№
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
15 января 2019 года <адрес>
Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
председательствующего: – судьи Охота Я.В.,
при секретаре: – ФИО4,
с участием
истца – ФИО2,
представителей ответчика – ФИО5 и ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Симферополе гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ФИО1 Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес> и городу Севастополю, о признании решения незаконным, возложении обязанности осуществить определенные действия,
у с т а н о в и л :
ФИО7 обратился в суд с указанными с исковым заявлением к ответчику, в котором просил признать неправомерным решение ФИО1 ФСБ ФИО1 по <адрес> и городу Севастополю об уменьшении размера его пенсионного обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика выплачивать ему с ДД.ММ.ГГГГ пенсию в размере, назначенном Пенсионным фондом Республики Крым в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ, в размере 40 712 руб. 29 ков.
Исковые требования мотивированы тем, что после принятия Республики Крым в состав Российской Федерации руководством Службы безопасности Украины он ДД.ММ.ГГГГ был отозван в <адрес>. Впоследствии истец был уволен по результатам ВВК ДД.ММ.ГГГГ. Пенсионным отделом Финансово-экономического ФИО1 СБ Украины ему назначена пенсия в соответствии с законодательством Украины. Местом выплат пенсии определено Киевское городское отделение Пенсионного фонда Украины, а местом территориальной привязки указан адрес ведомственной гостиницы по адресу: Украина, <адрес>, ком.508. В июне 2014 года его пенсионное дело поступило в Пенсионный фонд Республики Крым. В июле 2014 года пенсия была переназначена, и уже в сентябре 2014 года ФИО1 пенсионного фонда Республики Крым стали производиться выплаты пенсии. С ДД.ММ.ГГГГ его пенсионное обеспечение как военнослужащего, уволенного из органов, воинских формирований и учреждений Службы безопасности Украины осуществляет Федеральная служба безопасности Российской Федерации. В течение января – февраля 2015 года ему начислялась и выплачивалась пенсия в размере, определенном до ДД.ММ.ГГГГ в сумме 40 712,29 руб., а с марта 2015 года в одностороннем порядке уменьшены выплаты до 18 263,28 руб. в месяц без уведомления его как заинтересованного лица. Не согласившись с указанным размером пенсии, он подал письменное обращение в ФИО1 ФСБ РФ по РК и <адрес>, получил ответ, из содержания которого следует, что поскольку ему начислена пенсия в <адрес> по месту его фактического проживания, а пенсионное дело поступило в Пенсионный фонд Республики Крым в июне 2014 года, то при назначении и определении пенсии необходимо руководствоваться Соглашением «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств – участников содружества Независимых государств». Данные действия ответчика считает незаконными и противоречащими действующему законодательству, поскольку фактически постоянно он проживал в <адрес>.
Истец в судебном заседании поддержал исковые требования, просил иск удовлетворить.
Представители ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, мотивируя тем, что обстоятельства, изложенные в Постановлении Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П, не затрагивают спорные правоотношения.
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы гражданского дела и все доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, указано, что Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» были определены порядок назначения и выплаты страховых пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации. Одновременно тем же федеральным законом закреплялись гарантии, конкретизирующие запрет снижения размеров ранее выплачиваемых пенсий при переходе с ДД.ММ.ГГГГ к осуществлению пенсионного обеспечения на основании норм и по нормам Российской Федерации, в частности предусматривалось правило о выплате пенсии в сохраненном, более высоком, размере в случаях, когда при перерасчете размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину, лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии и иных устанавливаемых к ней выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на ДД.ММ.ГГГГ, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (часть 4 статьи 3).
Аналогичное правовое регулирование, касающееся реализации приобретенных пенсионных прав при назначении пенсии было установлено и Федеральным законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Как следует из части 2 статьи 3 Федерального закона № 398-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ если при назначении гражданину из числа лиц, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, пенсии, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) не достигнет размера пенсии, выплачиваемого указанному гражданину на ДД.ММ.ГГГГ, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и <адрес>», пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком, размере до приобретения им права на пенсию в большем размере, исчисленном в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодному увеличению (индексации) до достижения размера пенсии (пенсий), исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, приведенными предписаниями федеральных законов №- ФЗ и №398-ФЗ, конкретизирующими и дополняющими гарантиями в сфере пенсионного обеспечения, которые были закреплены в статье 11 Федерального конституционного закона №-ФКЗ обеспечивалась возможность реализации гражданами в полном объеме пенсионных прав, приобретенных на момент окончания переходного периода (то есть по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) и признанных в рамках правоприменительной процедуры назначения пенсии и установления выплаты к ней.
Как указано в мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации №-П, тем самым на основе вытекающих из Конституции Российской Федерации, ее статей 1 (часть 1), 2, 6 (часть 2), 18 и 55 (части 2 и 3), и выраженных в решениях Конституционного Суда Российской Федерации требований о соблюдении принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, был создан правовой механизм, позволяющий в рамках интеграции новых субъектов Российской Федерации в систему социальной защиты населения Российской Федерации, включая пенсионное обеспечение, гарантировать всем гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, сохранение размера пенсионных выплат, назначенных в соответствии с законодательством, действовавшим на указанных территориях до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в резолютивной части пункта первого названном выше Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, пункт 1 статьи 1 и часть вторая статьи 3 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования содержащиеся в них положения - в силу предписаний Конституции Российской Федерации и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в настоящем Постановлении, - не предполагают лишения граждан Российской Федерации, которые до поступления на службу в учреждения или органы Федеральной службы исполнения наказаний на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя были уволены со службы из органов Государственной пенитенциарной службы Украины и в течение переходного периода реализовали право на получение пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим на указанных территориях до ДД.ММ.ГГГГ, права выбора наиболее предпочтительного варианта пенсионного обеспечения и, следовательно, права на получение пенсии при увольнении со службы в том же размере, в каком он был им установлен в связи с увольнением из органов Государственной пенитенциарной службы Украины в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом ежемесячной выплаты к ней, установленной Указом Президента Российской Федерации «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и <адрес>».
Судом уставлено и из материалов дела следует, что ФИО2 уволен с военной службы Службы Безопасности Украины на основании приказа руководителя СБ Украины от ДД.ММ.ГГГГ №-ос.
На основании представления о назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ №Ц-14/368 Службой безопасности Украины (<адрес>) ФИО2 в связи увольнением по состоянию здоровья назначена пенсия за выслугу лет, которая в календарном исчислении и для назначения пенсии на день увольнения составила 35 лет 06 месяцев 02 дня.
При этом, обращаясь за назначением пенсии, ФИО2 представил в СБ Украины документы, согласно которым он фактически проживал в <адрес>, хотя был зарегистрирован по адресу: <адрес>, пер. Галушкина, <адрес>.
<адрес> принята в состав Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в соответствии со ст.23 которого законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 не являлся военнослужащим воинских формирований Российской Федерации или сотрудником органов безопасности Республики Крым, и до ДД.ММ.ГГГГ сохранял статус действующего военнослужащего иностранного государства и гражданство Украины.
Пенсия истцу назначена Службой безопасности Украины в мае 2014 года на основании актуального на тот момент законодательства Украины, которое на территории Республики Крым уже не действовало.
Статьёй 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 398-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» предусмотрено, что право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, из числа лиц:
- являвшихся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ получателями пенсий, назначенных им в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ, и членов их семей;
- проходивших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ военную службу или иную приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу и уволенных с такой службы на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и членов их семей, за исключением граждан, указанных в пункте 1 статьи.
В данном случае законодатель разделяет 2 категории лиц, соответствующих указанным выше условиям и имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом:
- лица, которые по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ уже не проходили военную службу и являлись получателями пенсий, назначенных им соответствующим Пенсионным фондом, расположенным на территории Республики Крым;
- лица, которые проходили военную службу и были уволены с такой службы на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя.
При принятии федерального закона №398-ФЗ в пункте 1 статьи 1 законодатель выделил два условия для определения лиц, на которых распространяется его действие:
- являвшихся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ получателями пенсий;
- пенсия назначена на территории Республики Крым или <адрес>. В пункте 2 статьи 1 законодатель выделил два других обязательных условия:
- проходивших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ военную службу;
- уволенных с такой службы на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя.
Истец, обращаясь за назначением пенсии в Службу безопасности Украины, представлял документы о своем фактическом проживании по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
При этом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ он получал пенсию, назначенную ему СБ Украины по актуальным на тот момент законам Украины, не действовавшим на территории Республики Крым, как субъекта ФИО1.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец не был уволен с военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы на территории Республики Крым, такую службу на территории Республики Крым и в <адрес>, как сотрудник органов Российской Федерации или Республики Крым, не проходил, следовательно, не имеет право на пенсионное обеспечение на условиях, определенных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №398-ФЗ.
С ДД.ММ.ГГГГ истец находится на пенсионном обеспечении в УФСБ ФИО1 по <адрес> и городу Севастополю, которым ему возобновлена выплата пенсии на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, истцом было подано заявление именно о возобновлении выплаты пенсии, назначенной ему в государстве Украина.
Согласно заключению № РКС/03328 пенсия истца определена в размере 18 263 рублей 28 коп.
В соответствии с Приказом ФСБ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности», в случае обращения с заявлением о возобновлении выплаты пенсии пенсионное подразделение в обязательном порядке истребует пенсионное дело, заведённое по прежнему месту получения пенсии. При получении пенсионного дела из другого пенсионного подразделения оно регистрируется в десятидневный срок с присвоением нового номера. Проверяется также правильность назначения пенсии. При наличии всех необходимых документов в заключении о назначении пенсии делается запись о возобновлении выплаты пенсии.
Назначение пенсий лицам, прибывшим на постоянное место жительства в Российскую Федерацию и проходившим военную службу в органах безопасности иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены договоры (соглашения) о пенсионном обеспечении военнослужащих, пенсии назначаются пенсионными подразделениями территориальных органов безопасности по месту жительства на условиях, по нормам и в порядке, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для лиц, уволенных с военной службы в Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств (Ташкент, ДД.ММ.ГГГГ) в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба в Вооружённых Силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили службу. Данная позиция разъяснена решением Экономического Суда Содружества Независимых Государств от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому выслуга лет, исчисленная при назначении пенсии, в том числе на льготных условиях по месту прохождения службы в одном из государств-участников Соглашения военнослужащему, уволенному с военной службы и переехавшему на постоянное место жительства в другое государство-участник Соглашения, перерасчёту по новому месту жительства не подлежит.
При этом частью 2 статьи 2 Соглашения предусмотрено, что размер денежного довольствия (заработка) для установления пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном для государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи.
Статьёй 43 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» установлено, что в денежное довольствие для исчисления пенсии, учитывается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, подпунктом «в» пункта 2 которого установлено, что военная служба граждан Российской Федерации в воинских формированиях государств-участников Содружества Независимых Государств засчитывается в выслугу лет для назначения ежемесячной надбавки при условии их перевода в установленном порядке в воинские формирования Российской Федерации.
Поскольку истец в воинских формированиях ФИО1 не служил, а, являясь военнослужащим иностранного государства, уволен со службы в Украине, то пенсия обоснованно назначена ему в соответствии с требованиями Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № с применением положений Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств участников Содружества Независимых Государств (Ташкент, ДД.ММ.ГГГГ), в размере 60% денежного довольствия. Расчет пенсии по выслуге лет, представленный ответчиком, в иной части истец не оспорил, доказательств иного суду не представил, спора об этом суду не заявил.
Что касается доводов истца о применении в отношении него положений, изложенных в Постановления Конституционного Суда Российской Федерации №-П, то суд приходит к следующему.
Из Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1 и части второй статьи 3 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» следует, что гражданин ФИО8, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Государственной пенитенциарной службе Украины на территории Республики Крым, ДД.ММ.ГГГГ был уволен в отставку именно с территории Республики Крым и пенсия ему была назначена Пенсионным фондом Республики Крым.
С ДД.ММ.ГГГГ приказом директора Федеральной службы исполнения наказаний - ФИО8 зачислен в кадры уголовно-исполнительной системы по ФИО1 по <адрес> и городу федерального значения Севастополю и ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом ФИО1 уволен с занимаемой должности с территории Республики Крым. Таким образом на ФИО8 в полной мере распространяются положения федерального закона № 398-ФЗ, так как соблюдены все условия, предусмотренные законом: прохождение военной службы и увольнение с такой службы на территории Республики Крым, последующее назначение пенсии на территории Республики Крым.
Учитывая те обстоятельства, что истец по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в органах безопасности Украины и был уволен на территории Украины, а не на территории Республики Крым или города федерального значения Севастополя, пенсия назначена ему Пенсионным фондом Украины по законодательству Украины, по месту фактического проживания на момент возникновения права на пенсию - на территории Украины, а не в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, правовых оснований для осуществления пенсионного обеспечения в соответствии с Законом и на условиях, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 398-ФЗ, не имеется.
Сам факт регистрации истца по месту жительства на территории Республики Крым не является исключительно определяющим условием для установления истцу той или иной пенсии.
При таких обстоятельствах, рассмотрев всесторонне, полно и объективно заявленные требования, выяснив действительные обстоятельств дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199, ГПК РФ, –
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к ФИО1 Федеральной службы безопасности Российской Федерации по <адрес> и городу Севастополю о признании решения незаконным, возложении обязанности осуществить определенные действия – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Охота Я.В.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Охота Я.В.