2а-730/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Щучанский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Симонова Ю.М.,
при секретаре Трефиловой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Щучье 20 декабря 2017 года
административное дело по административному иску прокурора Щучанского района Курганской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ПАО «Ростелеком» о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Щучанского района Курганской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ПАО «Ростелеком» о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Требование обосновано тем, что 20.11.2017 прокуратурой района по заданию прокуратуры области от 07.09.2017 № 7-09-2017 проведена проверка исполнения законодательства в сфере незаконного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе спиртосодержащей непищевой продукции, в ходе которой выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц на страницах сайтов с URL-адресами: http://alko-eliksir.com/, запрещенной информации, а именно продажа дубликатов элитного алкоголя по «приятным ценам» дистанционным способом, предусмотрена оплата наличным и безналичным способом, доставка осуществляется по всей территории РФ любыми транспортными компаниями; https://good-drinks.me/ запрещенной информации, а именно продажа элитной алкогольной продукции по «привлекательным ценам» дистанционным способом, возможность наличного и безналичного расчета, круглосуточный прием заказов.
Просил признать информацию, размещенную на страницах сайтов с URL-адресами: http://alko-eliksir.com/, https://good-drinks.me/ о продаже дистанционным способом алкогольной продукции, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора Щучанского района Бронников А.Ю. требования поддерживал, дал пояснения согласно изложенным выше доводам.
Представитель административного ответчика ПАО «Ростелеком», о дате, времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом заблаговременно, что подтверждается распиской в получении судебной повестки.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и коммуникаций по Курганской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия.
Суд, заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что в сети «Интернет» с URL-адресами: http://alko-eliksir.com/, установлен факт размещения запрещенной информации, а именно продажа дубликатов элитного алкоголя по «приятным ценам» дистанционным способом, предусмотрена оплата наличным и безналичным способом, доставка осуществляется по всей территории РФ любыми транспортными компаниями; https://good-drinks.me/ установлен факт размещения запрещенной информации, а именно продажа элитной алкогольной продукции по «привлекательным ценам» дистанционным способом, возможность наличного и безналичного расчета, круглосуточный прием заказов, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Статьей 29 Конституции РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 указанного Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Понятие информационно-коммуникационной сети дано в п. 4 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ в соответствии, с которым информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием вычислительной техники.
Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.
Согласно п. 13 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ сайтом в сети «Интернет» является совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
Статьей 3 Федерального закона № 149-ФЗ установлены принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и щиты информации, в числе которых установление ограничений доступа к информации только федеральными законами.
Частью 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, направленной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ указано, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, создается одна автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
Согласно ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено: 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию. распространение которой в РФ запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в РФ запрещено.
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (вместе с «Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено») основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
Из анализа содержания положений ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ следует, что распространение указанной информации, запрещённой решением суда не допускается.
В судебном заседании установлено, что с указанных сайтов, информацию на которых прокурор просит признать запрещенной, неограниченному кругу лиц предоставляется доступ к сайтам, содержащих информацию, запрещенную к распространению в Российской Федерации, поскольку позволяют пользователям использовать советы, как приобрести дистанционным способом алкогольную продукцию.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 5 ФЗ № 171 к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесены установленные государственных стандартов и утверждение технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также определение комплекса мер по защите здоровья и прав потребителей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии со ст. 26.2 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» правила продажи отдельных видов товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» установлен запрет на продажу алкогольной продукции дистанционным способом.
Кроме того, требованием пункта 5 ст. 16 ФЗ № 171 не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона «О рекламе», не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.
Так, статьями 14.2, 14.16, 14.17, 14.18 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; производство или оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии; использование этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции, в том числе пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом».
Статьями 234, 238 УК РФ также предусмотрена уголовная ответственность за незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта; производство, хранение, перевозку либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
Нахождение в открытом доступе сети «Интернет» информации, побуждающей общество на противоправные деяния, фактически способствует совершению таких преступлений, тем самым нарушатся публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией РФ жизнь в правовом государстве.
При таких обстоятельствах, нахождение в открытом доступе сети «Интернет» указанной информации нарушает конституционные права граждан на получение, передачу, распространение, производство информации любым законным способом.
Руководствуясь ст. 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление прокурора Щучанского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной для распространения на территории Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на страницах сайтов с URL-адресами: http://alko-eliksir.com/, https://good-drinks.me/ о продаже дистанционным способом алкогольной продукции, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, для включения указателя страниц сайтов в сети «Интернет»: http://alko-eliksir.com/, https://good-drinks.me/ в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Щучанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом.
Судья: Ю.М. Симонов