№ 66а-2326/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 27 мая 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стоян Е.В.,
судей Васильевой Т.Г.,
Кольцюка В.М.,
с участием прокурора Бобылевой О.А.,
при секретаре Молчановой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи с Ярославским областным судом административное дело № 3а-597/2020 по апелляционной жалобе Благотворительного фонда «Детский книжный фонд» на решение Ярославского областного суда от 5 февраля 2021 года, которым оставлено без удовлетворения административное исковое заявление Благотворительного фонда «Детский книжный фонд» к муниципалитету города Ярославля об оспаривании в части Положения о порядке расчета арендной платы за переданное в аренду муниципальное имущество, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 28 ноября 2013 года №221 «О порядке расчета арендной платы за переданное в аренду муниципальное имущество и внесении изменений в Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля» (в редакции решения от 6 апреля 2017 года №821).
Заслушав доклад судьи Васильевой Т.Г., объяснения представителя административного истца Пименова Б.З., представителя административного ответчика муниципалитета города Ярославля Цветковой Е.Н., представителя заинтересованных лиц - мэрии города Ярославля и комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля Колачёвой Е.В., заключение прокурора Бобылевой О.А., судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Решением муниципалитета города Ярославля от 28 ноября 2013 года №221 «О порядке расчета арендной платы за переданное в аренду муниципальное имущество и внесении изменений в Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля» утверждено Положение о порядке расчета арендной платы за переданное в аренду муниципальное имущество. Данное решение опубликовано в газете «Городские новости», № 98, 7 декабря 2013 года.
Согласно пункту 4.1. Положения при расчете арендной платы с учетом поправочного коэффициента (ПК) величина годовой арендной платы за недвижимое имущество определяется по формуле:
Ап = S x (Сб x Кзона x КнжР x КнжТ x Кн x ПК),
где S – площадь, Сб - базовая ставка годовой арендной платы, Кзона - коэффициенты территориально-экономических зон расположения объектов, КнжР - расположение нежилого помещения, КнжТ - степень технического обустройства здания, Кн - коэффициент назначения использования, ПК - поправочные коэффициенты.
В первоначальной редакции решения поправочные коэффициенты установлены в следующих размерах (пункт 3.4 раздела 3):
ПК = 0,2 - для размещения офисов общественных организаций ветеранов войны, труда, участников локальных конфликтов, вооруженных сил, общественных организаций в сфере культуры, образования и искусства, благотворительных организаций, но не более 50 кв.м занимаемой площади;
ПК = 0,3 - для размещения творческих мастерских художников; для размещения организаций, оказывающих универсальные услуги почтовой связи;
ПК = 0,4 - для размещения органов государственной власти, местного самоуправления и учреждений, полностью финансируемых из бюджета любого уровня; для размещения некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в области культуры и искусства (кроме общественных организаций), за исключением помещений, используемых данными организациями под коммерческие цели;
ПК = 0,5 - для размещения производства хлеба и хлебобулочных изделий; для юридических и физических лиц, осуществляющих свою деятельность в области образования и работы с детьми;
ПК = 0,6 - для иных некоммерческих организаций;
ПК = 0,7 - для юридических и физических лиц, осуществляющих свою деятельность в области спорта, для издательств, редакций газет (журналов), корреспондентских пунктов средств массовой информации (радио и телевидения, газет и журналов);
ПК = 0,8 - для размещения организаций, осуществляющих деятельность по управлению и обслуживанию жилищного фонда города Ярославля.
Решением муниципалитета города Ярославля от 6 апреля 2017 года №821 «О внесении изменений в Положение о порядке расчета арендной платы за переданное в аренду муниципальное имущество» внесены изменения в пункт 3.4 раздела 3 (коэффициенты для расчета арендной платы), согласно которому поправочные коэффициенты (ПК) установлены:
ПК = 0,1 - для размещения средств массовой информации, обязанных предоставлять безвозмездно эфирное время в период предвыборной агитации, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах;
ПК = 0,4 - для размещения органов государственной власти, местного самоуправления и учреждений, полностью финансируемых из бюджета любого уровня;
ПК = 0,5 - для размещения некоммерческих организаций, не являющихся получателями имущественной поддержки в соответствии с муниципальными правовыми актами.
Указанное решение официально опубликовано в газете «Городские новости» №26, 8 апреля 2017 года, вступило в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования, т.е. с 9 апреля 2017 года.
Благотворительный фонд «Детский книжный фонд» обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании пункта 3.4 раздела 3 Положения о порядке расчета арендной платы за переданное в аренду муниципальное имущество, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 28 ноября 2013 года № 221 «О порядке расчета арендной платы за переданное в аренду муниципальное имущество и внесении изменений в Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля» (в редакции решения от 6 апреля 2017 года № 821), обосновывая свои требования тем, что фонд является арендатором муниципального имущества, оспариваемым решением внесены изменения в Положение о порядке расчета арендной платы за переданное в аренду муниципальное имущество, согласно которому размер поправочного коэффициента для размещения некоммерческих организаций, не являющихся получателями имущественной поддержки в соответствии с муниципальными правовыми актами, определен в размере 0,5 (в прежней редакции для Благотворительного фонда поправочный коэффициент был 0,2), что увеличило в несколько раз арендную плату административного истца.
Полагает, что подпункт 3.4 раздела 3 Положения о порядке расчета арендной платы за переданное в аренду муниципальное имущество, утвержденного оспариваемым решением от 6 апреля 2017 года № 821, противоречит Конституции Российской Федерации, статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку размер поправочного коэффициента дифференцирует потенциальных арендаторов по имущественному принципу, поставив их в зависимость от получения или не получения имущественной поддержки от муниципального органа, чем нарушаются права и законные интересы административного истца, поскольку ему созданы препятствия к участию в социальных государственных проектах, что является основным видом его деятельности.
Решением Ярославского областного суда от 5 февраля 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований, в обоснование указывает те же доводы, которые он изложил в административном исковом заявлении. Считает, что увеличение оспариваемым решением поправочного коэффициента разделяет арендаторов по имущественному принципу, ставит их в зависимость от получения или не получения имущественной поддержки, и ограничивает круг лиц, которые этой поддержкой могут воспользоваться; полагает, что в нарушение принципа равноправия сторон судом применен закон Ярославской области от 6 декабря 2012 года № 56-з «О государственной поддержке социально-ориентированных некоммерческих организаций в Ярославской области»; оспариваемое в части решение противоречит Конституции Российской Федерации и Гражданскому кодексу Российской Федерации; полагает, что оспариваемым решением были нарушены права и законные интересы административного истца.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного ответчика - муниципалитета города Ярославля, поданы возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица - Мэрии города Ярославля в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, заключение прокурора, полагавшего решение оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
На основании статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющим государственные гарантии его осуществления, установлено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2).
Согласно статье 7 указанного федерального закона по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Решение муниципалитета города Ярославля № 221 от 28 ноября 2013 года о порядке расчета арендной платы за переданное в аренду муниципальное имущество, а также изменения, внесенные решением № 821 от 6 апреля 2017 года, приняты в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 3 части 1 статьи 16), Уставом города Ярославля (статьи 107), решением муниципалитета города Ярославля от 23 июля 2013 года № 140 «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля» (пункт 4.2.3.).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.
Согласно статье 107 Устава города Ярославля органы городского самоуправления в пределах полномочий, установленных настоящим Уставом, от имени города самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов городского самоуправления.
Мэрия города в порядке, установленном муниципалитетом, вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти Ярославской области) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
На основании пункта 4.2.3. решения муниципалитета города Ярославля от 23 июля 2013 года № 140 «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля» муниципалитет города Ярославля в рамках определения порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью утверждает порядок передачи в аренду муниципального имущества, утверждает методику расчета арендной платы за пользование муниципальным имуществом.
В соответствии с данными нормативными актами муниципалитетом города Ярославля принято решение от 28 ноября 2013 года №221 «О порядке расчета арендной платы за переданное в аренду муниципальное имущество и внесении изменений в Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля», которым утверждено Положение о порядке расчета арендной платы за переданное в аренду муниципальное имущество, установлена базовая ставка годовой арендной платы 2 957 руб. (пункт 2.1), а также поправочный коэффициент для благотворительных организаций 0,2 (пункт 3.4.), который являлся понижающим коэффициентом при расчете арендной платы.
Решением муниципалитета города Ярославля № 719 от 7 июля 2016 года «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций», принятым в соответствии с Федеральными законами «О некоммерческих организациях», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Ярославской области от 6 декабря 2012 года № 56-з «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ярославской области», Уставом города Ярославля, решением муниципалитета города Ярославля от 23 июля 2013 года № 140 «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля», был предусмотрен порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечня муниципального имущества, предназначенного для предоставления во владение или пользование, а также предусмотрен размер арендной платы для социально ориентированных некоммерческих организаций.
Данным решением утвержден Порядок и условия предоставления муниципального имущества во владение и (или) в пользование социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с разделом 2 данного Порядка общими условиями предоставления имущества социально ориентированным некоммерческим организациям являются, в том числе целевое использование имущества организации - для осуществления видов деятельности в соответствии с пунктом 1.2 Порядка (пункт 2.1.2); отсутствие задолженности социально ориентированных некоммерческих организаций по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и (или) государственные внебюджетные фонды по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи заявления об оказании имущественной поддержки (в случае предоставления имущества без проведения конкурса), либо заявки на участие в конкурсе, а также задолженности перед бюджетом города Ярославля по оплате за пользование муниципальным имуществом и земельными участками на день подачи заявления об оказании имущественной поддержки (в случае предоставления имущества без проведения конкурса) либо заявки на участие в конкурсе.
Согласно пункту 2.3 Порядка размер арендной платы за 1 квадратный метр общей площади муниципального недвижимого имущества, являющегося предметом договора аренды, рассчитывается на основе 30 процентов базовой ставки годовой арендной платы, коэффициентов территориально-экономических зон расположения, назначения использования и качества муниципального недвижимого имущества, устанавливаемых муниципалитетом города Ярославля, без учета поправочных коэффициентов.
Решение муниципалитета города Ярославля № 719 от 7 июля 2016 года «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций» никем в установленном законом порядке не оспорено.
Для приведения законодательства в соответствие с учетом принятого решения № 719 от 7 июля 2016 года решением муниципалитета от 06 апреля 2017 года № 821 были внесены изменения в Положение о порядке расчета арендной платы за переданное в аренду муниципальное имущество, в том числе в пункт 3.4 Положения, устанавливающего размер поправочного коэффициента для расчета арендной платы некоммерческим организациям, не являющимся получателями имущественной поддержки в соответствии с муниципальными правовыми актами, согласно которому поправочный коэффициент установлен в размере 0,5. При этом уменьшен размер базовой ставки годовой арендной платы с 2 957 руб. до 2 200 руб.
Оспариваемое решение муниципалитета города Ярославля от 6 апреля 2017 года №821 «О внесении изменений в Положение о порядке расчета арендной платы за переданное в аренду муниципальное имущество» принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, установленной Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом города Ярославля, в установленном порядке, официально опубликовано и вступило в силу.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 7 апреля 2017 года между комитетом по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля от имени города Ярославля и Благотворительным фондом «Детский книжный фонд» заключены договоры аренды недвижимого имущества №12018 и №12019, по условиям которых арендодатель передает арендатору во временное владение и пользование принадлежащие на праве муниципальной собственности нежилые помещения площадью 10,7 кв.м и 20,5 кв.м по адресу: г. Ярославль, просп. Ленина, д. 14, для использования под офис для осуществления уставной деятельности (л.д.119, 127). Срок договоров установлен с 11 апреля 2017 года до 11 апреля 2020 года. Размер арендной платы и порядок расчетов (ежемесячно равными платежами) установлены разделом 3 договоров.
Согласно пункту 3.3. договоров аренды арендная плата пересматривается арендодателем в одностороннем порядке в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами. Арендодатель письменно уведомляет арендатора об изменении арендной платы и налогов. Направляемое арендодателем уведомление об изменении арендной платы является неотъемлемой частью заключенных договоров (п.3.4.).
После принятия решения муниципалитета от 06 апреля 2017 года № 821 о внесении изменений в решение муниципалитета города Ярославля от 28 ноября 2013 года №221 «О порядке расчета арендной платы за переданное в аренду муниципальное имущество и внесении изменений в Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Ярославля» 26 сентября 2017 года комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля в соответствии с пунктом 3.4. договоров аренды направил в Благотворительный фонд «Детский книжный фонд» уведомления об изменении арендной платы (л.д. 135, 137). Однако арендатор ненадлежащим образом исполнял свои обязательства, в результате чего образовалась задолженность.
В связи с невнесением фондом арендной платы комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля неоднократно обращался с исками о взыскании арендной платы. Решениями Арбитражного суда Ярославской области иски удовлетворены.
После истечения срока договоров аренды административный истец помещения не освободил, что послужило основанием для обращения арендодателя с иском в арбитражный суд, который принял решение о взыскании с фонда задолженности по арендной плате и о выселении Благотворительного фонда из занимаемого помещения.
Административный истец оспаривал договоры аренды, однако решением Арбитражного суда Ярославской области от 22 июля 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано. Данное решение вступило в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы административного истца, повторяющие доводы, приведенные в обоснование административного иска, опровергаются собранными по делу доказательствами, в связи с чем основанием для признания оспариваемого решения недействующим не являются.
Довод апелляционной жалобы о том, что размер поправочного коэффициента в нарушение Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации создает неравенство между арендаторами, является несостоятельным и не может служить основанием для отмены судебного решения, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт, учитывая статус некоммерческих организаций, позволяет рассчитать размер арендной платы для такой категории лиц, которые не обладают статусом социально ориентированной некоммерческой организации и не имеют права на получение имущественной поддержки от органов власти, установленной решением муниципалитета города Ярославля № 719 от 7 июля 2016 года «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций», согласно которому указанные организации вправе получить имущественную поддержку в виде безвозмездного пользования муниципальным имуществом или оплаты в размере 30 процентов базовой ставки годовой арендной платы в случае, если они отвечают требованиям раздела 2 Порядка и условий предоставления муниципального имущества во владение и (или) в пользование социально ориентированным некоммерческим организациям, в том числе при отсутствии задолженности по арендным платежам.
Такое разграничение не противоречит нормам Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Закона Ярославской области от 6 декабря 2012 года №56-з «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ярославской области».
Оспариваемое положение, принятое представительным органом местного самоуправления, не противоречит конституционному принципу равенства всех перед законом, соответствует статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей основные начала гражданского законодательства, которые основываются, в том числе на признании равенства участников регулируемых им отношений, поскольку принятая муниципалитетом города Ярославля правовая норма, оспариваемая заявителем, не ограничивает некоммерческие организации, не являющиеся получателями имущественной поддержки, в праве на получение льготного расчета арендной платы при соблюдении требований федерального законодательства и законодательства Ярославской области.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предусмотренные частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования к нормативным правовым актам соблюдены.
Всесторонне, полно и объективно исследовав материалы административного дела, основываясь на правовом анализе законодательства Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт содержит все сведения, подлежащие указанию в нем, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, и на основании статьи 215 Кодекса административного производства Российской Федерации правомерно принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Решение суда принято с соблюдением норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к спорному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об относимости и допустимости, проверенными и оцененными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Довод административного истца о нарушении судьей срока на изготовление мотивированного решения является несостоятельным. Как следует из материалов дела, резолютивная часть решения была вынесена и оглашена 5 февраля 2021 года, мотивированное решение в соответствии с частью 2 статьи 177 и частью 2 статьи 92 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации изготовлено на 10 рабочий день - 19 февраля 2021 года.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, не свидетельствуют о наличии правовых оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены или изменения обжалуемого решения.
Поскольку при обращении в суд Благотворительный фонд «Детский книжный фонд» не уплатил в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации государственную пошлину в размере 4 500 руб., данная пошлина в силу части 2 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию судом с административного истца в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,
определила:
Решение Ярославского областного суда от 5 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Благотворительного фонда «Детский книжный фонд» – без удовлетворения.
Взыскать с Благотворительного фонда «Детский книжный фонд» государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 4 500 рублей.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи