Судья Ткачёв Д. Г. УИД 16RS0035-01-2023-000681-84
дело № 2-718/2023
дело № 33 – 9820/2024
учёт № 137г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 июня 2024 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Тазиева Н.Д.,
судей Зариповой Р.Н. и Моисеевой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пономарёвым К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан- Зиннатуллина Р.Р. на решение Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 17 июля 2023 года, которым постановлено:
исковое заявление Азнакаевского городского прокурора РТ, действующего в интересах Муртазиной А.М., к Министерству образования и науки Республики Татарстан о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан предоставить Муртазиной А.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям в течение 2 (двух) месяцев после вынесения решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца прокурора Фатхутдинову А.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Азнакаевский городской прокурор Республики Татарстан, действующий в интересах Муртазиной А.М., обратился в суд с иском к Министерству образования и науки Республики Татарстан о предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указано, что 06.12.2016 Министерством образования и науки Республики Татарстан (наймодатель) и Муртазиной А.М. (наниматель) заключен договор найма жилого помещения № <данные изъяты>, которым последней передано во владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>, для временного проживания в нем. В пункте 3 Договора указано о том, что предоставляемое жилое помещение отнесено к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании распоряжения. Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан № 3192-р от 07.12.2016. 06.12.2016 между Министерством образования и науки Республики Татарстан (наймодатель) и Муртазиной А.М. (наниматель) заключен договор найма жилого помещения № <данные изъяты>, которым последней передано во владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>, для временного проживания в нем с правом оформления регистрации по месту жительства. Постановлением руководителя Исполнительного, комитета города Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан от 18.01.2023 № 01 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>, признан аварийным и подлежащим сносу из-за аварийного технического состояния его несущих строительных конструкций, а именно перекрытия и каркаса, характеризующееся их несоответствием требованиям механической прочности, долговечности и безопасности, которые могут привести к потере прочности и внезапному обрушению несущего каркаса здания. В пункте 2 Постановления указано на отселение жильцов из аварийного и подлежащего сносу многоквартирного дома до 31.07.2027 включительно. Пунктом 3 Постановления рекомендовано собственникам жилых помещений дома № <данные изъяты> по улице <данные изъяты> обеспечить снос аварийного дома в шестимесячный срок после принятия настоящего постановления. Кроме того, решением Арбитражного суда Республики Татарстан по Делу № А65-5561/2021 от 14.04.2022 (дата объявления резолютивной части 07.04.2022) многоквартирный жилой дом № <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>, признан построенным ненадлежащего качества. Согласно экспертному заключению ООО «ЦАЛЭСК» № 694-21 от 27.12.2021, работы по строительству вышеуказанного дома не соответствуют условиям договора № 344/ф от 30.05.2008 и нормативным требованиям по проектированию и строительству конструкций жилых зданий. Согласно выводам экспертного заключения по результатам обследования и проверочного расчета конструкций железобетонного монолитного каркаса здания техническое состояние плит перекрытия и каркаса в целом оценивается как аварийное и восстановлению не подлежит. Требуется срочное применение противоаварийных мероприятий: немедленная разгрузка конструкций; устройство временных креплений, стоек, подпорок, ограждений опасной зоны. Таким образом, Муртазиной А.М. предоставлено жилое помещение, не соответствующее установленным требованиям, Министерством образования и науки не была исполнена предусмотренная действующим законодательством обязанность по предоставлению заявителю жилого помещения, пригодного для проживания, отвечающих требованиям законодательства. Истец просил суд обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан предоставить Муртазиной А.М. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного Фонда по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям в течение 2 (двух) месяцев после вынесения решения суда.
Суд требование прокурора удовлетворил и постановил решение в приведённой выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, указывая, что истицей реализовано право на однократное получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель прокурора возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные участвующие в деле лица в суд не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Пунктом 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат:
1) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 января 2013 года «О мерах по реализации Закона от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статьи 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» Министерству образования и науки Республики Татарстан (далее - уполномоченный орган) переданы полномочия по формированию списка детей-сирот и ведению реестра детей-сирот - получателей жилых помещений из специализированного жилищного фонда.
Кроме того, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 4 мая 2013 года № 312 «О мерах по реализации закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Министерство образования и науки Республики Татарстан определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их обеспечению жилыми помещениями.
По делу установлено, что Азнакаевской городской прокуратурой проведена проверка исполнения жилищного законодательства в сфере обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и в отношении Муртазиной А.М.
Из материалов дела усматривается, что 06.12.2016 между Министерством образования и науки Республики Татарстан (наймодатель) и Муртазиной А.М. (наниматель) заключен договор найма жилого помещения № <данные изъяты>, которым последней передано во владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>, для временного проживания в нем.
В пункте 3 Договора указано о том, что предоставляемое жилое помещение отнесено к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан № 3192-р от 07.12.2016.
Постановлением руководителя Исполнительного комитета города Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан от 18.01.2023 № 01 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>, признан аварийным и подлежащим сносу из-за аварийного технического состояния его несущих строительных конструкций, а именно перекрытия и каркаса, характеризующееся их несоответствием требованиям механической прочности, долговечности и безопасности, которые могут привести к потере прочности и внезапному обрушению несущего каркаса здания.
В пункте 2 Постановления указано на отселение жильцов из аварийного и подлежащего сносу многоквартирного дома до 31.07.2027 включительно.
Пунктом 3 Постановления рекомендовано собственникам жилых помещений дома № <данные изъяты> по улице <данные изъяты> обеспечить снос аварийного дома в шестимесячный срок после принятия настоящего постановления.
Кроме того, решением Арбитражного суда Республики Татарстан по Делу № А65-5561/2021 от 14.04.2022 (дата объявления резолютивной части 07.04.2022) многоквартирный жилой дом № <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>, признан построенным ненадлежащего качества.
Согласно экспертному заключению ООО «ЦАЛЭСК» № 694-21 от 27.12.2021, назначенному Арбитражным судом Республики Татарстан, работы по строительству вышеуказанного дома не соответствуют условиям договора № 344/ф от 30.05:2008 и нормативным требованиям по проектированию и строительству конструкций жилых зданий.
Согласно выводам экспертного заключения по результатам обследования и проверочного расчета конструкций железобетонного монолитного каркаса здания техническое состояние плит перекрытия и каркаса в целом оценивается как аварийное и восстановлению не подлежит. Требуется срочное применение противоаварийных мероприятий: немедленная разгрузка конструкций, устройство временных креплений, стоек, подпорок, ограждений опасной зоны.
Таким образом, Муртазиной А.М. предоставлено жилое помещение, не соответствующее установленным требованиям, Министерством образования и науки не была исполнена предусмотренная действующим законодательством обязанность по предоставлению заявителю жилого помещения, пригодного для проживания, отвечающих требованиям законодательства.
Удовлетворяя требование прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не была исполнена предусмотренная действующим законодательством обязанность по предоставлению истице по договору найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда жилого помещения, пригодного для проживания, отвечающего требованиям законодательства, в результате чего предусмотренное Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ право истицы на обеспечение жилым помещением фактически не реализовано.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормам закона не противоречат и сделаны по результатам надлежащей оценки представленных в материалы дела доказательств.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что истица была однократно обеспечена благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, нельзя признать обоснованным, поскольку обязанность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями не может считаться надлежащим образом исполненной в случае предоставления им жилых помещений, не соответствующих требованиям закона, на что также указано в пункте 10 Обзора, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года.
Предоставляемые детям-сиротам жилые помещения должны быть благоустроенными, свободными от прав третьих лиц, отвечать санитарным и техническим правилам и нормам, и иным требованиям законодательства.
Довод жалобы ответчика о том, что истице было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты>, - судебной коллегией отклоняется. На момент предоставления его истице по договору найма специализированных жилых помещений оно уже не отвечало требованиям, предъявляемым санитарными и техническими нормами, не было пригодно для проживания.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 17 июля 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан- Зиннатуллина Р.Р. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трёх месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 27 июня 2024 года.
Председательствующий
Судьи