18RS0022-01-2019-000407-42
Дело № 2а-440/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 мая 2020 года <адрес> УР
Малопургинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Бубякина А.В., при секретаре Муллахметовой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Удмуртской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации,
установил:
<адрес> Удмуртской Республики (далее – административный истец, прокурор) в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о признании информации, размещенной по URL-адресу https://space.dublikat.shop, запрещенной к распространению в Российской Федерации, мотивируя свои требования следующим.
<адрес> в ходе осуществления надзора за исполнением законов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученным преступным путем и финансированию экстремистской деятельности и терроризма, соблюдения миграционного законодательства, законодательства безопасности дорожного движения и мониторинга сети «Интернет» выявлен Интернет-форум https://space.dublikat.shop, один из подразделов которого (https://space.dublikat.shop /forums/obnal-servisy-spros /) предлагает услуги по незаконному обналичиванию денежных средств, так к примеру по URL адресу: https://space.dublikat.shop/threads/mojka-rabotaem-bez-predoplaty-zalivy-na-sber-bez-predoplaty-obnal-rabota-dropom-zhdem-vas.28850/. Пользователям сайта предлагается неправомерное посредничество по обналичиванию денежных средств при помощи персональных карт клиентов Сбербанка России с последующим вознаграждением в размере 30% от суммы.
Вышеуказанная информация запрещена для распространения в Российской Федерации в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О банках и банковской деятельности», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Кроме того, на вышеуказанном форуме имеется подраздел https://space.dublikat.shop/forums/ksivy-udostoverenija-pasporta-spravki-blanki-prodazha.189/, на страницах которого для неопределенного круга лиц размещены множественные объявления по изготовлению официальных документов различного типа.
Так, по URL-адресу https://space.dublikat.shop /threads/dublikat-pasportov-rf-vysochajshego-kachestva.137529/ предлагается изготовление паспорта гражданина Российской Федерации за денежное вознаграждение.
Указанная информация также запрещена для распространения в Российской Федерации в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № –ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
Кроме того на данном Интернет-сайте по URL-адресу: https://space.dublikat.shop/threads/pomosch-v-poluchenij-v-u.131961/ в нарушение ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» размещена информация о приобретении водительского удостоверения, которая носит противоправный характер.
Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст.324 Уголовного кодекса Российской Федерации), а также подделка официального документа, освобождающая от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст.327 Уголовного кодекса Российской Федерации) являются уголовно наказуемыми преступлениями.
Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность: незаконные приобретение или сбыт официальных документов, подделка официального документа - фактически является распространением запрещенной информации.
Сведения, размещенные на данном Интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения и использования паспорта гражданина РФ, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению к совершению преступлений и способствуют их совершению. Более того, распространение информации о получении за плату документов о праве У. транспортным средством противоречит требованиям законодательства о безопасности дорожного движения.
Учитывая, что приобретение паспорта РФ и иных документов может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределенного круга лиц, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
Таким образом, нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, касающиеся изготовления официальных документов и приобретения официальных документов, фактически способствует совершению преступлений, тем самым может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, а также нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
Признание информации о предоставлении услуг по посредничеству в незаконном обналичиванию денежных средств, информации о продаже официальных документов, в том числе водительских удостоверений, паспортов, и других, размещенной на сайте https://space.dublikat.shop, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, направлено на защиту конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, и необходимо для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В судебное заседание прокурор не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, административные исковые требования поддерживает.
Представитель У. Р. по УР в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административное дело рассмотрено на основании ст. 150 КАС РФ в отсутствие истца, представителя У. Р. по УР.
Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон №149-ФЗ) информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно частям 1 и 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу пункта 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 15.1 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", в который включаются, в том числе, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в п. 2 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О банках и банковской деятельности» банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон №115-ФЗ) целью настоящего Федерального закона является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно ст. 4 Федерального закона №115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относится запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также принятие иных мер в соответствие с федеральными законами.
Статьей 13 Федерального закона №115-ФЗ установлено, что лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к основным принципам противодействия коррупции в Российской Федерации относится признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Статьями 174, 174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, либо приобретенных лицом в результате совершения им преступления.
Кроме того, ст.205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации уголовная ответственность установлена за содействие террористической деятельности.
Согласно ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица.
Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом. В соответствии со ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются: паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт.
Последовательность и сроки административных процедур, совершаемых уполномоченными органами при выдаче и замене паспорта определены в Административном регламенте Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Регламент).
Согласно п.40 Регламента за выдачу паспорта взимается государственная пошлина в размере и порядке, установленном ст. 333.33 НК РФ, а именно: за выдачу паспорта - 300 рублей; за выдачу паспорта взамен утраченного или пришедшего в негодность - 1500 рублей.
На основании п.10 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации. То есть, действующим законодательством не предусмотрена «покупка паспорта», а предусмотрено лишь взимание госпошлины за его выдачу.
Кроме того на данном Интернет-сайте по URL-адресу: https://space.dublikat.shop/threads/pomosch-v-poluchenij-v-u.131961/ размещена информация о приобретении водительского удостоверения, которая носит противоправный характер.
Статьей 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определены условия получения права на У. транспортными средствами, к которым относится, состояние здоровья, прохождение в установленном порядке профессионального обучения, а также требования к возрасту лица, претендующего на получение водительского удостоверения.
Сроки и последовательность выполнения административных процедур, связанных с проведением экзаменов на право У. транспортными средствами определены Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право У. транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений утвержденного Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Административный регламент).
В соответствии с п. 31 Административного регламента одним из условий являются необходимыми и обязательными для получения права на У. транспортным средством является оплата государственной пошлины, в порядке и размерах, установленных подп.43, 44 п. 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 324 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР.
В соответствии со ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков.
Из справки, представленной помощником прокурора, следует, что выявить владельца сайта https://space.dublikat.shop, на котором размещена информация, запрещенная к распространению в Российской Федерации, не представляется возможным.
Предоставление доступа к информации, в соответствии с которой неустановленные лица предлагают услуги по незаконному обналичиванию денежных средств, нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, касающиеся изготовления официальных документов и приобретения официальных документов фактически способствует совершению преступлений, тем самым может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, а также нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
Поскольку в судебном заседании установлен факт размещения на интернет ресурсе https://space.dublikat.shop, вышеуказанной информации, что противоречит целям и задачам действующего законодательства, данная информация должна быть запрещена к распространению на территории РФ, а доступ к сайту, где размещена вышеуказанная информация, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт.
При изложенных обстоятельствах исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление прокурора <адрес> УР, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию, размещенную по URL-адресу https://space.dublikat.shop информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Направить копию решения суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения названного сетевого адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение привести к немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Малопургинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в соответствии со ст.ст. 295, 297-299 КАС РФ.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.В. Бубякин