Решение по делу № 33-1621/2015 от 06.04.2015

Судья Краснов В.Б. Дело № 33-1621/2015г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Белова Н.Е.,

судей Голикова А.А. и Машкиной И.М.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрев в судебном заседании 13 апреля 2015 года дело по апелляционной жалобе представителя Совета городского поселения «Сосногорск» на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 02 февраля 2015 года, по которому заявление администрации городского поселения «Сосногорск» об оспаривании решения Совета городского поселения «Сосногорск» удовлетворено.

Признано решение от 16.12.2014 № 191 XXV заседания Совета городского поселения «Сосногорск» I созыва «О структуре администрации городского поселения «Сосногорск» недействующим полностью со дня его принятия.

Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., заключение прокурора Чершкуте Я.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Администрация городского поселения «Сосногорск» обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения от 16.12.2014 № 191 XXV заседания Совета городского поселения «Сосногорск» I созыва «О структуре администрации городского поселения «Сосногорск».

В обоснование заявленных требований, с учетом изменений, указано, что оспариваемым решением Совета городского поселения «Сосногорск» из структуры администрации городского поселения «Сосногорск» исключен отдел землепользования и сокращено на две единицы количество заместителей руководителя администрации городского поселения. Заявитель полагает, что оспариваемый муниципальный правовой акт принят вне пределов полномочий и компетенции представительного органа, нарушена процедура его принятия, установленная пунктом 8 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьей 28 Устава муниципального образования городского поселения «Сосногорск», согласно которым структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В повестку дня Совета поселения в нарушение статей 10, 17 регламента Совета включен не подготовленный в соответствии с требованиями Регламента Совета вопрос о структуре администрации городского поселения, ранее исключенный из повестки дня президиумом Совета. В нарушение статьи 25 Регламента проект оспариваемого решения представлен 04.12.2014, менее чем за 20 дней до заседания, на котором предполагалось его рассмотрение, в нарушение статьи 24 Регламента проект решения прокурору не направлялся. Совет городского поселения «Сосногорск» не вправе своим решением изменять либо дополнять утвержденную представительным органом структуру исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления. Изменение структуры администрации повлекло нарушение трудовых прав работников.

В судебном заседании представитель администрации городского поселения «Сосногорск» поддержал заявленные требования.

Представитель Совета городского поселения «Сосногорск» Стрыкова А.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявления администрации городского поселения «Сосногорск», представитель Марченко В.А. возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на их необоснованность.

Суд вынес указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Совета городского поселения «Сосногорск» просит решение суда отменить в связи с его незаконностью и необоснованностью. Считает, что поскольку оспариваемое решение Совета городского поселения «Сосногорск» касается определения внутренней организационной структуры, не содержит указаний о возложении обязанности по исполнению решения на кого-либо помимо сотрудников администрации городского поселения «Сосногорск», не направлен на совершение действий неопределенным кругом лиц, то оно не является нормативным правовым актом. Кроме того, считает, что право представления внесения изменений в структуру местной администрации не является исключительным полномочием администрации городского поселения, в том числе, руководителя администрации. В силу положений статьи 46 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктов 9 и 11 части 12 статьи 30 Устава городского поселения «Сосногорск» Совет городского поселения «Сосногорск» вправе своим решением изменять либо дополнять, утвержденную представительным органом структуру исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.

Судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

Согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно жалоб, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Решением Совета городского поселения «Сосногорск» от 29.10.2012 № 13 утверждена структура администрации городского поселения «Сосногорск»: руководитель администрации городского поселения «Сосногорск», его заместители, отделы, в числе которых: жилищных отношений, городского хозяйства, финансово-экономической работы и бухучета, экономики, организационный отдел, отдел юридической работы, коммунальной инфраструктуры, по работе с территориями, хозяйственный.

Решением Совета городского поселения «Сосногорск» от 12.12.2012 №23 изменено Решение Совета от 29.10.2012 №13, пункт 3 части 1 дополнен подпунктами, включающими в структуру администрации поселения отделы землепользования, архитектуры и градостроительства.

04.12.2014 в адрес Совета городского поселения «Сосногорск», главы городского поселения «Сосногорск» - председателя Совета поселения поступила инициатива заместителя председателя Совета поселения о вынесении на рассмотрение постоянных комиссий Совета городского поселения «Сосногорск» и включении в повестку дня заседания Совета городского поселения «Сосногорск» 16.12.2014 в числе иных проект решения «О структуре администрации городского поселения «Сосногорск» с приложением проекта указанного решения, с пояснительной запиской.

Представление по вопросу структуры администрации городского поселения «Сосногорск» руководителем администрации в представительный орган муниципального образования - Совет городского поселения «Сосногорск» не вносилось.

По результатам предварительного рассмотрения 04.12.2014 на заседании постоянной комиссии по бюджету, налогам и экономическим вопросам Совета городского поселения «Сосногорск», 05.12.2014 - на заседании постоянной комиссии по бюджету, налогам и экономическим вопросам Совета городского поселения «Сосногорск», 08.12.2014 - на заседании постоянной комиссии по местному самоуправлению и социальным вопросам Совета городского поселения «Сосногорск» большинством голосов приняты решения вынести проект решения «О структуре администрации городского поселения «Сосногорск» на рассмотрение XXV очередного заседания Совета городского поселения «Сосногорск».

Прокурором г. Сосногорска по результатам правовой экспертизы проекта решения «О структуре администрации городского поселения «Сосногорск» 10.12.2014 дано отрицательное заключение в связи с несоответствием субъекта правотворческой инициативы, обратившегося с проектом правового акта, требованиям части 8 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

11.12.2014 на заседании президиума Совета городского поселения «Сосногорск» большинством голосов принято решение не включать проект решения «О структуре Администрации городского поселения «Сосногорск» в повестку дня XXV заседания Совета городского поселения «Сосногорск».

Как следует из протокола заседания Совета городского поселения «Сосногорск», 16.12.2014 в 14.00 часов состоялось XXV (очередное) заседание Совета городского поселения «Сосногорск» 1 созыва. От числа избранных 20 депутатов на заседании присутствовало 18 депутатов.

Председательствующим на заседании Совета в соответствии с пунктом 5 статьи 12 Регламента Совета являлся председатель Совета городского поселения «Сосногорск» Стаховский B.C.

Депутатами единогласно утверждена повестка дня из 12 вопросов, в числе которых - «О структуре Администрации городского поселения «Сосногорск».

При обсуждении вопроса «О структуре Администрации городского поселения «Сосногорск» выступил докладчик - заместитель председателя Совета городского поселения «Сосногорск». Руководитель администрации городского поселения «Сосногорск» пояснил, что в Совет городского поселения, представление руководителем местной администрации по данному вопросу не вносилось.

На заседании Совета 14 голосами депутатов «за», при 3 «воздержавшихся» и 1 «против» принято решение о принятии проекта решения «О структуре Администрации городского поселения «Сосногорск».

Из содержания решение Совета городского поселения Сосногорск от 16.12.2014 № 191 «О структуре администрации городского поселения «Сосногорск», подписанного в соответствии с пунктом 8 статьи 27 Регламента Совета Главой поселения, следует, что представительным органом утверждена структура администрации городского поселения «Сосногорск»: руководитель администрации городского поселения «Сосногорск», его заместитель (1 единица), отделы, в числе которых: организационной работы, жилищных отношений, городского хозяйства, финансово-экономической работы и бухучета, экономики, отдел юридической работы, коммунальной инфраструктуры, по работе с территориями, хозяйственный; признаны утратившими силу решение Совета городского поселения «Сосногорск» от 29.10.2012 № 13 и решение Совета ГП «Сосногорск» от 12.12.2012 № 23.

Таким образом, оспариваемым решением Совета городского поселения «Сосногорск» от 16.12.2014 № 191 «О структуре администрации городского поселения «Сосногорск», утверждена новая структура исполнительно-распорядительного органа муниципального образования.

Решение Совета городского поселения Сосногорск от 16.12.2014 № 191 опубликовано в 17.12.2014 в № 5 Информационного вестника Совета и администрации ГП «Сосногорск.

В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В силу части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большуююридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Согласно разъяснениям, данным в пунктам 17, 18, 19,25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

При проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду также необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие процедуру принятия нормативного правового акта данного вида, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы

Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

В соответствии с частью 8 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Данные полномочия Совета городского поселения «Сосногорск» также закреплены действующим Уставом муниципального образования городского поселения «Сосногорск» (подпункт 14 пункт 3 статьи 28).

Удовлетворяя заявленные требования и признавая решение от 16.12.2014 № 191 XXV заседания Совета городского поселения «Сосногорск» I созыва «О структуре администрации городского поселения «Сосногорск» недействующим полностью со дня его принятия, суд, оценив собранные по делу доказательства, исходил из того, что основанием принятия Советом городского поселения «Сосногорск» оспариваемого решения в нарушение части 8 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 явилось не представление руководителя администрации городского поселения «Сосногорск», а инициатива депутатов представительного органа, что свидетельствует о принятии решения Совета городского поселения «Сосногорск» от 16.12.2014 № 191 с нарушением существенных положений нормативного правового акта, регулирующего процедуру принятия актов данного вида.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемое решение Совета городского поселения «Сосногорск» не является нормативным правовым актом, не могут быть признаны обоснованным.

В силу части 3 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в его действующей редакции представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Согласно статье 47 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

В соответствии со статьями 26, 38 Устава муниципального образования городского поселения «Сосногорск», Совет городского поселения «Сосногорск» является представительным органом поселения, решения Совета входят в систему муниципальных правовых актов. Проекты муниципальных правовых актов могут вносится депутатами Совета городского поселения «Сосногорск», главой поселения, иными субъектами правотворческой инициативы. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к нему документов устанавливаются нормативным правовым атом органа местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся проекты. Официальным считается опубликование в «Информационном вестнике Совета и администрации ГП «Сосногорск».

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (п. 9).

Не вызывает сомнений в своей правильности вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение Совета городского поселения «Сосногорск» обладает существенными признаками нормативного правового акта, поскольку издан уполномоченным представительным органом местного самоуправления, опубликован в установленном Уставом порядке, им установлена структура администрации городского поселения «Сосногорск» (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования), касающаяся неопределенного круга лиц в сфере местного самоуправления муниципального образования городского поселения «Сосногорск», при этом правовой акт рассчитан на неоднократное применение, в том числе, при приеме на работу муниципальных служащих, финансировании деятельности администрации, деятельности администрации при обращении граждан по вопросам местного самоуправления.

На основании изложенного, суд правильно установив правовую природу оспариваемого правового акта органа местного самоуправления, правомерно рассмотрел дело в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Доводы апелляционной жалобы о том, что право представления внесения изменений в структуру местной администрации не является исключительным полномочием руководителя администрации не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и не являются основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренными статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом не допущено. Оснований для отмены решения суда, как о том поставлен вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 02 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Совета городского поселения «Сосногорск» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-1621/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
АГП Сосногорск
Ответчики
Совет Г.С.
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Белов Н Е
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
13.04.2015Судебное заседание
14.04.2015Передано в экспедицию
14.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее