Решение по делу № 2-449/2024 от 28.12.2023

Дело № 2-449/2024

65RS0017-01-2023-002005-12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Холмск                                       13 февраля 2024 года

Холмский городской суд Сахалинской области в составе: председательствующего судьи Закурдаевой Е.А., при секретаре судебного заседания Мищенко А.Н., с участием представителя истца Кривенко А.Н., представителя ответчика Васильевой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию муниципального образования «Холмский городской округ» «Водоканал» о возложении обязанности в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить ведение хозяйственной деятельности по забору (изъятию) водных ресурсов из поверхностных водных объектов - участок р. Чеховка, участок р. Язычница, участок р. Часовая, участок р. Холмская, водохранилище «Тайное» на участке р. Тый, водохранилище на участке р. Малка, водохранилище на р. Татарка и протекающих на территории Холмского района Сахалинской области, при наличии согласования с Сахалино-Курильским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству,

У С Т А Н О В И Л:

Сахалинский межрайоный природоохранный прокурор обратился в Холмский городской суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию муниципального образования «Холмский городской округ» «Водоканал» (далее МУП «Водоканал») с настоящим исковым заявлением, в обоснование своих требований указав следующее.

Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения МУП «Водоканал» требований законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

Установлено, что МУП «Водоканал» на основании договоров водопользования с целью забора воды, осуществляет хозяйственную деятельность – пользование водными объектами, имеющими рыбохозяйственное значение, в отсутствие обязательного для такой деятельности согласования с Сахалино-Курильским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.

Осуществление хозяйственной деятельности по забору (изъятию) водных ресурсов из поверхностных водных объектов в отсутствие соответствующего согласования со стороны СКТУ ФАР, может оказать влияние на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.

В связи с этим в адрес предприятия 30.06.2023 внесено представление, до настоящего времени указанная деятельность в установленном порядке не согласована.

Ссылаясь на нормы действующего законодательства в области охраны окружающей среды, просит суд возложить на ответчика обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить ведение хозяйственно деятельности по забору (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов – участок р. Чеховка, участок р. Язычница, участок р. Часовая, участок р. Холмская, водохранилище «Тайное» на участке р. Тый, водохранилище на участке р. Малка, водохранилище на р. Татарка и протекающих на территории Холмского района Сахалинской области при наличии согласования с Сахалино-Курильским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.

Третье лицо на стороне истца, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Сахалино-Курилськое территориальное управление Федерального агентства по рыбоводству представило отзыв на исковое заявление. Полагая правовую позицию прокурора обоснованной, указало, что возражений по иску не имеет. В судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом.

Ответчик представил возражения на исковое заявление, выразив согласие с требованиями в части срока исполнения судебного акта, полагая, что один месяц является недостаточным сроком для получения согласования.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

В судебном заседании представитель Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратуры по доверенности Кривенко А.Н. исковые требования поддержал по основаниям изложенным в иске.

Представитель ответчика Васильева Н.И. в судебном заседании против требований указанных в иске не возражала, пояснила, что организация занимается вопросом получения необходимого согласования. Вместе с тем указала, что в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу получить согласование ответчик не сможет, поскольку необходимо получить заключения на каждый водный объект, в настоящее время истребовано дополнительное финансирование на эти цели. Полагает, что с учетом времени проведения конкурсных процедур, необходимо не менее шести месяцев для подготовки всего объема документов.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2022 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) требования в области охраны окружающей среды (далее также - природоохранные требования) - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

Согласно положениям статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Водного кодекса РФ водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.

Согласно положений статьи 11 Водного кодекса РФ право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях, в том числе, забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 настоящего Кодекса.

В силу части 2 статьи 61 Водного кодекса РФ водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня.

Согласно части 16 статьи 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 2 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов основывается на следующих принципах: приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов.

Сохранение водных биоресурсов - поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие, посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания (пункт 7 части 1 статьи 1 Федерального закона № 166-ФЗ.

В соответствии со статьей 50 Федерального закона № 166-ФЗ при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380 утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (далее Положение № 380).

Согласно подпунктам «Б, В, Г» пункта 2 Положения № 380 Мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются помимо прочего оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания; производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания; предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов.

Таким образом, ведение хозяйственной деятельности независимо от ее вида на водных объектах и в водоохранных зонах, которая может оказать влияние на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания, должно осуществляться только при наличии ее согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства с целью принятия обязательных мер по сохранению указных ресурсов и среды их обитания.

Как следует из материалов дела МУП «Водоканал» на основании договоров водопользования с целью забора воды, осуществляет хозяйственную детальность водными объектами:

участок р. Чеховка впадающей в Татарский пролив (договор от 19.04.2023 № 65-20.05.00.002-Р-ДЗИО-С-2023-25177/00);

участок р. Язвчница впадающей в Татарский пролив (договор от 29.08.2022 № 65-20.05.00.002-Р-ДЗВО-С-2022-13956/00);

участок р. Часовая, бассейн реки Лютога (договор от 15.12.2001 № 65-0.05.00.002-Р-ДХИО-С-2021-03424/00);

участок р. Холмская впадающей в Татарский пролив (договор от 10.05.2018 № 65-20.05.00.002-Р-ДХВО-С-2018-02463/00);

водохранилище «Тайное» на участке р. Тый, впадающей в Татарский пролив (договор от 10.05.2018 № 65-20.05.00.002-Р-ДЗИО-С-2018-02464/00);

водохранилище на участке р. Малка, впадающей в Татарский пролив (договор от 10.05.2018 № 65-20.05.00.002-Р-ДХИО-С-2018-02465/00);

водохранилище на р. Татарка, впадающей в Татарский пролив (договор от 23.11.2023 № 65-20.05.00.002-Х-ДЗВО-С-2023-34833/00).

Согласно указанным договорам предоставленные в пользование объекты имеют рыбохозяйственное значение.

30.06.2023 в адрес ответчика прокуратурой внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, согласно которому установлено отсутствие факта согласования ведения хозяйственной деятельности на водных объектах с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Из ответа МУП «Водоканал» на представление от 26.07.2023 следует, что эксплуатация, реконструкция, ремонт водозаборов, расположенных на водных объектах рыбохозяйственного значения, в том числе водохранилищах, подлежит согласованию с Сахалино-Курильским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству. Для согласования необходимо получить рыбохозяйственную характеристику водных объектов, на которых расположены водозаборы. Для получения данной характеристики предприятием направлены запросы о коммерческих предложениях в компетентные организации, после чего будет заключен договор, а затем произведена оценка эффективности рыбозащитных устройств, которыми оснащены водозаборы, далее документы будут направлены в СКТУ.

Из письма СКТУ ФАР следует, что заявок на согласование хозяйственной деятельности по забору воды от МУП «Водоканал» не поступало.

Таким образом, факт не согласования ведения хозяйственной деятельности на водных объектах с уполномоченным органом нашел свое подтверждение в судебном заседании и был также подтвержден представителем ответчика.

При таких обстоятельствах, иск природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Водоконал» о возложении требуемых обязанностей подлежит удовлетворению.

Указный в исковом заявлении срок исполнения судебного решения равный 1 месяцу с даты вступления решения суда в законную силу, с учетом необходимости получения дополнительного финансирования ответчиком, а также необходимостью предварительного получения рыбохозяйственных характеристик водных объектов, проведения работ по оценке эффективности рыбозащитных устройств на водозаборах, суд полагает недостаточным.

Поскольку судебное решение должно быть реально исполнимым суд полагает необходимым предоставить ответчику срок для исполнения решения равный 6 месяцам с даты вступления решения в законную силу, который полагает разумным и достаточным для исполнения заявленных исковых требований.

Уплату государственной пошлины суд в силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, возлагает на ответчика.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию муниципального образования «Холмский городской округ» «Водоканал» о возложении обязанности обеспечить ведение хозяйственной деятельности по забору (изъятию) водных ресурсов из поверхностных водных объектов при наличии согласования с Сахалино-Курильским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству – удовлетворить.

Возложить обязанность на муниципальное унитарное предприятие муниципального образования «Холмский городской округ» «Водоканал» (ИНН 6501179230) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить ведение хозяйственно деятельности по забору (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов – участок р. Чеховка, участок р. Язычница, участок р. Часовая, участок р. Холмская, водохранилище «Тайное» на участке р. Тый, водохранилище на участке р. Малка, водохранилище на р. Татарка и протекающих на территории Холмского района Сахалинской области при наличии согласования с Сахалино-Курильским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия муниципального образования «Холмский городской округ» «Водоканал» (ИНН 6501179230) в бюджет муниципального образования «Холмский городской округ» государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Холмский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                 Закурдаева Е.А.

Мотивированное решение изготовлено 19 февраля 2024 года.

Копия верна: судья                               Закурдаева Е.А.

2-449/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Сахалино-Курильское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству
Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования "Холмский городской округ" "Водоканал "
Суд
Холмский городской суд Сахалинской области
Судья
Закурдаева Е. А.
Дело на странице суда
holmskiy.sah.sudrf.ru
28.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.12.2023Передача материалов судье
12.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2024Судебное заседание
13.02.2024Судебное заседание
19.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее