Дело № 2а-419/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Красноармейский районный суд г. Волгограда
в составе: председательствующего судьи Озаевой О.В.,
при секретаре Даниловой Н.В.,
с участием представителя административного истца - старшего помощника прокурора Красноармейского района г. Волгограда Туренко В.В.,
«12» января 2021 года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Красноармейского района г. Волгограда в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красноармейского района г. Волгограда обратился в суд с административным иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование иска указано, что в результате проведенной Прокуратурой проверки в международной компьютерной сети «Интернет» выявлены страницы сайтов по URL-адресам:
https://spravka-super.com/certificate/other/ spravka-chto-net-koronavirusa;
https://infospravka.site/?yclid=7237596313973717808;
https://spravki-beri.com/sertificates/analiz-na-koronavirus/, которые демонстрируют информацию о продаже медицинских справок с отрицательным результатом тестирования на новою коронавирусную инфекцию (COVID-19), ввиду чего размещаемая информация запрещена к распространению на территории Российской Федерации и доступ к ней должен быть ограничен в установленном законом порядке.
По этим основаниям просит признать информацию, распространяемую посредством международной сети «Интернет», расположенную по URL-адресам:
https://spravka-super.com/certificate/other/ spravka-chto-net-koronavirusa;
https://infospravka.site/?yclid=7237596313973717808;
https://spravki-beri.com/sertificates/analiz-na-koronavirus/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании представитель административного истца Туренко В.В. просила принять уточнения по заявленным исковым требованиям в части исключения двух сайтов: https://spravka-super.com/certificate/other/ spravka-chto-net-koronavirusa;
https://infospravka.site/?yclid=7237596313973717808, в связи с их внесением в Единый реестр по решениям судов, доступ к которым уже ограничен.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области и Республике Калмыкия в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представив суду отзыв на административное исковое заявление.
Выслушав представителя административного истца Туренко В.В., исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Закона об информации).
Пунктом 6 статьи 10 Закона об информации запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу статьи 9 Закона об информации ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничение доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном статьей 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101 (далее - Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы).
Так, согласно частям 1 - 3 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (пункт 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ).
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В судебном заседании установлено, что 04 декабря 2020 года помощником прокурора Красноармейского района г. Волгограда Камневой Д.А., а также 07 декабря 2020 года помощником прокурора Красноармейского района г. Волгограда Камневой Д.А. проведены проверки информации, содержащейся на странице сайта по URL-адресу:
https://spravki-beri.com/sertificates/analiz-na-koronavirus/ в свободном доступе размещена информация с предложением приобретением медицинских справок с отрицательным результатом тестирования на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19).
Приказом Минздрава России от 29.06.2015г. № 384н утвержден перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживания иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, а также порядка подтверждения их наличия или отсутствия, а также формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) указанных заболеваний. Согласно п. 4 данного перечня к указанной категории инфекционных заболеваний относится COVID-19 (вирус идентифицирован).
В соответствии с п. 2 Порядка подтверждения наличия или отсутствия инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, утвержденного приказом Минздрава России от 29.06.2015г. № 384н (далее – Порядок), подтверждение наличия или отсутствия инфекционных заболеваний осуществляется в рамках медицинского освидетельствования, проводимого в медицинской организации либо иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность, оказывающей первичную медико-санаторную помощь, независимо от организационно-правовой формы при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей соответствующие работы (услуги) (далее – медицинская организация), за исключением случаев прохождения медицинского освидетельствования в целях получения документов, указанных в пп.5 п.2 ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», когда высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан установить перечень медицинских организаций, уполномоченных на выдачу на территории субъекта Российской Федерации таких документов.
Пунктом 7 указанного Порядка предусмотрено, что медицинское освидетельствование включает следующие лабораторные, рентгенологические исследования и осмотры врачами-специалистами:
1) проведение исследования крови: определение антител класса IgG к Treponema pallidum методом иммуноферментного анализа и определение антител к Treponema pallidum в реакции пассивной гемагглютинации; определение антител к Treponema pallidum нетрепонемным тестом (РМП);
2) суммарное определение антител классов M, G (IgM и IgG) к вирусу иммунодефицита человека ВИЧ-1 и ВИЧ-2 (Human immunodeficiency virus HIV 1/HIV 2) и антигена p24 в сыворотке или плазме крови человека;
3) флюорография легких либо рентгенологическое исследование легких;
4) молекулярно-биологическое исследование мокроты на ДНК микобактерий туберкулеза (Mycobacterium tuberculosis) методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) (при наличии медицинских показаний);
4.1) лабораторное исследование на COVID-19 с применением методов амплификации нуклеиновых кислот;
5) бактериоскопическое исследование соскоба слизистой оболочки носа (окраска по Циль-Нильсону) (при наличии медицинских показаний);
6) осмотр врачом-фтизиатром (в целях установления наличия (отсутствия) инфекционного заболевания, предусмотренного пунктом 1 перечня инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, утвержденного приложением N 1 к настоящему приказу (далее - Перечень);
7) осмотр врачом-дерматовенерологом (в целях установления наличия (отсутствия) инфекционного заболевания, предусмотренного пунктом 3 Перечня);
8) осмотр врачом-инфекционистом (в целях установления наличия (отсутствия) инфекционных заболеваний, предусмотренных пунктами 2, и (или) 4, и (или) 5 Перечня).
Пунктом 8 Порядка установлено, что результаты медицинского освидетельствования вносятся в медицинскую карту пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (форма N 025/у).
Врач-фтизиатр, врач-дерматовенеролог и врач-инфекционист по результатам проведенного осмотра и лабораторных, рентгенологических исследований вносят соответствующие заключения в строки 8 - 10 медицинского заключения. Заключения врачей-специалистов заверяются уполномоченным должностным лицом медицинской организации, в которой проведен осмотр (п.9 Порядка).
В силу п.1.5 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020г. № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) поручено обеспечить обязательное проведение лабораторного обследования на COVID-19 следующих категорий лиц:
вернувшихся на территорию Российской Федерацию с признаками респираторных заболеваний;
контактировавших с больным COVID-2019;
с диагнозом "внебольничная пневмония";
старше 65 лет, обратившихся за медицинской помощью с симптомами респираторного заболевания;
медицинских работников, имеющих риски инфицирования COVID-2019 на рабочих местах, - 1 раз в неделю, а при появлении симптомов, не исключающих COVID-2019, - немедленно;
находящихся в учреждениях постоянного пребывания независимо от организационно-правовой формы (специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, кадетские корпуса, дома-интернаты, учреждения ФСИН России) и персонал таких организаций - при появлении симптомов респираторного заболевания.
Согласно Временным методическим рекомендациям «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-2019). Версия 9 (26.10.2020)», утверждённых Минздравом России, при наличии факторов, свидетельствующих о случае, подозрительном на COVID-2019, пациентам вне зависимости от вида оказания медицинской помощи проводится комплекс клинического обследования для определения степени тяжести состояния, включающий сбор анамнеза, физикальное обследование, исследование диагностического материала с применением МАНК, пульсоксиметрию.
Согласно Письму Роспотребнадзора от 21.10.2020г. № 02/21694-2020-30 «О профилактике новой инфекции для работодателей» справка об отсутствии коронавирусной инфекции представляет собой специальной медицинской документ, защищенный от подделок специальным QR-кодом. Этот код является уникальным и присваивается только одной справке.
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 15.03.2020г. № 179 установлена обязанность лицам, проживающим (находящимся) на территории Волгоградской области, соблюдать постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», от 30.03.2020г. № 9 « О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», а также иные постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, главных государственных санитарных врачей по субъектам Российской Федерации, главных государственных санитарных врачей по городам, районам, их заместителей (далее при совместном упоминании именуются – санитарные врачи) об изоляции.
В силу п.2.2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020г. № 7 на граждан Российской Федерации, прибывающих на территорию Российской Федерации воздушным транспортом, возложена обязанность в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-2019 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-2019 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1). До получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания).
Подделка документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт, влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 19.23 КоАП РФ.
Статьей 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а также за использование заведомо подложного документа, ст. 324 УК РФ – за незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей.
Таким образом, на странице указанных сайтов размещена информация по продаже медицинских справок с отрицательным результатом тестирования на новую коронавирусную инфекцию за плату без прохождения установленной законом процедуры получения результатов анализов, противоречащие нормам действующего законодательства.
Вход на сайт свободный, не требующий предварительной регистрации и пароля; ознакомиться с содержанием указанной страницы может любой пользователь.
Данные обстоятельства подтверждаются копией акта проверки.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что необходимо ограничить доступ к сведениям, содержащимся URL-адресу: https://spravki-beri.com/sertificates/analiz-na-koronavirus/.
В связи с вышеизложенным, в целях восстановления нарушенных прав неопределённого круга граждан, пресечения возможного нарушения прав граждан, интересов Российской Федерации и во исполнение действующего законодательства, суд считает требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Прокурора Красноармейского района г. Волгограда в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено - удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и расположенную по URL-адресу:
https://spravki-beri.com/sertificates/analiz-na-koronavirus/ - информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись О.В. Озаева
Мотивированное решение суда составлено 22 января 2021 года.
Председательствующий: О.В. Озаева