Судья: Ковалева М.В. Дело № 33-401-19 г.
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
Председательствующего: Лобковой Е.А.,
Судей: Леонтьевой И.В., Журавлёва А.В.,
при секретаре: Алфимовой О.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 марта 2019 г. дело по исковому заявлению Сумщенко Н.Н. и Сумщенко Н.Е. к администрации г. Курчатова Курской области, областному казенному учреждению «Дирекция по реализации в Курской области программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан», комитету строительства Курской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата, поступившее с апелляционной жалобой истицы Сумщенко Н.Н. на решение Курчатовского городского суда Курской области от 10 декабря 2018 г., которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Сумщенко Н.Н. и Сумщенко Н.Е. к администрации г. Курчатова Курской области о выдаче государственного жилищного сертификата – отказать в полном объеме».
Заслушав доклад судьи Леонтьевой И.В., судебная коллегия
установила:
Сумщенко Н.Н. и Сумщенко Н.Е. обратились в суд с иском к администрации г. Курчатова Курской области, в котором указали, что Сумщенко Н.Н. является вдовой, а Сумщенко Н.Е. - сыном участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС <данные изъяты>, умершего <данные изъяты> г. Протоколом заседания жилищной комиссии при администрации города Курчатова от <данные изъяты> г. №<данные изъяты>, утвержденным постановлением администрации г. <данные изъяты> от <данные изъяты> г. №<данные изъяты>, Сумщенко Н.Н., относящаяся к категории вдов участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, с составом семьи 2 человека (<данные изъяты> была признана нуждающейся в жилом помещении в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. №153, путем предоставления за счет средств федерального бюджета социальных выплат (государственных жилищных сертификатов), вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления. В 2018 г. Сумщенко Н.Н. обратилась в администрацию г. Курчатова с заявлением о выдаче ей государственного жилищного сертификата на состав семьи 2 человека без обязательства о сдаче принадлежащего Сумщенко Н.Н. и Сумщенко Н.Е. на праве общедолевой собственности квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты> область, г. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, д. №<данные изъяты>, кв. №<данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, где Сумщенко Н.Н. принадлежит 2/3 доли, Сумщенко Н.Е. – 1/3 доля. Письмом администрации г. <данные изъяты> <данные изъяты> области от <данные изъяты> г. №<данные изъяты> со ссылкой на п.п. 44-44.1 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. №153, Сумщенко Н.Н. разъяснено о необходимости принятия обязательства о безвозмездном отчуждении принадлежащего Сумщенко Н.Н. и Сумщенко Н.Е. на праве собственности жилого помещения в муниципальную собственность и отказе в выдаче государственного жилищного сертификата в случае непредставления такого обязательства. Истцы указывают, что сдать принадлежащее им на праве собственности жилое помещение в муниципальную собственность не представляется возможным, поскольку в квартире зарегистрированы по месту жительства и постоянно проживают члены семьи истца Сумщенко Н.Е.: жена - <данные изъяты> и трое несовершеннолетних детей (<данные изъяты>), которые другого жилья, в том числе в собственности не имеют, получателями государственного жилищного сертификата и членами семьи Сумщенко Н.Н. в рамках реализации подпрограмы подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, не являются. Истцы просили суд обязать администрацию г. <данные изъяты> области, областное казенное учреждение «Дирекция по реализации в Курской области программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» выдать Сумщенко Н.Н. государственный жилищный сертификат на состав семьи 2 (два) человека: на Сумщенко Н.Н. и Сумщенко Н.Е. без обязательства о безвозмездном отчуждении жилого помещения в муниципальную собственность.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены комитет строительства Курской области, Сумщенко Н.А. (жена истца Сумщенко Н.Е.), действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей.
Судом принято решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе истица Сумщенко Н.А. просит отменить решение суда как незаконное и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истицы Сумщенко Н.Н. представитель Администрации г. Курчатова по доверенности Редичева М.А., представитель ОКУ «Дирекция по жилищным субсидиям» по доверенности Черпаченко Г.В. просят оставить решение суда без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 19 февраля 2019 г. постановлено перейти к рассмотрению данного дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, привлечь к участию в деле в качестве соответчиков областное казенное учреждение «Дирекция по реализации в Курской области программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» (ОКУ «Дирекция по жилищным субсидиям») и Комитет строительства Курской области.
В судебном заседании истцы Сумщенко Н.Н. и Сумщенко Н.Е. исковые требования поддержали и просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации г. Курчатова по доверенности Редичева М.А. просила отказать в удовлетворении исковых требований, пояснила, что семья Сумщенко Н.Н. проживает в квартире, общей площадью <данные изъяты> кв.м, состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с составом семьи из двух человек, является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. №153, участником подпрограммы и членам его семьи, имеющим в собственности жилое помещение без установленных обременений принимается обязательство о безвозмездном отчуждении жилого помещения в муниципальную собственность. В случае принятия решения не отчуждать жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. Право на получение государственного жилищного сертификата предоставляется только в случае, если определенный размер общей жилой площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. м. Размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется разницей между общей площадью жилого помещения, установленный по нормативам 42 кв.м на состав семьи два человека, и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания 48,6 кв.м, и составляет 6,6 кв.м, т.е. менее 18 кв.м, в связи с чем выдать истице Сумщенко Н.Н. государственный жилищный сертификат без отчуждения жилого помещения не представляется возможным. Для получения государственного жилищного сертификата в 2019 г. семье Сумщенко Н.Н. было предложено принять решение об отчуждении в муниципальную собственность принадлежащего им на праве собственности жилого помещения.
Представитель ответчиков областного казенного учреждения «Дирекция по реализации в Курской области программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» (ОКУ «Дирекция по жилищным субсидиям») и комитета строительства Курской области по доверенности Черпаченко Г.В. возражала против удовлетворения исковых требований ввиду отсутствия правовых оснований.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Сумщенко Н.А. просила удовлетворить исковые требования Сумщенко Н.Н. и Сумщенко Н.Е.
Рассмотрев дело по правилам суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к выводу, что исковые требования Сумщенко Н.Н. и Сумщенко Н.Е. подлежат удовлетворению.
Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними (ч.2). Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (ч.1).
В соответствии с вышеназванным ФЗ РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской ВЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами (п.1 ст. 4).
Вопросы обеспечения жильем граждан-участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавших в результате этих аварий, и приравненных к ним, регулируются положениями Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». При этом порядок реализации права на обеспечение жильем указанной категории граждан определен Правительством Российской Федерации и осуществляется путем предоставления социальных выплат (жилищных субсидий) за счет средств федерального бюджета, удостоверяемых государственными жилищными сертификатами.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 14 ФЗ РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3-12,14 части первой статьи 14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз (ч.1 п.1 ст. 15 ФЗ РФ от 15.05.1991 г. №1244-1). Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 и 14 части первой статьи 14 настоящего Закона и пунктом 1 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (ч.2 ст. 15 ФЗ РФ от 15.05.1991 г. №1244-1).
В соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, правом на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом Законом от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», не установлены порядок и критерии признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, в жилых помещениях, в получении жилых помещений.
Критерии нуждаемости определены в Жилищном кодексе Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
На основании ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и, в исключительных случаях, иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении, его супруг, дети и родители данного собственника.
Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. №153 «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», согласно п.17 которых применительно к условиям основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» членами семьи гражданина - участника основного мероприятия признаются следующие граждане: а) в отношении граждан, указанных в подпунктах «а»- «е» пункта 5 настоящих Правил: постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети и родители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Согласно п. 1 Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. №153 (в редакции Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 г. №1710) формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. №153, они устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия (п.1). Государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата). Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения (п.2). Сертификаты выпускаются ответственным исполнителем основного мероприятия в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Форма сертификата и требование к его заполнению утверждаются ответственным исполнителем основного мероприятия (п.3). Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют следующие категории граждан Российской Федерации (далее - граждане): граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14,15,16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», на граждан из подразделений особого риска (пп. «е» п.5). Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз (п.11). Выдача сертификатов осуществляется в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц основного мероприятия - гражданам, указанным в подпункте «е» пункта 5 настоящих Правил, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные граждане состоят в органе местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (пп. «б» п.18). Основанием для отказа в признании гражданина участником основного мероприятия является: а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета (п.22). В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах «е» и «ж» пункта 5 настоящих Правил, сводный список граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году (далее - сводный список), по форме согласно приложению №2, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его ответственному исполнителю основного мероприятия (на бумажном носителе и в электронном виде). Не допускается включение в сводный список тех граждан - участников основного мероприятия, которые получили сертификат в текущем году. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники основного мероприятия были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники основного мероприятия, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту (п.26). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований и администрация г. Байконура в установленном ими порядке формируют и утверждают сводные списки граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан (далее - сводный список получателей сертификатов) в пределах предусмотренных указанным органам и администрации на планируемый год средств на предоставление социальных выплат. Сводный список получателей сертификатов формируется на основании утвержденного сводного списка, сформированного в отношении граждан, указанных в подпунктах «е» и «ж» пункта 5 настоящих Правил, списков граждан, указанных в подпунктах «з» и «и» пункта 5 настоящих Правил, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году, представленных в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил, а также утвержденных списков граждан, указанных в подпунктах «к» и «л» пункта 5 настоящих Правил, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году. Расчет социальных выплат для граждан - участников основного мероприятия, включенных в сводный список получателей сертификатов, осуществляется исходя из норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, действующего на дату утверждения сводного списка получателей сертификатов. Формирование сводных списков получателей сертификатов осуществляется исходя из очередности, предусмотренной пунктом 24 настоящих Правил (п.29). Порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов (п.32).
В целях реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации на территории Курской области» администрацией Курской области принято Постановление от 09.02.2012 г. № 179-па, которым обязанности по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации на территории Курской области» возложена на комитет строительства Курской области, которому предписано руководствоваться Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153.
Из материалов дела следует, что Сумщенко Е.Н., <данные изъяты>, в 1987 г. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, состоял в зарегистрированном браке с Сумщенко Н.Н., имеет сына <данные изъяты> г. рождения, умер <данные изъяты> г.
Указанные обстоятельства подтверждаются копиями удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 г., свидетельства о регистрации брака, свидетельства о рождении Сумщенко Н.Е., свидетельства о смерти Сумщенко Е.Н.
Постановлением администрации г. Курчатова от 01.04.2016 г. №460 Сумщенко Н.Н. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы, с составом семьи из двух человек (Сумщенко Н.Н. и сын – Сумщенко Н.Е.).
Из материалов дела также следует, что поводом для отказа истице Сумщенко Н.Н. в предоставлении государственного жилищного сертификата послужило невыполнение ею условий пп. «ж» п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, согласно которому для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность.
Это обстоятельство явилось основанием для обращения истцов с данным иском в суд.
Отказывая Сумщенко Н.Н. и Сумщенко Н.Е. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцы Сумщенко Н.Н. и Н.Е. реализовали свое право на обеспечение жильем путем выраженного ими письменного согласия на получение государственного жилищного сертификата, но сведений, подтверждающих выполнение истцами обязательств о сдаче или о безвозмездном отчуждении принадлежащего им на праве собственности жилого помещения в муниципальную собственность, материалы дела не содержат. По мнению суда первой инстанции, оснований для возложения на ответчиков обязанности выдать Сумщенко Н.Н. государственный жилищный сертификат на состав семьи 2 человека (Сумщенко Н.Н. и Сумщенко Н.Е.) без обязательства о безвозмездном отчуждении жилого помещения в муниципальную собственность не имеется.
По мнению судебной коллегии, эти выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что исковые требования Сумщенко Н.Н. и Сумщенко Н.Е. подлежат удовлетворению.
Действительно, действующее законодательство, в частности, пп. «ж» п. 44 вышеуказанных Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. №153, применяемых к спорным правоотношениям, определяет в качестве обязательного условия для получения государственного жилищного сертификата передачу муниципальному образованию жилья, которое участники подпрограммы и члены их семьи имеют на праве собственности либо занимают на условиях договора социального найма.
В то же время судом неверно истолкованы и применены Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. №153, из которых следует, что размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата (п.12 Правил). Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв.м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв.м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более (п.16 Правил). В случае если гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте «а» или «е» пункта 5 настоящих Правил, и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, занимаемого указанными гражданами по договору социального найма (абз.2 п.16(2)). Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику основного мероприятия только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику основного мероприятия возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования (абз.4 п.16(2)).
Как видно из свидетельств о государственной регистрации права от 17.01.2003 г. и от 18.07.2004 г., Сумщенко Н.Н. и Сумщенко Н.Е. являются собственниками двухкомнатной квартиры, общей площадью 48,6 кв.м, расположенной по адресу: <данные изъяты> область, г. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, д.№ <данные изъяты> кв.№ <данные изъяты> где Сумщенко Н.Н. принадлежит 2/3 доли, Сумщенко Н.Е. – 1/3 доля.
Согласно представленных истцами справки с места жительства, выписки из лицевого счета, копий паспортов в кв. №<данные изъяты>, д. №<данные изъяты>, по ул. <данные изъяты> г. <данные изъяты> Курской области постоянно зарегистрированы и проживают: Сумщенко Н.Н., Сумщенко Н.Е., Сумщенко Н.А. и несовершеннолетние <данные изъяты>., <данные изъяты> г. рождения, <данные изъяты>., <данные изъяты> г. рождения, <данные изъяты> г. рождения.
Таким образом, истцы Сумщенко Н.Н. и Сумщенко Н.Е. в квартире №<данные изъяты>, д. №<данные изъяты> по ул. <данные изъяты> г. <данные изъяты> области занимают по 8,1 кв.м каждый (48,6: 6). В связи с чем разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, занимаемого указанными гражданами. составляет 25,8 кв.м (42-16,2), а не 48 кв.м, учитываемых ответчиком при расчете размера социальной выплаты.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что Сумщенко Н.Н. имеет право на получение государственной жилищной субсидии на состав семьи 2 человека (она и Сумщенко Н.Е.) без обязательства о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения, расположенного по адресу: Курская области, г. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, д. № <данные изъяты>, кв. № <данные изъяты>, размер которой подлежит расчету в соответствии с требованиями п.п.16, 16(2) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. №153.
Апелляционная жалоба истицы Сумщенко Н.Н. подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.199, 328, 329, п.п. 3,4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Курчатовского городского суда Курской области от 10.12.2018 г. отменить и принять новое решение: «Исковые требования Сумщенко Н.Н. и Сумщенко Н.Е. к администрации г. <данные изъяты> области, областному казенному учреждению «Дирекция по реализации в <данные изъяты> области программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан», комитету строительства Курской области удовлетворить. Обязать администрацию г. Курчатова Курской области, областное казенное учреждение «Дирекция по реализации в Курской области программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан», комитет строительства Курской области выдать Сумщенко Н.Н. государственный жилищный сертификат на состав семьи 2 человека (Сумщенко Н.Н. и Сумщенко Н.Е.) без обязательства о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты> область, г. <данные изъяты>, ул. <данные изъяты>, д. <данные изъяты>, кв.<данные изъяты>».Апелляционную жалобу истицы Сумщенко Н.Н. - удовлетворить.
Председательствующий -
Судьи -