Судья Фисюк О.И. Дело № 2-465/2022
(первая инстанция)
№ 33-1065/2022
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 апреля 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи - Балацкого Е.В.,
судей - Савиной О.В., Герасименко Е.В.,
при секретаре - Бабийчук Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя на решение Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Департамента капитального строительства города Севастополя к фио1, действующему в своих интересах и в интересах несовершеннолетней фио2, фио3, фио4, фио5 о выселении,
заслушав доклад судьи Балацкого Е.В.,
установила:
Департамент капитального строительства города Севастополя обратился с иском к ответчикам, в котором просил выселить их из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Исковые требования обоснованы тем, что распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД <адрес> признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014–2016 годы на территории города федерального значения Севастополя (далее – Программа). Указанный дом включен в перечень многоквартирных домов, расселяемых в соответствии с Программой. Граждане, которые были зарегистрированы и имели правовые основания для проживания в жилом доме по <адрес>, в рамках реализации Программы расселены.
Вместе с тем, по результатам обследования установлено, что в аварийном многоквартирном доме по вышеуказанному адресу без каких-либо правовых оснований проживают ответчики, которые от выселения уклоняются, в связи с этим истец обратился в суд за защитой нарушенных прав.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении искового заявления Департамента капитального строительства города Севастополя отказано.
Не согласившись с решением суда, Департамент капитального строительства города Севастополя подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и постановить по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что судом, в нарушение указаний Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, должным образом не исследованы полномочия истца на подачу данного иска, равно как и не определены полномочия Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя. Полагает, что вышеуказанный орган не вправе предъявлять иск о выселении граждан из аварийного жилья, вместе с тем, Департамент капитального строительства, по мнению апеллянта, действовал в пределах своих полномочий. Отмечает, что доказательства законности вселения ответчиков в спорное жилое помещение в материалах дела отсутствуют.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор фио6 полагала решение суда законным и обоснованным, в удовлетворении жалобы просила отказать.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, от Департамента образования и науки города Севастополя поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского-процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), коллегия судей считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика неявившихся участников процесса.
Заслушав судью-докладчика, заключение прокурора фио6, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД <адрес> признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014–2016 годы на территории города федерального значения Севастополя.
Указанный дом включен в перечень многоквартирных домов, расселяемых в соответствии с Программой.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДИ «О включении недвижимого имущества – многоквартирных домов в Реестр собственности города Севастополя» в Реестр собственности города Севастополя включен аварийный многоквартирный <адрес>.
Распоряжением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РП «О списании государственного недвижимого имущества, включенного в состав имущественной казны города Севастополя, пришедшего в негодность – многоквартирных домов, признанных ветхими, аварийными и подлежащими сносу» многоквартирный дом по <адрес> включен в перечень государственного недвижимого имущества, входящего в состав имущественной казны города Севастополя, подлежащих списанию, сносу и ликвидации (утилизации).
В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания (пункт 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Представлением прокуратуры г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений жилищного законодательства, поступившим в адрес заместителя Губернатора города Севастополя – Председателя Правительства Севастополя, обращено внимание, что в аварийном многоквартирном доме по адресу: <адрес>, постоянно проживают граждане, и мер по исправлению данной ситуации не принято.
Из акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, в аварийном многоквартирном доме по адресу: <адрес>, без каких-либо правовых оснований (не являются ни собственниками, ни нанимателями жилого помещения, жилое помещение в пользование не предоставлялось) проживают фио3, фио4, фио1, фио5 и несовершеннолетняя фио2
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, исходя из целей и задач Программы, Департамент капитального строительства города Севастополя, уполномоченный на ее реализацию, вправе принимать решения о переселении (расселении) из аварийного жилого фонда с предоставлением иного жилья. Вместе с тем, реализуя Программу, Департамент вышел за пределы своих полномочий, предусмотренных как Положением о Департаменте капитального строительства города Севастополя, так и самой Программой, которой такой способ защиты права как выселение не предусмотрен.
С данными выводами коллегия судей соглашается ввиду следующего.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу п. 1 ст. 35 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В соответствии с п.п. 4.2, 4.6 Постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя, и выступает в качестве истца и ответчика в суде при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием, распоряжением имуществом и земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя, если иное не установлено законодательством города Севастополя либо принятыми в соответствии с ним решениями Губернатора города Севастополя, Председателя Правительства Севастополя.
Из изложенного следует, что именно Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, исполняющему правомочия собственника имущества названного публично-правового образования, приведёнными нормами материального и процессуального права предоставлено право на обращение в суд с иском о выселении граждан, занимающих жилое помещение собственности города Севастополя без законных на то оснований.
Эти полномочия к Департаменту капитального строительства города Севастополя не передавались, и иное из материалов дела не следует и истцом не доказано.
Обращаясь в суд с настоящим иском, а равно выражая в апелляционной жалобе не согласие с принятым решением, Департамент капитального строительства города Севастополя ссылается на то, что его полномочия требовать выселения граждан следуют из Положения о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утверждённого постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, и Постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014 - 2016 годы на территории города федерального значения Севастополь».
Действительно, согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте капитального строительства города Севастополя, утверждённого постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере строительства, контроля и надзора в области долевого строительства, жилищной политики, а также осуществляет организацию и проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий. В связи с чем, по вопросам своего ведения представляет интересы в судах (пункт 4.1.6 Положения).
Анализируя компетенцию истца, судебная коллегия отмечает, что полномочия по осуществлению на территории г.Севастополя жилищной политики не подразумевает реализацию права на выселение. Доводы апеллянта об обратном основаны на неверном толковании нормативных положений и ссылок на нормативные акты, прямо указывающих на право требовать выселения граждан из жилых помещений, находящихся в собственности города Севастополя, в качестве составляющей жилищной политики, не содержат.
Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № Департамент капитального строительства города Севастополя определён ответственным исполнителем Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014 - 2016 годы на территории города федерального значения Севастополь, а также наделён полномочиями по переселению граждан.
Однако, по настоящему делу вопрос о выселении ответчиков поставлен не ввиду реализации названной Региональной адресной программы, а по мотивам отсутствия у граждан правовых оснований для занятия квартиры. Более того, удовлетворение иска ведёт не к переселению, а к выселению ответчиков без предоставления иного жилого помещения.
Тот факт, что спорное помещение является аварийным и в установленном порядке признано таковым, на правовую квалификацию спорных правоотношений, как ошибочно полагает апеллянт, не влияет.
Ввиду изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами первой инстанции о том, что Департамент капитального строительства города Севастополя не доказал наличие права на инициирование настоящего спора в суде, и что в этом случае у истца отсутствуют полномочия на подачу иска. Тем более, что они согласуются с принятым по делу определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ.
Фактически доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым решением и повторяют ранее изложенную Департаментом капитального строительства города Севастополя позицию, которая районным судом была проверена и верно отклонена, как не нашедшая своего подтверждения. Новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в трехмесячный срок.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Е.В. Балацкий
Судьи О.В. Савина
Е.В. Герасименко