Решение по делу № 2а-217/2020 от 18.05.2020

                                           Дело №2а-217/2020РЕШЕНИЕ

                                                     Именем Российской Федерации

*** 2020 года                                    г. Остров Псковской области

Островский городской суд Псковской области в составе председательствующего судьи Радова Е.В.,

при секретаре Григорьевой К.И.,

с участием представителей административного ответчика Администрации Островского района - Г.Н.А., действующей на основании доверенности от *** сроком на 1 год, К.А.А., действующего на основании доверенности от *** сроком на 3 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению В.С.Г. и Д.Е.Г. к Администрации Островского района о признании незаконным предписания от *** об устранении нарушений земельного законодательства и его отмене,

установил:

В.С.Г. и Д.Е.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Островского района о признании незаконным предписания от *** об устранении нарушений земельного законодательства, в обоснование указав, что истцы являются собственниками земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. и жилого дома, <данные изъяты> года постройки, расположенных по адресу: ..., ранее принадлежавших их отцу В.Г.А., умершему ***. На момент строительства жилого дома смежные землепользователи отсутствовали и на расстоянии 10 м. от данного дома в соответствии с требованиями СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» установлен канализационный колодец (септик), который прочно связан с земельным участком, является объектом недвижимого имущества – сооружением, частью сложной вещи, принадлежностью жилого дома и предназначено для его обслуживания. В период с *** по *** Администрацией Островского района в отношении них проведена внеплановая проверка соблюдения требований земельного законодательства по адресу: .... В результате проверки выявлено, что они используют земельный участок, площадью 2 кв.м., расположенный между земельными участками по ..., без правоустанавливающих документов, в связи с чем был составлен акт проверки соблюдения земельного законодательства от ***, а также внесено предписание от *** об устранении нарушения путем освобождения земельного участка, используемого без правоустанавливающих документов (демонтировать канализационный колодец, представляющий собой металлическую бочку, вкопанную в землю, и металлическую трубу, возвышающуюся над поверхностью). Полагая, что вынесенное ответчиком предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы административных истцов, просили суд признать незаконным и отменить предписание Администрации Островского района от *** об устранении нарушений земельного законодательства.

Административные истцы В.С.Г. и Д.Е.Г. в судебное заседание не явились, о времени и месте предварительного судебного заседания извещались надлежащим образом посредством направления заказного письма с уведомлением о вручении по месту регистрации. Согласно поступившим в суд уведомлениям о вручении Д.Е.Г. и В.С.Г. получили копию определения суда о назначении судебного заседания.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает административных истцов надлежаще извещенными о дате и времени судебного заседания, их неявка не является препятствием для рассмотрения дела.

Суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся административных истцов в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ.

В судебном заседании представители административного ответчика К.А.А. и Г.Н.А. исковые требования не признали, поддержали доводы, изложенные в возражениях на иск, согласно которым оспариваемое предписание вынесено на законных основаниях, в связи с выявленными существенными нарушениями в сфере земельного законодательства, выразившимся в самовольном, без наличия разрешающих документов, строительстве канализационного колодца, на земельном участке, не принадлежащим административным истцам на праве собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании. Просили в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного производства Российской Федерации гражданин (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 35 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Основаниями возникновения прав на земельные участки согласно установленному п. 1 ст. 8 ГК РФ перечню оснований возникновения прав и обязанностей, могут являться: договор или иная сделка, акт государственного органа или органа местного самоуправления, судебное решение, установившее право на земельный участок, приобретение имущества по допускаемым законом основаниям вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела истцам на праве общей долевой собственности, по ? доли в праве каждому, принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, находящийся по адресу: ..., и расположенный на данном участке жилой ... года постройки, ранее принадлежавшие их отцу В.Г.А., умершему *** (л.д.17-19).

*** в Администрацию ГП «Остров» поступило заявление Д.Д.Ю., проживающего по адресу: ..., о проведении проверки соблюдения земельного законодательства собственниками рядом расположенного земельного участка В.С.Г. и Д.Е.Г. (л.д.81).

*** Администрацией Островского района издано распоряжение о проведении в отношении В.С.Г. и Д.Е.Г., проживающих по адресу: ..., выездной проверки соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (л.д.85-86).

*** в адрес Д.Е.Г. и В.С.Г. направлено уведомление о проведении внеплановой выездной проверки в период с ***, которое получено последним ***, что подтверждается его подписью в уведомлении (л.д.89).

В период с *** в отношении Д.Е.Г. и В.С.Г. муниципальными служащими по использованию и охране земель – начальником контрольно-ревизионного отдела Администрации Островского района С.О.Е. и консультантом указанного отдела П.С.Л. была проведена была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что между земельными участками по ... на участке ориентировочной площадью 2 кв.м. установлен канализационный колодец, представляющий собой металлическую бочку, вкопанную в землю, и металлическую трубу возвышающуюся над поверхностью грунта. Д.Е.Г. сообщила, что канализационный колодец установлен предыдущими владельцами дома, подтвердила, что они используют указанный канализационный колодец в отсутствие документов, подтверждающих право использования ими данного земельного участка. Таким образом, Д.Е.Г. и В.С.Г. используют земельный участок ориентировочной площадью 2 кв.м. без правоустанавливающих документов, что является нарушением ст.26 ЗК РФ, о чем составлен акт от *** (л.д.92-96).

По результатам проверки *** в отношении Д.Е.Г. и В.С.Г. вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства , в соответствии с которым предписано устранить нарушение в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до ***. Рекомендовано: освободить земельный участок, используемый без правоустанавливающих документов (демонтировать канализационный колодец, представляющий собой металлическую бочку, вкопанную в землю, и металлическую трубу, возвышающуюся над поверхностью) (л.д.97).

Копия оспариваемого предписания направлена административным истцам *** и получена ими *** (л.д.98).

Согласно заключению директора <данные изъяты> от *** септик, расположенный между земельными участками с КН и КН , является сооружением – линейно-строительной системой, имеющим как наземную, так и подземную части, является принадлежностью жилого дома, расположенного на земельном участке с КН и предназначено для его обслуживания (л.д.25).

Определением Администрации Островского района от *** срок исполнения предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства от *** , выданного Д.Е.Г. и В.С.Г., продлен до *** (л.д.114).

Установлено и не оспаривается сторонами, что земельный участок с площадью 2 кв.м., расположенный между земельными участками по ..., используемый административными истцами, находится в ведении Администрации Островского района.

Рассматривая заявленные требования, суд исходит из следующего.

В силу ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу пунктов 2,3 ст.261 ГК РФ если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем.

Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

Согласно пп.2 п.1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления уполномочены осуществлять земельный контроль за использованием земель городского округа (статья 72 ЗК РФ, статья 16 Федерального закона N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").

Статьей 72 ЗК РФ установлено: под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.

Постановлением Администрации Островского района Псковской области от 14 мая 2014 года №400 утвержден Порядок осуществления муниципального контроля на территории муниципального образования «Островский район» (далее - Порядок), которое предусматривает, что муниципальный земельный контроль осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, основанием для которых является распоряжение Администрации Островского района; структурным подразделением Администрации Островского района, уполномоченным на осуществление муниципального контроля является контрольно-ревизионный отдел Администрации Островского района (л.д.123-133).

Предметом внеплановой проверки физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей является соблюдение в процессе осуществления деятельности обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органа муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Постановлением Администрации Островского района от 20 декабря 2016 года №814 утвержден Административный регламент по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Островский район» (далее – Административный регламент), который устанавливает порядок осуществления муниципального земельного контроля за соблюдением требований законодательства по использованию земель организациями независимо от их организационно-правовых форм собственности, их руководителями, должностными лицами, гражданами на территории муниципального образования «Островский район». Муниципальный земельный контроль на территории муниципального образования «Островский район» осуществляет Администрация Островского района в лице контрольно-ревизионного отдела Администрации Островского района (л.д.134-156).

Согласно пп.4.1, 4.2, 4.7, п.4 Административного регламента муниципальный контроль осуществляется за соблюдением земельного законодательства, требований по использованию земель, за соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю, за исполнением предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами (гражданами) требований, установленных федеральными законами, нормативно-правовыми актами Псковской области, муниципальными правовыми актами Островского района при использовании земель, находящихся в границах муниципального образования «Островский район» (п.5 Административного регламента).

К полномочиям органов муниципального земельного контроля относится организация и осуществление земельного контроля на соответствующей территории; разработка и принятие административного регламента осуществления муниципального земельного контроля; подготовка и направление в орган государственного земельного надзора копии акта проверки, проведенной в рамках осуществления муниципального земельного контроля; иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п.6 Административного регламента).

В соответствии с п.п.9 и 15 Административного регламента проверки в отношении граждан осуществляются в виде внеплановых документальный или выездных проверок и заканчиваются составлением актов проверки соблюдения земельного законодательства, выдачей обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий, направлением материалов в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области при установлении фактов нарушения земельного законодательства.

Согласно с пп.2 п.3 раздела IV Административного регламента основанием для проведения внеплановых проверок в отношении граждан являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события нарушения земельного, за которое законодательством Российской Федерации, законодательством области предусмотрена административная и иная ответственность.

По результатам каждой проведенной проверки непосредственно после ее завершения оформляется акт проверки в двух экземплярах.

В случае выявления при проведении проверки нарушений, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроком их устранения (п.6 раздела 7 Административного регламента).

В предписании указываются: наименование органа, вынесшего предписание; место составления; дата; наименование и место нахождения юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица (гражданина) в отношении которого вынесено предписание; ссылка на акт проверки, по результатам которого принято решение о вынесении предписания; содержание нарушений и меры по их устранению; ссылки на нормативные правовые акты Российской Федерации, требования и условия которых нарушены; сроки устранения нарушений; фамилия, имя и отчество, должность должностного лица, подписавшего предписание.

Суд, проанализировав содержание оспариваемого предписания, положения действующего законодательства, установленные по делу обстоятельства, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных суду доказательств, а также достаточность и взаимную связь этих доказательств в их совокупности, приходит к выводу о том, что вынесенное предписание соответствуют требованиям закона, вынесено уполномоченным лицом, порядок вынесения не нарушен, основания для вынесения административным истцам предписания имелись в связи с использованием ими земельного участка с нарушением требований ЗК РФ.

Каких-либо нарушений по процедуре внесения предписаний не допущено, содержащиеся в предписаниях формулировки являются доступными для понимания относительно конкретных действий, которые необходимо совершить административному истцу для устранения выявленных нарушений.

Материалами дела подтверждено, что административными истцами используются земельный участок ориентировочной площадью 2 кв.м., расположенный между земельными участками по ... ..., без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.

Государственная регистрация права собственности или аренды на данные земельные участки, как это предусмотрено статьями 25 и 26 ЗК РФ, статьей 131 ГК РФ, за заявителями в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не произведена. Доказательств иного материалы дела не содержат.

Исходя из вышеприведенных норм законодательства, наличие в собственности заявителей земельного участка, площадью кв.м., и жилого дома, 1977 года постройки, расположенных по адресу: ..., само по себе не создает у них право собственности на спорный земельный участок площадью 2 кв.м. Не является это основанием для использования земельного участка без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю и не освобождает заявителей от соблюдения установленного законом порядка решения данного вопроса.

Кроме того, земельный участок с площадью 2 кв.м., расположенный между земельными участками по ..., используемый административными истцами, находится в ведении Администрации Островского района.

Оспариваемое предписание, направленное на освобождение земельного участка, соответствуют требованиям действующего законодательства, поскольку в совокупности с материалами дела, актами проверки судом установлено, что земельный участок, площадью 2 кв.м., используется административными истцами при отсутствии оформленных в установленном порядке прав. При проведении проверки административными истцами каких-либо правоустанавливающих документов на земельные участки не было предоставлено.

    То обстоятельство, что фактически указанный выше канализационный колодец технически связан с принадлежащим истцам жилому дому, предназначен для его обслуживания, основанием для удовлетворения иска не является.

Ссылки истцов и их представителей на положения СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв.Главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 года №690-88), также не могут быть признаны судом состоятельными, поскольку из содержания пунктов 2.3.1., 2.3.2. данных Правил следует, что дворовые помойницы с водонепроницаемым выгребом и наземной части с крышкой и решеткой, подлежит размещению на территории частных домовладений, а не за ее пределами.

Указанная позиция нашла свое отражение в решении Островского городского суда Псковской области от ***, которым в удовлетворении исковых требований В.С.Г. и Д.Е.Г. к Администрации городского поселения «Остров» Псковской области, Д.Д.Ю., Д.И.В., действующим также в интересах несовершеннолетних Д.К.Д. и Д.Г.Д., о признании недействительным постановления Администрации городского поселения «Остров» Псковской области об утверждении семы расположения земельного участка, признании ничтожным соглашения о перераспределении земель и земельных участков, исключении из государственного кадастра недвижимости записи о постановке на кадастровый учет земельного участка, отказано, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от *** (157-163, 164-172).

Иные доводы, изложенные в административном исковом заявлении, не могут повлиять на выводы суда, поскольку факт нарушения административными истцами требований земельного законодательства был установлен и подтвержден представленными в материалы дела доказательствами.

Определением Островского городского суда Псковской области от *** по заявлению административных истцов В.С.Г. и Д.Е.Г. приняты меры предварительной защиты административного иска в виде приостановления действия предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства от *** , вынесенного Администрацией Островского района, до вынесения судом решения по настоящему административному исковому заявлению.

В соответствии с ч.3 ст.89 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска принятые меры предварительной защиты по нему сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако суд одновременно с принятием такого решения или после этого может вынести определение об отмене мер предварительной защиты по административному иску. В случае удовлетворения административного иска принятые меры предварительной защиты сохраняются до исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст.89, 175-180, 226 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления В.С.Г. и Д.Е.Г. к Администрации Островского района о признании незаконным предписания от *** об устранении нарушений земельного законодательства и его отмене – отказать.

Сохранить меры предварительной защиты административного иска в виде приостановления действия предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства от *** , вынесенного Администрацией Островского района, до вступления решения суда в законную силу, с момента вступления решения суда в законную силу – отменить.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Островский городской суд Псковской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда составлено ***.

Председательствующий                                         Е.В. Радов

2а-217/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Верещагин Сергей Георгиевич
Дастик Елена Георгиевна
Ответчики
Администрация Островского района Псковской области
Суд
Островский городской суд Псковской области
Судья
Радов Е.В.
Дело на сайте суда
ostrovsky.psk.sudrf.ru
18.05.2020Регистрация административного искового заявления
18.05.2020Передача материалов судье
21.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2020Судебное заседание
27.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.05.2020Судебное заседание
15.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее