Производство № 2-68/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Севастополь 31 мая 2023 года
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Струковой П.С., при помощнике судьи Бутаковой А.А.,
с участием прокурора Коротченко М.А., представителя истца Каленской А.А., ответчиков Елхова В.В., Елховой И.В., представителей ответчиков Бильской И.Н., представителя третьего лица Колоткина А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Елховой ФИО12, Елхову ФИО13, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя», об изъятии объектов недвижимости для государственных нужд, по встречному исковому заявлению Елховой ФИО14, Елхова ФИО15 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя», о признании размера возмещения недостоверным,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с исковым заявлением, уточенным в порядке ст. 39 ГПК РФ, в котором просит изъять у Елховой И.В. (общая долевая собственность 11/50), Елхова В.В. (общая долевая собственность 39/50) путем выкупа для государственных нужд города Севастополя в целях «Реконструкции транспортной развязки на пересечении автомобильных дорог 64 К-8 «Севастополь – порт Камышовая бухта» и 67 Н-261 «<адрес> земельный участок с кадастровым номером №, площадью 468 кв.м, образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; здание с кадастровым номером №, общей площадью 65,9 кв.м, распложенное по адресу: <адрес>, по рыночной стоимости возмещения, подлежащего выплате при изъятии для государственных нужд недвижимого имущества, в размере 1 917 202,76 руб. – Елховой И.В., 6 797 355,24 руб. – Елхову В.В.
Также просит указать в резолютивной части решения, что плательщиком стоимости возмещения, подлежащего выплате при изъятии для государственных нужд вышеуказанного недвижимого имущества, является ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя».
Исковые требования мотивированы тем, что ответчикам на праве общей долевой собственности принадлежат спорные объекты недвижимости (Елховой И.В. – 11/50 доли, Елхову В.В. – 39/50 доли), которые подлежат изъятию в соответствии с распоряжением Правительства Севастополя от 07.10.2021 №157-РП «Об изъятии для государственных нужд города Севастополя земельных участков и объектов недвижимого имущества в целях реализации проекта «Реконструкция транспортной развязки на пересечении автомобильных дорог 64 К-8 «Севастополь – порт Камышовая бухта» и 67 Н-261 «пр. Генерала Острякова – ул. Хрусталева (5 км Балаклавского шоссе)». По результатам судебной экспертизы рыночная стоимость принадлежащих ответчикам земельного участка с кадастровым номером № на дату оценки 08.12.2022 составила 5 591 093 руб., рыночная стоимость жилого дома общей площадью 65,9 кв. м с кадастровым номером № составила 1 622 722 руб. Размер убытков, причиненных правообладателям в связи с изъятием для государственных нужд города Севастополя земельного участка определен в сумме 1 500 743 руб. С учетом долей ответчиков размер возмещения, подлежащего выплате Елхову В.В. за изъятие 39/50 долей составил 6 797 355,24 руб., размер возмещения, подлежащий выплате Елховой И.В. за изъятие 11/50 долей, составил 1 917 202,76 руб. До настоящего времени ответчики соглашение об изъятии недвижимости не подписали, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
Ответчики обратились в суд с встречным иском, в котором просят признать размер возмещения, связанный с изъятием жилого дома общей площадью 65,9 кв.м, кадастровый номер №, и земельного участка общей площадью 468 кв.м, кадастровый номер №, расположенных по адресу: <адрес>, в рамках реализации проекта «Реконструкция транспортной развязки на пересечении автомобильных дорог 64 К-8 «Севастополь – порт Камышовая бухта» и 67 Н-261 «пр. Генерала Острякова – ул. Хрусталева (5 км Балаклавского шоссе)» – недостоверным.
Встречные требования мотивированы тем, что ответчиками получен проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд принадлежащих им земельного участка и жилого дома, в которых определен размер выкупа в пользу Елхова В.В. за 39/50 долей изымаемого имуществ – 7 604 738 руб. и в пользу Елховой Е.В. за 11/50 долей – 2 144 926 руб. Названный размер выкупной стоимости определен на основе отчета №ЦОЭ-О-01.04.20/2, с результатами которого истцы по встречному иску не согласны, в связи с чем заявили встречные требования о признании размера возмещения недостоверным.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении уточненного иска настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, в удовлетворении встречного иска просила отказать.
Ответчики и представитель ответчиков в судебном заседании относительно изъятия земельного участка и расположенного на нем здания не возражали. Выразили несогласие с выкупной стоимостью земельного участка, указанной в отчете об оценке, проведенной по инициативе истца, полагают ее заниженной, в связи с чем настаивали на удовлетворении встречных требований.
Представитель ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя» поддержал исковые требования ДИЗО г. Севастополя.
Прокурор в судебном заседании дал заключение об удовлетворении исковых требований с определением стоимости изымаемого имущества и убытков в соответствии с результатами судебной экспертизы.
Согласно ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными.
Выслушав доводы сторон, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч.2 ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Елхова И.В. является собственником 11/50 долей, а Елхов В.В. – 39/50 долей земельного участка с кадастровым номером № площадью 468 кв.м, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером № площадью 1000 кв.м, по адресу: <адрес>, жилого дома площадью 65,9 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по указанному выше адресу, что подтверждается выписками из ЕГРН, представленными в материалы дела.
Распоряжением Правительства Севастополя от 07.10.2021 №157-РП «Об изъятии для государственных нужд города Севастополя земельных участков и объектов недвижимого имущества в целях реализации проекта «Реконструкция транспортной развязки на пересечении автомобильных дорог 64 К-8 «Севастополь – порт Камышовая бухта» и 67 Н-261 «пр. Генерала Острякова – ул. Хрусталева (5 км Балаклавского шоссе)», в перечень земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для государственных нужд включен, в том числе, земельный участок по адресу: <адрес>, принадлежащий Елховой И.В. и Елхову В.В.
Частью 1 ст. 31 Устава города Севастополя от 14 апреля 2014 года № 1-ЗС, принятым Законодательным Собранием города Севастополя 11 апреля 2014 года установлено, что исполнительную власть в городе Севастополе осуществляют Губернатор города Севастополя, Правительство Севастополя и исполнительные органы государственной власти города Севастополя.
Согласно ч. 3 ст. 23 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 года № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя», Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.
В соответствии с п. 1.1. Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее – Департамент), утвержденного постановлением Правительства Севастополя 22 сентября 2016 года № 883-ПП (далее - Положение), Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжением государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.
Как следует из п. 4.1. Положения, Департамент участвует в реализации федеральных программ, разработке и реализации городских программ, связанных с регулированием имущественных отношений, земельных отношений в сфере владения, пользования и распоряжения земельными участками, проведением земельной реформы, рациональным использованием земель, находящихся в границах субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя.
Пунктом 4.59 Положения предусмотрено, что Департамент направляет заявления в суд о понуждении собственника к продаже принадлежащего ему земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения принадлежащей ему доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах), об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием по основаниям, предусмотренным федеральным законом, об изъятии, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных нужд города Севастополя, об установлении сервитута на земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации, муниципальной ил частной собственности, а также в других случаях, предусмотренных законодательством.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, специальными федеральными законами.
В пункте 3 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Как следует из ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в частности, со строительством объектов федерального транспорта.
Согласно п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
В ч. 1 ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в т.ч. для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Земельным кодексом Российской Федерации допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (п. 1 ст. 56.3.).
В соответствии с п. 3 ч. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, в том числе, направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется.
Из части 11 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма.
Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости (п. 2 ст. 56.10. Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 3 ч. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации 16.10.2021 истцом в адрес ответчиков направлено копия распоряжения Правительства Севастополя от 07.10.2021 №157-РП, которая вручена адресатам ДД.ММ.ГГГГ (почтовые идентификаторы № и №).
Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя Елховой И.В. и Елхову В.В. предложен размер возмещения (выкупная стоимость) в сумме 9 749 664 руб., из которых 3 952 672 руб. – рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, 3 455 972 руб. – рыночная стоимость жилого дома площадью 65,9 кв. м с кадастровым номером № без учета прав на земельный участок и 2 341 020 руб. – убытки, причиненные правообладателям в связи с изъятием для государственных нужд города Севастополя земельного участка. С учетом долей, принадлежащих ответчикам, Елхову В.В. надлежало выплатить 7 604 738 руб. за 39/50 долей указанного выше имущества, Елховой И.В. – 2 144 926 руб. за 11/50 долей.
Выкупная стоимость определена истцом на основании отчета об оценке №ЦОЭ-О-01.042.20/2 от 14.04.2022, выполненного ООО «Цент оценки и экспертизы» на дату оценки – 08.04.2022.
В силу положений ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации 05.05.2022 истцом в адрес ответчиков для подписания направлены проекты соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд, копии выписок из ЕГРН и отчет об оценке изымаемого имущества. Согласно отчету об отслеживании, почтовые отправления вручены адресатам 26.05.2022 (почтовые идентификаторы №, №).
В ответ на полученное соглашение Елхов В.В. и Елхова И.В. обратились в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры с предложением об изменении размера возмещения, указав, что сумма, подлежащая возмещению, составляет 12 398 734,10 руб., из которых земельный участок оценен в 6 601 739,13 руб., дом – 3 455 972 руб., убытки – 2 341 020 руб.
Согласно ч. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ, в случае, если по истечении 90 дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Кроме того, Федеральным законом от 31.07.2020 № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) установлены, в том числе, особенности изъятия земельных участков и (или) расположенный на нем объектов недвижимости, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции линейных объектов инфраструктуры.
Перечень объектов инфраструктуры, в отношении которых применяются особенности, установленные Федеральным законом, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2020 №2278-р «Об утверждении Перечня объектов инфраструктуры, в отношении которых применяются особенности, установленные Федеральным законом «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Перечень).
Согласно пункту 1 Перечня в него включены, автомобильные дороги общего пользования (их участки) федерального, регионального или межмуниципального, местного значений, отнесенные к категориям IА, IБ, IВ, II, III, магистральных городских дорог, магистральных улиц общегородского значения, магистральных улиц районного значения, проектируемые в их составе объекты капитального строительства, мосты, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты (объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог), элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса, подлежащие строительству (реконструкции) при размещении таких объектов, объекты инженерной инфраструктуры, электрические сети и сети связи, перечисленные (указанные) в федеральных целевых программах, государственных программах субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В ходе судебного разбирательства ответчики с исковыми требованиями в части изъятия объектов недвижимости для государственных нужд согласились. Вместе с тем, выразили несогласие с размером выкупной цены, обратились с встречными требования о признании размера возмещения, определенного на основании отчета об оценке №ЦОЭ-О-01.042.20/2 недостоверным.
С целью определения размера возмещения определением суда от 06.09.2022 по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО «ЭкспертЦентр».
Заключением эксперта №032-23/ЭЦ от 13.03.2023 установлено следующее:
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 468 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 08.12.2022 составляет 5 591 093 руб.;
- рыночная стоимость жилого дома с кадастровым номером №, площадью 65,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> без учета стоимости улучшений и хозяйственных построек по состоянию на 08.12.2022 составляет 1 622 722 руб.;
- размер убытков, причиненных собственникам жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>, связанных с их изъятием составит 1 500 743 руб.
По результатам проведенной судебной экспертизы Департаментом по имущественным и земельным отношениям горда Севастополя уточнены исковые требования в части размера ущерба, подлежащего выплате при изъятии для государственных нужд недвижимого имущества, а именно: в пользу Елховой И.В. – 1 917 202,76 руб., в пользу Елхова В.В. – 6 797 355,24 руб.
Не согласившись с результатами судебной экспертизы ответчиками представлена рецензия №765/04/2023 ООО «Экспертная компания «АВТ», выполненная по заявлению Елхова В.В., в которой указывается на несоответствие заключения №032-23/ЭЦ от 13.03.2023 правилам и нормам, регламентирующим проведение экспертиз и составление заключения эксперта, а также методологии проведения строительно-технических экспертиз, нарушение принципов судебно-экспертной деятельности – полнота, достоверность, обоснованность исследования (не соответствует положениям ст. 4, ст. 8 ФЗ №73 «О государственной судебно-экспертной деятельности»), что влечет за собой неправильное установление фактических обстоятельств дела.
Согласно выводам рецензии, стоимость объектов исследования, определенная в заключении №032-23/ЭЦ, существенно занижена, определена с существенными нарушениями норм, правил и методик, регламентирующих проведение экспертиз.
В ходе судебного разбирательства стороной ответчика указано на то, что экспертом при расчете стоимости домовладения без земельного участка принимались различные по стоимости аналоги, не сопоставимые с исследуемым объектом. Период их продажи не соответствовал дню оценки, так стоимость аналога №1 определена на март 2022, аналога №2 – на август 2022 год, аналога №3 – на февраль 2022 года, в то время как оценка проводилась по состоянию на декабрь 2022 года. Кроме того, экспертом не учтено наличие хозяйственной постройки в виде стационарной беседки и оборудованной мангальной зоны; указано на отсутствие удобств, однако они имеются в соседнем помещении; не исследованы данные по наличию хозяйственных построек, зеленых насаждений, мощений; в размере убытков не включены расходы на услуги нотариуса, риелтора, регистрацию права собственности в ЕГРН для каждого из собственников. Изложенное, по мнению ответчиков, свидетельствует о том, что экспертом неполно и некорректно проведено исследование, расчет убытков произведен с нарушением требований нормативно-правовых актов, регулирующих экспертную деятельность.
Допрошенная в судебном заседании эксперт ФИО16. пояснила суду, что аналоги домовладений, принятые при расчете стоимости объектов исследования, имеют разную стоимость, поскольку они включают стоимость самого жилого дома, сооружений и земельных участков, имеют разную площадь, разный набор подключений к инженерным коммуникациям. При проведении сравнительного анализа объекта оценки и объектов-аналогов для каждого из них учтены корректировки на различия, имеющиеся между объектами. Указывает, что учтен уровень ликвидности ниже среднего и низкий, а именно 8-12 месяцев, что соответствует временному интервалу, в течение которого определялась стоимость объектов-аналогов, учтена экономическая и политическая ситуация в стране. Показала суду, что вопреки доводам ответчиков в заключении содержатся корректировки на наличие хозяйственных построек, применена корректировка на наличие санитарно-гигиенических удобств, поскольку в исследуемом жилом доме удобства отсутствуют. Относительно расчета размера убытков пояснила, что домовладение ответчиков имеет типичное благоустройство земельного придомового участка, его стоимость определена по справочнику. Расходы на оплату услуг нотариуса, риелтора не включены, поскольку они не являются обязательными, а стоимость регистрации сделки в размере 2350 руб. не значительно влияет на итоговый размер убытков, который определен в размере 1 500 743 руб.
В материалы дела экспертом представлено дополнение к заключению эксперта №032-23/ЭЦ по вопросу определения размера убытков, связанных с изъятием у ответчиков жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>, согласно которому окончательных размер таких убытков составит 1 503 094 руб.
Из названных дополнений следует, что величина убытков в размере 1 503 094 руб. включает в себя:
1 154 210 руб. – стоимость улучшений объекта исследований, куда вошли беседка, ограждение, калитка, дворовая площадка и дорожка, зеленые насаждения, поименованные экспертом;
24 533 руб. – затраты на переезд на временное место проживание и с временного на постоянное место проживания;
322 000 руб. – затраты на найм жилья на срок 7 месяцев из расчета месячной арендной платы в 46 000 руб.;
2350 руб. – расходы на регистрацию права при покупке нового недвижимого имущества.
Как указано экспертом в дополнении к экспертизе и подтверждено в судебном заседании, при расчете стоимости убытков расходы на услуги риэлторов и нотариуса экспертом не учитывались на том основании, что стоимость услуг риелтора входить в цену объекта недвижимости, а нотариальное оформление договора купли-продажи является необязательным.
В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Проанализировав содержание экспертного заключения, суд приходит к выводу, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из имеющихся в распоряжении эксперта документов, основывается на исходных объективных данных, учитывая имеющуюся в совокупности документацию, а также на использованной при проведении исследования научной и методической литературе, в заключении указаны данные о квалификации эксперта, его образовании, стаже работы.
Суд не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность заключения судебной экспертизы, поскольку экспертиза проведена компетентным экспертом, имеющим значительный стаж работы в соответствующей области. Рассматриваемая экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" на основании определения суда о назначении экспертизы.
Рецензия на данное заключение, представленная суду стороной ответчика, не влечет признание выводов эксперта недостоверными, поскольку данные исследования проведены по инициативе ответчика вне рамок судебного разбирательства. Представленная рецензия не может быть признана экспертным заключением, полученными в соответствии со статьей 79 ГПК РФ, и не является допустимым доказательством, а выражает лишь мнение специалиста, исследования объекта в установленном порядке специалистом не проводились и выводы по вопросу, поставленному в определениях суда о назначении экспертизы, таким специалистом не сделаны. Эксперт не предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ за дачу заведомо ложных заключений. Кроме того, нормами ГПК РФ не предусмотрено оспаривание экспертного заключения рецензией другого экспертного учреждения.
Экспертом в судебном заседании даны разъяснения относительно возражений, заявленных ответчиком, в дополнении к заключению экспертизы устранены недостатки в определении размера убытков.
Вместе с тем, суд соглашается с мнением ответчика о необоснованном исключении из общего размера убытков, связанных с изъятием жилого дома и земельного участка, расходов на оплату услуг риелтора при покупке нового объекта недвижимости, поскольку последнее предполагает участие риелтора на стороне покупателя при поиске, осмотре объекта и сопровождении сделки купли-продажи.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Исходя из буквального смысла пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", допускается возмещение как непосредственно понесенных расходов, так и расходов, которые будут понесены в будущем. При этом будущие расходы требующей их стороны должны быть необходимыми и подтверждаться соответствующими расчетами, сметами и калькуляциями, а ответчик вправе представлять доказательства того, что расходы могут быть уменьшены.
В вышеназванном отчете об оценке №ЦОЭ-О-01.042.20/2 от 14.04.2022, представленном истцом с исковым заявлением, имеется оценка убытков, связанных с затратами на услуги риелторов, стоимость которых составила 160 000 руб.
Стороны в судебном заседании возражений относительно указанного размера расходов на оплату риелторских услуг не выразили, в связи с чем суд полагает необходимым включить такие расходы в размере 160 000 руб. в стоимость убытков, связанных с изъятием у ответчиков жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2014) (утв. 24.12.2014 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации), в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, определение выкупной стоимости изымаемого участка следует производить из рыночной стоимости, на момент рассмотрения дела.
С учетом вышеприведенных разъяснений, принимая во внимание соблюдение истцом установленного законодательством порядка изъятия и требований п. 5 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.п. 2, 4, 10 ст. 56.6. Земельного кодекса Российской Федерации, суд находит исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя подлежащими удовлетворению с установлением размера выкупной цены спорного изымаемого земельного участка в размере, определенном экспертом на дату проведения экспертизы с включением стоимости риелторских услуг в размере 160 000 руб., неучтенных экспертом.
Таким образом, общая стоимость возмещения, подлежащая выплате ответчикам, определяется судом в размере 8 876 909 руб., а именно: 5 591 093 руб. – рыночная стоимость земельного участка (согласно заключению эксперта №032-23/ЭЦ от 13.03.2023), 1 622 722 руб. – рыночная стоимость жилого дома (согласно заключению эксперта №032-23/ЭЦ от 13.03.2023), 1 503 094 руб. – убытки связанные с изъятием недвижимого имущества (согласно дополнению к заключению эксперта №032-23/ЭЦ) и 160 000 руб. – расходы на оплату услуг риелтора, не учтенные экспертом (согласно отчету об оценке №ЦОЭ-О-01.042.20/2 от 14.04.2022).
С учетом долей Елховой И.В. и Елхова В.В. в праве собственности на изымаемое недвижимое имущество в размере 11/50 и 39/50 соответственно, стоимость возмещения, подлежащего выплате Елховой И.В., составила 1 952 919,98 руб., а стоимость возмещения, подлежащего выплате Елхову В.В., составила 6 923 989,02 руб.
Согласно Постановлению Правительства Севастополя от 20 мая 2022 года №196-ПП "О распределении средств субсидии из федерального бюджета бюджету города Севастополя на софинансирование мероприятий федерального проекта "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя" в рамках государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя" главным распорядителям бюджетных средств в 2022 - 2024 годах" главным распорядителем бюджетных средств субсидии будет являться Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, а заказчиком-застройщиком Государственное казенное учреждение города Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя" (п. 3 Приложения №2).
Таким образом, плательщиком по возмещению при выплате в случае изъятия для государственных нужд недвижимого имущества будет являться Государственное казенное учреждение города Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя".
В силу вышеприведенных положений закона и установленных по делу обстоятельств суд не усматривает оснований для удовлетворения встречных исковых требований о признании недостоверным размера возмещения, связанного с изъятием жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Елховой ФИО17, Елхову ФИО18, об изъятии объектов недвижимости для государственных нужд – удовлетворить частично.
Изъять путем выкупа для государственных нужд города Севастополя у Елховой ФИО19, Елхова ФИО20 в целях «Реконструкции транспортной развязки на пересечении автомобильных дорог 64 К-8 «Севастополь - порт Камышовая бухта» и 67 Н-261 «пр-т Генерала Острякова - ул. Хрусталева (5 км Балаклавского шоссе)» земельный участок с кадастровым номером №, площадью 468 кв.м, образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером № площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; здание с кадастровым номером №, общей площадью 65,9 кв.м, распложенное по адресу: г. Севастополь, шоссе Городское, д. 14, по рыночной стоимости возмещения, подлежащего выплате при изъятии для государственных нужд недвижимого имущества, в размере 1 952 919,98 руб. – Елховой ФИО21, 6 923 989,02 – Елхову ФИО22.
Решение суда является основанием для перечисления стоимости возмещения Елховой ФИО23, Елхову ФИО24 за счет денежных средств плательщика стоимости возмещения – ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя».
В удовлетворении встречного искового заявления Елховой ФИО25, Елхова ФИО26 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя», о признании размера возмещения недостоверным, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.
Решение изготовлено в окончательно форме 06.06.2023.
Судья П.С. Струкова