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы.

    Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года №765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу», Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года №98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», Приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 декабря 2019 №727 «Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат» также установлены отдельные выплаты в случае гибели (смерти) военнослужащих.

    Получение единовременных выплат, установленных Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года №98, не учитывается при определении права на получение иных выплат и при предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 Указа).

    В Забайкальском крае также установлены единовременные выплаты членам семей лиц, принимавших участие и погибших (умерших) в ходе специальной военной операции на территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. Постановлением Правительства Забайкальского края от 5 марта 2022 года №71 «О некоторых вопросах оказания социальной помощи отдельным категориям граждан» утверждено Положение об осуществлении единовременной выплаты членам семей лиц, принимавших участие и погибших в ходе специальной военной операции на территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.

    Согласно нормативным положениям статей 1, 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ, статей 1, 2, 4, 5 Федерального закона №52-ФЗ, статьи 3 Федерального закона №306-ФЗ и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 17 июля 2014 года №22-П, от 19 июля 2016 года №16-П, законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся: страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременное денежное пособие, ежемесячная денежная компенсация, которые подлежат выплате в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в данном случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали будущего военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.

    Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона №52-ФЗ и в статье 3 Федерального закона №306-ФЗ, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и возможности учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических семейных связей.

    Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации).

    Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ)).

    Пунктом 1 статьи 61 СК РФ установлено, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

    Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (абзацы 1 и 2 пункта 1 статьи 63 СК РФ).

    Согласно пункту 1 статьи 66 СК РФ родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования.

    Пунктом 4 статьи 66 СК РФ родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя.

    Согласно абзацу второму статьи 69 СК РФ родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

    Пунктом 1 статьи 71 СК РФ предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

    В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 года №44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» разъяснено, что уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.

    Из приведенных положений семейного законодательства следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание детей, защита их прав и интересов. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

    Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанные на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.

Вышеизложенная правовая позиция, изложена в пункте 6 Обзора судебной практики (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.

    Как следует из материалов дела, истец Гурьева Т.А. является матерью Гурьева ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, погибшего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> при прохождении военной службы в ходе проведения специальной военной операции. Отцом Гурьева П.А. является ответчик Лапшаков А.Н.

    Приговором <данные изъяты> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Лапшаков А.Н. осужден по <данные изъяты> УК РФ к наказанию в виде <данные изъяты>

    Постановлением судьи <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ приговор и кассационное определение изменены в порядке ст. ст. 396, 397, 399 УПК РФ. Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам ФИО5 областного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановлением судьи <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ изменено: исключено осуждение Лапшакова А.Н. по <данные изъяты> УК РФ и в связи с декриминализацией действий Лапшаков А.Н. освобожден от наказания по <данные изъяты> УК РФ.     ДД.ММ.ГГГГ определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации постановление судьи <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам ФИО5 областного суда от ДД.ММ.ГГГГ изменены, назначенное наказание Лапшакову А.Н. снижено до <данные изъяты>

    ДД.ММ.ГГГГ Лапшаков А.Н. освобожден из мест лишения свободы условно-досрочно (справка начальника ФКУ «Исправительная колония » УФСИН России по <данные изъяты>).

Лапшаков А.Н. родительских прав в отношении Гурьева П.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лишен не был, алименты на содержание Гурьева П.А. с Лапшакова А.Н. не взыскивались, ограничения в общении с ребенком не устанавливались, препятствий в общении не создавалось.

    При нахождении Лапшакова А.Н. в ФКУ «Исправительная колония » УФСИН России по <адрес>, ему было предоставлено ДД.ММ.ГГГГ краткосрочное свидание с сыном Гурьевым П.А.

    Согласно сообщению начальника ФКУ «Исправительная колония » УФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в период отбывания наказания Лапшаков А.Н. не был трудоустроен в центре адаптации осужденных ФКУ , с заявлением о приёме на работу не обращался. В центре трудовой адаптации осужденных в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имелись следующие производственные рабочие места: столярный цех, участок СТО, участок подсобного хозяйства и растениеводство, а также швейный участок и предоставление рабочей силы. Периодически имелись свободные вакантные должности, в связи с освобождением осужденных, своевременно вакантные должности замещались.

    В материалах личного дела Гурьева П.А., которое в судебном заседании было предоставлено стороной истца, в частности, в составленной им при заключении контракта о прохождении военной службы автобиографии от ДД.ММ.ГГГГ и послужном списке, сведений об ответчике Лапшакове А.Н., как об отце, в обозначенных документах самим Гурьевым П.А. указано не было.

     Из пояснений ответчика Лапшакова А.Н. следует, что в период с 2000 по 2019 год (нахождении его в ФКУ УФСИН России по <адрес>), ему были предоставлены 3 длительных и 1 короткое свидание с сыном Гурьевым П.А., также поддерживалась телефонная связь, по мере взросления Гурьева П.А.

    Между тем разовые контакты и общения Лапшакова А.Н. с сыном Гурьевым П.А. не свидетельствуют о тесной семейной взаимной связи между ними. Общение и взаимная помощь Лапшакова А.Н. с сыном Гурьевым П.А., имевших место после освобождения Лапшакова А.Н. из мест лишения свободы и достижение совершеннолетия Гурьевым П.А. (после 2019 года), не свидетельствуют об участии ответчика в его воспитании и содержании, и кроме того о восстановлении семейных связей между ними, не являются надлежащим исполнением обязанностей со стороны ответчика. Также к таким обстоятельствам не относятся и материальная помощь, общение родственников Лапшакова А.Н., в том числе его матери, дяди и сестры.

Допрошенные в судебном заседании суда первой инстанции свидетели ФИО7, ФИО8 подтвердили, что Лапшаков А.Н. участие в воспитании и содержании Гурьева П.А. до его совершеннолетия не принимал. Свидетелю ФИО6 о взаимоотношениях Лапшакова А.Н. с Гурьевым П.А. в период до 2019 года ничего не известно.

    Сам по себе факт того, что ответчик Лапшаков А.Н. является биологическим отцом Гурьева П.А. и не лишен родительских прав, не свидетельствует о его участии в воспитании сына.

С учётом вышеизложенных фактов, того факта, что Лапшаков А.Н. участие в воспитании сына, формировании его личности, не принимал, его жизнью и здоровьем не интересовался, меры к его физическому, духовному и нравственному развитию не принимал, моральную, физическую, духовную поддержку и материальную помощь сыну не оказывал, что свидетельствует о том, что между отцом и сыном фактически семейные и родственные связи сохранены не были. Сам факт того, что Лапшаков А.Н. находился в местах лишения свободы, не препятствовало ему надлежащим образом исполнять свои родительские права.

    Таким образом, исковые требования Гурьевой Т.А. к Лапшакову А.Н. о лишении права на выплату компенсации и иных льгот, вследствие гибели военнослужащего Гурьева П.А. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    В силу статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. При таком положении на основании положений статьи 333.19 Налогового Кодекса РФ с ответчика Лапшакова А.Н. следует взыскать государственную пошлину в доход бюджета муниципального района в сумме 300 рублей.

    На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░3, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░:

    - ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 7 ░░░░░░ 2011 ░░░░ №306-░░;

    - ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░ 1998 ░░░░ №52-░░;

    - ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 25 ░░░░ 2006 ░░░░ №765;

    - ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 5 ░░░░░ 2022 ░░░░ №98;

    - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 6 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ №727;

    - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 7 ░░░░░░ 2011 ░░░░ №306-░░;

    - ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░3, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░3, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 05 ░░░░░ 2022 ░░░░ №71.

    ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░ 1995 ░░░░ №5-░░.

    ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08 ░░░ 2024 ░░░░.

2-306/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Гурьева Татьяна Алексеевна
Борзинская межрайонная прокуратура Забайкальского края
Ответчики
Лапшаков Андрей Николаевич
Другие
Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края
АО "Страховое общество газовой промышленности"
Военный комиссариат Забайкальского края
ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю"
Суд
Борзинский городской суд Забайкальский края
Судья
Судовцев Александр Сергеевич
Дело на сайте суда
borzya.cht.sudrf.ru
07.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.03.2024Передача материалов судье
11.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.04.2024Судебное заседание
03.05.2024Судебное заседание
03.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее