Дело № 12-66/2017
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
18 июля 2017 года ул. Советская, д. 39 п. Игра Удмуртской Республики
Игринский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Емельяновой Светланы Николаевны,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы директора Общества с ограниченной ответственностью «Игринская энергетическая компания» на постановления Главного государственного инспектора труда № по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, № по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, вынесенные в отношении ООО «Игринская энергетическая компания»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № Главного государственного инспектора труда от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Игринская энергетическая компания» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 130 000 рублей.
Постановлением № Главного государственного инспектора труда от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Игринская энергетическая компания» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
ООО «Игринская энергетическая компания», не согласившись с данными постановлениями, подало жалобы, в которых постановления просят отменить, производства по делам прекратить в связи с малозначительностью совершенных правонарушений. Жалобы мотивированы тем, что совершенные ООО «Игринская энергетическая компания» деяния не повлекли вредных последствий, ущерб кому-либо не причинен, существенного нарушения охраняемых общественных отношений не последовало. В настоящее время нарушения устранены, имеются основания для признания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ административных правонарушений малозначительными. Кроме того, уплата штрафа может привести к еще более серьезному ухудшению финансового положения организации, потери ее платежеспособности, к нарушению исполнения графика оплаты просроченной задолженности, что повлечет необходимость оплаты новых штрафов и неустоек. ООО «Игринская энергетическая компания» своевременно проводит с работниками инструктажи по охране труда, организует обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, осуществляет проверку знаний требований охраны труда, на основании трудового законодательства и законодательства в сфере охраны труда выдает работникам бесплатно специальную одежду, специальную обувь, другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства, если люди заняты на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работа, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Также просили объединить все постановления в одно производство.
Представитель ООО «Игринская энергетическая компания» ГСИ в судебном заседании жалобы поддержал по доводам, изложенным в них, кроме того просил учесть обстоятельства смягчающие ответственность, а также финансовое положение общества, угроза банкротства. Просил суд применить ст.4.1.1 КоАП РФ и заменить административное наказание в виде штрафа предупреждением.
В судебном заседании должностное лицо, вынесшее обжалуемые постановления, позицию, изложенную в обжалуемых постановлениях, поддержал.
Выслушав участников процесса, изучив и проанализировав представленные материалы, суд, пришел к следующему.
Не ограничиваясь доводами жалобы, дело в соответствие со ст. 30.6 КоАП РФ проверено в полном объеме.
Установлено, что протоколы об административном правонарушении в отношении ООО «Игринская энергетическая компания» составлены с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ, должностным лицом, уполномоченным на основании ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.5.27.1 ч.1, ч.4 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №, с целью осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении ООО «Игринская энергетическая компания» была проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлены нарушения трудового законодательства.
Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей, за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Постановлением № ООО «Игринская энергетическая компания» вменено, что:
1. в нарушение требований ст.ст.212, 225 Трудового кодекса РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в протоколах от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников ООО «Игринская энергетическая компания» не указаны инструкции по которым проводилась проверка.
2. В нарушение требований п.2.1.6 «Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» Постановление Министерства труда и социального развития РФ №1 и Министерства образования РФ №29 от 13.01.2003, п. 7.4.2 ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда» на предприятии в журнале инструктажа на рабочем месте котельной <адрес> не обеспечено проведение внепланового инструктажа в установленном порядке, отсутствует ссылка на причину проведения внепланового инструктажа.
Выявленные в ходе проверочных мероприятий нарушения изложены в акте о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ №-ИЗ/49/9/2.
Указанное обстоятельство в судебном заседании представителем ООО «Игринская энергетическая компания» не оспаривается.
По мнению суда, действия ООО «Игринская энергетическая компания» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Часть 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
В соответствии с ч.1 ст.212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
В соответствии со ст.221 ТК РФ, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Согласно Типовым нормам бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290н выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам (п.13). Из Приложения к Межотраслевым правилам обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденным указанным Приказом, видно, что на лицевой стороне личной карточки учета выдачи СИЗ должен быть указан "пункт типовых норм", а на ее оборотной стороне должны быть указаны "N сертификата или декларации соответствия".
Постановлением № ООО «Игринская энергетическая компания» вменено, что в нарушение требований ст.ст.212, 221 Трудового кодекса РФ в личных карточках учета выдачи СИЗ утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290н не указывается ссылка на пункт типовых норм.
Указанное обстоятельство в судебном заседании представителем ООО «Игринская энергетическая компания» не оспаривается.
По мнению суда, действия ООО «Игринская энергетическая компания» правильно квалифицированы по ст. 5.27.1 ч.4 КоАП РФ.
При вышеизложенных обстоятельствах, приведенные доводы в жалобе, являются частично обоснованными.
Оснований для прекращения производства по делу по ст. 24.5 КоАП РФ суд не усматривает.
Таким образом, суд считает, что в действиях ООО «Игринская энергетическая компания» содержатся составы административных правонарушений, предусмотренных, ч. 1, ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановлений должностного лица, по делу не имеется. Вместе с тем суд считает необходимым изменить обжалуемые постановления в части назначенного наказания.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что нарушения требований в области охраны труда, выявленные в деятельности ООО «Игринская энергетическая компания» в ходе проведения документарной проверки, были допущены в результате действия одного юридического лица. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам проверки в отношении ООО «Игринская энергетическая компания», подведомственно одному должностному лицу.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При таких обстоятельствах, с учетом положений абз.9 п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005№5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» должностному лицу следовало решить вопрос о возможности вынесения определения об объединении материалов по аналогичным нарушениям и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.
Однако при вынесении обжалуемых постановлений в отношении ООО «Игринская энергетическая компания» должностным лицом Государственной инспекции труда в УР положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ учтены не были, по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ и ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении Общества вынесены два постановления о привлечении к административной ответственности, при этом административное наказание Обществу назначено за каждое совершенное административное правонарушение.
Из материалов дела об административных правонарушениях усматривается, что нарушения государственных нормативных требований охраны труда, выявленные в ходе внеплановой документарной проверки, были допущены в результате действия одного юридического лица.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам указанной проверки в отношении ООО «Игринская энергетическая компания» было подведомственно одному должностному лицу. Следовательно, ООО «Игринская энергетическая компания», совершив в результате действия и бездействия административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 4 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же субъекту административной юрисдикции, подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания. В данном случае в соответствии с санкцией части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем согласно ч.3 ст.3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела IIнастоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии с ч.1 ст.4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В этой связи, поскольку ООО «Игринская энергетическая компания» включена в Единый государственный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административное правонарушение совершило впервые, вред здоровью и жизни людей не причинен и угроза причинения такого вреда не возникла, назначенное обществу наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При таких обстоятельствах обжалуемые постановления подлежат изменению в указанной части.
Руководствуясь ст. ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановления Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике № по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ, № по ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении ООО «Игринская энергетическая компания» изменить.
Заменить ООО «Игринская энергетическая компания» назначенные наказания в виде административного штрафа по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1,ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на предупреждение.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня получения копии решения путем подачи жалобы через Игринский районный суд Удмуртской Республики.
<данные изъяты>
<данные изъяты>