РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-3089\2017
3 июля 2017 года Канавинский районный суд г.Н.Новгорода в составе:
председательствующего судьи Корниловой Л.И.
прокурора Назаровой К.Н.
при секретаре судебного заседания Частовой Э.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Собинской межрайонной прокуратуры Владимирской области, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ФКУ «Упрдор Москва - Нижний Новгород» об обязании выполнить определенные действия
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с настоящими требованиями, мотивируя следующим. Собинской М. прокуратурой в рамках осуществления надзора проведена проверка исполнения ФКУ «Упрдор Москва - Нижний Новгород» законодательства в сфере безопасности дорожного движения и социальной зашиты инвалидов в Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что в районе д. Колокша Собинского (адрес обезличен) на 166 км. + 500м. автомобильной дороги М - 7 «Волга» Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа расположен нерегулируемый пешеходный переход, оборудованный дорожной разметкой 1.14.1. светофорами Т-7, дорожными знаками «Пешеходный переход» 5.19.2.
В соответствии с п. (ДД.ММ.ГГГГ.) ГОСТ Р 52289-2004 "Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" светофоры П. 1 и П.2 применяют для регулирования движения пешеходов через дорогу на регулируемых перекрестках и пешеходных переходах вне перекрестков.
Светофоры с рассеивателями диаметром 300 мм (размером 300 х 300 мм) устанавливают на дорогах, имеющих четыре и более полос для движения в данном направлении, светофоры с рассеивателями диаметром 200 мм (размером 200 х 200 мм) - на дорогах с меньшим числом полос.
В силу п. (ДД.ММ.ГГГГ.). светофоры Т. 1 любых исполнений, Т.2, П. I и 1.7.2 применяют для регулирования движения на перекрестках и в иных местах, где пересекаются в одном уровне транспортные потоки, а также транспортные и пешеходные потоки. Указанные светофоры применяют при наличии хотя бы одного из следующих четырех условий.
Условие 1. Интенсивность движения транспортных средств пересекающихся направлений в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели не менее значений, указанных в таблице 10.
Условие 2. Интенсивность движения транспортных средств по дороге составляет не менее 600 ед./ч (для дорог с разделительной полосой - 1000 ед./ч) в обоих направлениях в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели. Интенсивность движения пешеходов, пересекающих проезжую часть этой дороги в одном, наиболее загруженном, направлении в то же время составляет не менее 150 пеш/ч. В населенных пунктах с числом жителей менее 10000 чел. значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов по условиям I и 2 составляют 70% от указанных.
Условие 3. Значения интенсивности движения, транспортных средств и пешеходов по условиям 1 и 2 одновременно составляют 80% или более от указанных.
Условие 4. На перекрестке совершено не менее трех дорожно-транспортных происшествий за последние 12 мес., которые могли быть предотвращены при наличии светофорной сигнализации. При этом условия I или 2 должны выполняться на 80% или более. При замере пешеходного потока на указанном пешеходном переходе по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ.) установлено, что за 8 часовой период времени он составил I 1 человек.
Таким образом, в среднем 1 пешеход воспользовался пешеходным переходом за 1 час. При замере транспортного потока на указанном пешеходном переходе, установлено, что за 8 часовой период времени он составил 13441 автомобиль (1680 автомобилей в час).
Согласно п. (ДД.ММ.ГГГГ.) светофорное регулирование с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе вводится на дороге с числом полос две и более в каждом направлении, если условие 2 не выполняется по значению интенсивности пешеходного движения.
Совокупность, проанализированных в ходе проверки данных, дает основание полагать о необходимости установки дорожных светофоров П. I или П.2 на указанном пешеходном переходе.
Кроме того, на 166 км. + 500м. автомобильной дороги М - 7 «Волга» Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа расположен остановочный пункт общественного транспорта.
Путь к автобусным остановкам из ближайших населенных пунктов проходит по пешеходным дорожкам и ступенчатым лестницам, не оборудованным специальными средствами — пандусами для маломобильных групп населения, что в свою очередь создает последним препятствие для их использования.
В нарушение требований действующего законодательства о безопасности дорожного движения и социальной защиты инвалидов в Российской Федерации ступенчатые эстакады, предназначенные для спуска с пешеходных дорожек и подъемов к остановочным пунктам общественного транспорта, расположенных в придорожной полосе участке 166 км. + 500 м. автомобильной дороги М - 7 «Волга» Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ.) не оборудованы специальными средствами - пандусами для маломобильных групп населения, что создает последним препятствие для их полноценного использования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.45, ст.28 ГПК РФ, ст.37 Конституции Российской Федерации, ст.54 ГК РФ, ст.ст. 21, 27, 35 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации»,П. просит: Обязать Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Нов(адрес обезличен) дорожного агентства.» установить на пешеходном переходе 166 км. + 500м. автомобильной дороги М - 7 «Волга» Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань -- Уфа дорожные светофоры с применением вызывной фазы для движения пешеходов типа П.1 или П.2.
2. Обязать Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Москва — Нижний Нов(адрес обезличен) дорожного агентства» оборудовать пешеходные дорожки в местах спусков и подъемов к остановочным пунктам пассажирского транспорта, расположенным на 166 км. + 500м. автомобильной дороги М — 7 «Волга» специальными средствами — пандусами для маломобильных групп населения в соответствии с «СП. 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минрегиона России от (ДД.ММ.ГГГГ.) (№).
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержала требования в полном объеме.
Представитель ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Нижний Нов(адрес обезличен) Дорожного Агентства» иск не признал. При этом указал, что необходимости в удовлетворении требований истца не имеется по той причине, что в соответствии с проектной документацией, выполненной Проектным институтом «Владимиравтодорпроект» по заказу ответчика предусмотрено строительство надземного пешеходного перехода на км 166+500 для маломобильных групп населения, проектом предусмотрено устройство устройство пандусов, лестничных сходов с металлическими поручнями пешеходных мостиков, тактильных плит. Считает, что выполнение требований истца нецелесообразно, экономически не рационально и может привести к нарушениям бюджетных средств.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о дне слушания дела были извещены.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Собинской М. прокуратурой в рамках осуществления надзора проведена проверка исполнения ФКУ «Упрдор Москва - Нижний Новгород» законодательства в сфере безопасности дорожного движения и социальной зашиты инвалидов в Российской Федерации. Собинской М. прокуратурой в рамках осуществления надзора проведена проверка исполнения ФКУ «Упрдор Москва - Нижний Новгород».
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ.) № 196-ФЗ: «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Неисполнение лицами, ответственными за содержание и ремонт автомобильных дорог, требований в области безопасности дорожного движения может создавать угрозу нарушения указанных прав граждан.
В силу ст. 11. Федерального закона проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения на этапе проектирования возлагается на исполнителя проекта, а на этапах реконструкции и строительства - на исполнителя работ, при проектировании, строительстве и реконструкции дорог не допускается снижение капитальных затрат за счет инженерных решений, отрицательно влияющих на безопасность дорожного движения.
Согласно ст. 12 Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч.ч. 5, 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.1 1.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, остановочные пункты, пешеходные дорожки, относятся к элементам обустройства автомобильных дорог.
Таким образом, обеспечение автомобильных дорог вышеуказанными сооружениями относится к дорожной деятельности, связанной с содержанием автомобильных дорог.
В ходе проверки установлено, что в районе д. Колокша Собинского (адрес обезличен) на 166 км. + 500м. автомобильной дороги М - 7 «Волга» Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа расположен нерегулируемый пешеходный переход, оборудованный дорожной разметкой 1.14.1. светофорами Т-7, дорожными знаками «Пешеходный переход» 5.19.2.
В соответствии с п. (ДД.ММ.ГГГГ.) ГОСТ Р 52289-2004 "Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" светофоры П. 1 и П.2 применяют для регулирования движения пешеходов через дорогу на регулируемых перекрестках и пешеходных переходах вне перекрестков.
Светофоры с рассеивателями диаметром 300 мм (размером 300 х 300 мм) устанавливают на дорогах, имеющих четыре и более полос для движения в данном направлении, светофоры с рассеивателями диаметром 200 мм (размером 200 х 200 мм) - на дорогах с меньшим числом полос.
В силу п. (ДД.ММ.ГГГГ.). светофоры Т. 1 любых исполнений, Т.2, П. I и 1.7.2 применяют для регулирования движения на перекрестках и в иных местах, где пересекаются в одном уровне транспортные потоки, а также транспортные и пешеходные потоки. Указанные светофоры применяют при наличии хотя бы одного из следующих четырех условий.
Условие 1. Интенсивность движения транспортных средств пересекающихся направлений в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели не менее значений, указанных в таблице 10.
Условие 2. Интенсивность движения транспортных средств по дороге составляет не менее 600 ед./ч (для дорог с разделительной полосой - 1000 ед./ч) в обоих направлениях в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели. Интенсивность движения пешеходов, пересекающих проезжую часть этой дороги в одном, наиболее загруженном, направлении в то же время составляет не менее 150 пеш/ч. В населенных пунктах с числом жителей менее 10000 чел. значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов по условиям I и 2 составляют 70% от указанных.
Условие 3. Значения интенсивности движения, транспортных средств и пешеходов по условиям 1 и 2 одновременно составляют 80% или более от указанных.
Условие 4. На перекрестке совершено не менее трех дорожно-транспортных происшествий за последние 12 мес., которые могли быть предотвращены при наличии светофорной сигнализации. При этом условия I или 2 должны выполняться на 80% или более. При замере пешеходного потока на указанном пешеходном переходе по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ.) установлено, что за 8 часовой период времени он составил I 1 человек.
Таким образом, в среднем 1 пешеход воспользовался пешеходным переходом за 1 час. При замере транспортного потока на указанном пешеходном переходе, установлено, что за 8 часовой период времени он составил 13441 автомобиль (1680 автомобилей в час).
Согласно п. (ДД.ММ.ГГГГ.) светофорное регулирование с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе вводится на дороге с числом полос две и более в каждом направлении, если условие 2 не выполняется по значению интенсивности пешеходного движения.
Совокупность, проанализированных в ходе проверки данных, дает основание полагать о необходимости установки дорожных светофоров П. I или П.2 на указанном пешеходном переходе.
Кроме того, на 166 км. + 500м. автомобильной дороги М - 7 «Волга» Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа расположен остановочный пункт общественного транспорта.
Путь к автобусным остановкам из ближайших населенных пунктов проходит по пешеходным дорожкам и ступенчатым лестницам, не оборудованным специальными средствами — пандусами для маломобильных групп населения, что в свою очередь создает последним препятствие для их использования.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ.) N I 8 1 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их. инвалидами не допускаются.
Проведение мероприятий по приспособлению объектов социальной и производственной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами осуществляется в соответствии с федеральными и территориальными целевыми программами, утвержденными в установленном порядке. Разработка проектных решений ка новое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и учета мнения общественных объединений инвалидов не допускается.
Частью 5 этой же статьи предусмотрено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Таким образом, ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривает конкретный порядок доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В свою очередь, "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01 -2001". утвержденный Приказом Минрегиона России от 27.J2.201 I N 605, устанавливает общие требования к общественным, жилым и производственным зданиям и сооружениям, определяя параметры их доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно п. (ДД.ММ.ГГГГ.) указанного свода правил, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы, поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м. Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3.0 м следует заменять подъемными устройствами.
Статьей ст. 1.1.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (вспомогательные технические средства реабилитации инвалидов).
Согласно требованиям ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 1.4 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения, а также мест проживания, обслуживания и приложения труда: своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности. Положения указанных выше норм направлены на урегулирование вопроса обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной и инфраструктуры.
В нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства о безопасности дорожного движения и социальной защиты инвалидов в Российской Федерации ступенчатые эстакады, предназначенные для спуска с пешеходных дорожек и подъемов к остановочным пунктам общественного транспорта, расположенных в придорожной полосе участке 166 км. + 500 м. автомобильной дороги М - 7 «Волга» Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа по состоянию на (ДД.ММ.ГГГГ.) не оборудованы специальными средствами - пандусами для маломобильных групп населения, что создает последним препятствие для их полноценного использования.
Доводы представителя ответчика о том, что выполнение требований истца нецелесообразно, экономически не рационально и может привести к нарушениям бюджетного законодательства в части превышения лимитов бюджетных средств, суд находит несостоятельными.
Ответчик не предоставил в суд доказательства того, каким образом в соответствии с требованиями действующего законодательства будет организовано движение на указанном выше участке дороги и до окончания работ в рамках реализации объекта «Капитальный ремонт автомобильной дороги М-7 «Волга» Москва-Владимир-Нижний Новгород-Казань-Уфа на участке 156+000-169+200», в связи с чем принять обязательство об установке надземного пешеходного перехода не представляется возможным. Кроме того, требования ГОСТ Р 52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройства» регламентирующих порядок установки светофоров дл регулирования пешеходов через дорогу не регулируемых перекрестках и пешеходных переходах вне перекрестка, являются обязательными к исполнению. Расчет интенсивности движения и пешеходного потока на указанном участке свидетельствует о необходимости установки дорожных светофоров П1 или П2 на указанном пешеходном переходе. Позиция ответчика по вопросу проведения работ по установке светофоров не может быть привязан к проведению работ по капитальному ремонту объекта автомобильной дороги, запланированному на 2018 год.
Позиция ответчика об отсутствии необходимости в проведении указанных истцом работ, напрямую затрагивает интересы социальной незащищенной категории граждан, ограничивает их право на передвижение, что является недопустимым.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Собинской М. прокуратуры (адрес обезличен), действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ФКУ «Упрдор Москва - Нижний Новгород» об обязании выполнить определенные действия – удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Москва - Нижний Нов(адрес обезличен) дорожного агентства.» установить на пешеходном переходе 166 км. + 500м. автомобильной дороги М - 7 «Волга» Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань -- Уфа дорожные светофоры с применением вызывной фазы для движения пешеходов типа П.1 или П.2.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Москва — Нижний Нов(адрес обезличен) дорожного агентства» оборудовать пешеходные дорожки в местах спусков и подъемов к остановочным пунктам пассажирского транспорта, расположенным на 166 км. + 500м. автомобильной дороги М — 7 «Волга» специальными средствами — пандусами для маломобильных групп населения в соответствии с «СП. 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минрегиона России от (ДД.ММ.ГГГГ.) (№).
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Канавинский районный суд г.Н.Новгорода путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.И.Корнилова
Мотивированное решение составлено (ДД.ММ.ГГГГ.)
Судья Л.И. Корнилова