Дело №
№
Р Е Ш Е Н И Е
заочное
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года г. Симферополь
Киевский районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Крапко В.В.,
при секретаре – Гурском Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Симферополя к Мирзоян С.Л. (третьи лица: Министерство Жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Госкомрегистр Республики Крым) о сносе самовольного строительства
установил:
истец обратился в суд с иском о признании объекта, расположенного по адресу: <адрес>, самовольной постройкой с последующим возложением на Мирзоян С.Л. обязанности за собственный счет, в течении 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу, снести объект недвижимого имущества (с кадастровым номером 90:22:010217:21224, нежилого назначения, площадью 1100,10 кв.м., площадь застройки 474 кв.м.,), расположенный по адресу: <адрес>., мотивировав свои требования тем, что ответчик в нарушение действующего порядка землепользования и градостроительных правил, произвел возведение капитального нежилого здания на участке, не отведенном для этих целей.
В судебном заседании истец в лице представителя свои требования поддержала, настаивала на их удовлетворении. Указала, что в отношении спорного участка вопрос о предоставлении разрешения на использование условно разрешенного вида использования участка либо изменения разрешенного вида использования не разрешался.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежаще, свою явку не обеспечили.
В порядке раскрытия доказательств от стороны ответчика, заблаговременно извещенной о дате рассмотрения гражданского дела после возвращения такового с проведенным экспертным исследованием (более чем за три недели до даты судебного заседания), каких-либо ходатайств о приобщении либо истребовании доказательств не поступило. Своего права на ознакомление с материалами дела заблаговременно не реализовала.
С учетом заблаговременного разъяснения сторонам предусмотренных процессуальным законодательством прав и обязанностей, каких-либо ходатайств об истребовании доказательств, назначении по делу повторной либо дополнительной экспертизы, заявлено не было.
Указанное, принимая во внимание длительность рассмотрения гражданского дела и процессуальную позицию стороны ответчика, свидетельствует о необходимости рассмотрения гражданского дела по имеющимся доказательствам.
Выслушав пояснения лица, присутствующего в судебном заседании, исследовав материалы дела и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В силу положений ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих доводов или возражений, если иное не установлено федеральным законом.
Как установлено судом при рассмотрении дела, Мирзоян С.Л. является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 576 кв.м.
Разрешенный вид использования участка – малоэтажная жилая застройка (для индивидуального жилищного строительства и малоэтажной застройки).
Также в ЕГРН значится запись о регистрации за Мирзоян С.Л. права собственности на нежилое здание с этажностью – 4 этажа, в том числе 1 подземный, с кадастровым номером №, площадью 1312,2 кв.м.
На запрос суда МКУ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>, предоставлен ответ № о том, что в их адрес обращений от Мирзоян С.Л. об изменении либо дополнении вида разрешенного использования спорного земельного участка от Мирзоян С.Л. не поступало.
МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации <адрес>, предоставлен ответ № о том, что обращение Мирзоян С.Л. о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид разрешенного использования спорного земельного участка было возвращено без рассмотрения.
На запрос суда Государственным земельным надзором Госкомрегистра Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ были предоставлены сведения о том, что на основании Распоряжения заместителя председателя Госкомрегистра Костюка А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении Мирзоян С.Л. была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства при использовании земельного участка площадью 576 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора Республики Крым по использованию и охране земель - заведующим отделом надзора за использованием и охраной земель управления государственного земельного надзора Госкомрегистра вынесено постановление по делу № о назначении административного наказания, согласно которому Мирзоян С.Л., ДД.ММ.ГГГГ, признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, выразившееся в использовании земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, путем размещения автомобильной мойки и кафе, что не соответствует документировано установленному виду разрешенного использования - малоэтажная жилая застройка (код - 2.1.1), индивидуальное жилищное строительство (код - 2.1), что является нарушением требований ст. 42 Земельного кодекса РФ, с назначением административного штрафа в размере 1 процента от кадастровой стоимости земельного участка - 20329,75 руб.
Сведений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид разрешенного использования спорного земельного участка либо изменении вида разрешенного использования участка, принадлежащего Мирзоян С.Л., в материалы дела в условиях состязательности гражданского процесса участниками процесса, несмотря на длительность рассмотрения гражданского дела, не предоставлено.
Земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами «Ж-1», что сторонами не опровергалось.
Согласно карте функциональных зон городского округа Симферополь Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь, спорный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки.
В соответствии с территориальным зонированием спорный участок по адресу: <адрес>, расположен в пределах зоны «Ж-1».
Зоны застройки индивидуальными жилыми домами включают в себя участки территории города, предназначенные для размещения индивидуальных жилых домов с земельными участками. В зонах застройки индивидуальными жилыми домами допускается размещение объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду, а также гаражей, площадок для временной парковки автотранспорта, объектов социального, коммунально-бытового назначения, линейных и иных объектов в случаях, предусмотренных настоящей статьей.
Основной вид разрешенного использования, в том числе и «Для индивидуального жилищного строительства».
Согласно ПЗЗ муниципального образования ГО Симферополь предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах территориальной зоны с учетом вида разрешенного использования земельных участков для индивидуального жилищного строительства следующие: Этажность - не более 3 этажей (включая мансардный); Высота - не более 20 метров от отмостки дома до максимально высокой его части; Минимальная ширина образуемого земельного участка - не менее 10 м; Минимальные отступы от границ земельных участков:
- не менее 3 м от границ земельного участка со стороны прилегающих земельных участков;
- не менее 5 м от границ земельного участка со стороны, выходящей на улицу любой категории, не менее 3 м со стороны, выходящей на проезд.
Минимальные отступы от границ земельных участков для размещения объектов и сооружений вспомогательного использования, в том числе хозяйственных построек:
- не менее 4 м от границ земельного участка со стороны прилегающих земельных участков, не менее 5 м от границ земельного участка со стороны, выходящей на улицу любой категории;
- не менее 1 м от границ земельного участка для размещения индивидуальных гаражей и открытых стоянок;
Коэффициент застройки - не более 0,45 с учетом иных объектов и сооружений вспомогательного использования в границах земельного участка, подлежащего застройке; Коэффициент плотности застройки - не более 0,8 с учетом иных объектов и сооружений вспомогательного использования в границах земельного участка, подлежащего застройке; Высота объектов вспомогательного использования - не более 4 метров от отмостки здания, сооружения вспомогательного использования до максимально высокой его части; Запрещается предоставлять отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) в части увеличения этажности и высотности объектов; Запрещается предоставлять отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) в части увеличения коэффициента застройки, коэффициента плотности застройки для земельных участков площадью более 500 кв. м; Создание объектов индивидуального жилищного строительства выполнять согласно требованиям действующего законодательства, в том числе включая требования СП 55.13330.2016 "Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001".
Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (далее - Классификатор) вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1) допускает размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.
На основании распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, управлением муниципального контроля администрации <адрес> проведена внеплановая выездная проверка при использовании земельного участка с кадастровым номером: 90:22:010217:1151, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которой был составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ № з.
При проведении проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> частной формы собственности, общей площадью 576 кв.м., состоит на кадастровом учёте с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства и малоэтажная жилая застройка.
В ходе проверки на земельном участке выявлен капитальный объект (здание) с кадастровым номером №, общей площадью 1312,2 кв.м., зарегистрированный на праве собственности за ответчиком, при этом, на момент проведения проверки, производится использование помещений в качестве автомобильной мойки, а также для целей размещения кафе и магазина.
В ходе проверки установлено, что эксплуатация ОКС происходит с нарушением вида разрешенного использования участка.
По результатам проведенных мероприятий обследования, ДД.ММ.ГГГГ Управлением муниципального контроля администрации <адрес> составлено уведомление о выявлении самовольной постройки № на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010217:1151.
В последующем на заседании Комиссии по демонтажу (сносу) объектов, расположенных на территории муниципального образования, было рассмотрено вышеуказанное Уведомление о выявлении самовольной постройки от ДД.ММ.ГГГГ с принятием решения о направлении материалов в правовой департамент для дальнейшего обращения в суд.
В адрес ДД.ММ.ГГГГ Мирзоян С.Л. было вынесено предписание об устранении выявленного нарушения земельного законодательства – в части несоответствия ОКС виду разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство.
Частью 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Частью 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 22 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее Пленум) с иском о сносе самовольной постройки в публичных интересах вправе обратиться прокурор, а также уполномоченные органы в соответствии с федеральным законом.
Правом на обращение в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки обладают собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки.
Только собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (подпункт 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В данном случае произошло возведение нового объекта недвижимости нежилого назначения.
При этом, материалами инвентарного дела установлено, что ранее на участке располагались жилые домовладения лит. «А», площадью 58 кв.м., лит «Б», площадью 39,2 кв.м., лит «Е», площадью 24,2 кв.м., лит «Ж», площадью 77,4 кв.м., лит «З», площадью 240 кв.м., при наличии достаточного отступа от границ красных линий по <адрес>.
Объект, на сегодняшний день с учетом материалов экспертизы, не находится в стадии готовности к эксплуатации, при этом, по окончании строительства будет иметь нежилое общественное назначение.
При этом, суд учитывает факт предоставления земельного участка на основании постановления Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № в собственность Мирзоян С.Л. именно для целей строительства и обслуживания жилого дома при отсутствии на таковом какого-либо объекта жилой недвижимости. Нахождение на таком земельном участке только лишь одного объекта недвижимости нежилого назначения с указанным пятном застройки с очевидностью свидетельствует о том, что указанное строение не может считаться принадлежностью, то есть составной частью к несуществующему объекту жилого назначения.
В силу частей 1 и 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Ответчиком осуществлено строительство нежилого помещения для целей его эксплуатации неопределенным кругом лиц, что свидетельствует о повышенных требований к градостроительным регламентам и противопожарной безопасности такового.
Судебным рассмотрением установлено, что ответчиком фактически выполнялись строительные работы в отсутствие надлежащего разрешительного документа.
Согласно положениям пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем - лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, кроме, в том числе случая, предусмотренного пунктом 3 данной статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности которого находится земельный участок, где возведена постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В силу пункта 1 статьи 222 ГК РФ для признания постройки самовольной достаточно наличия хотя бы одного из перечисленных в ней нарушений, в том числе возведения постройки без разрешения на строительство. Такой объект подлежит квалификации в качестве самовольной постройки и, по общему правилу, подлежит сносу. В случае если осуществившее такую постройку лицо, а при отсутствии сведений о нем, собственник земельного участка имеют намерение сохранить самовольное строение, то они предъявляют иск по правилам пункта 3 статьи 222 ГК РФ.
При этом следует учитывать, что предъявленное требование направлено на защиту публичного порядка строительства и обеспечение безопасности возводимых строений.
На основании части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Действующим правовым регулированием, к моменту завершения строительства ОКС, предусматривалось, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, чего материалами дела в порядке судебного рассмотрения не установлено.
В рамках рассмотрения настоящего гражданского дела были проведены комплексная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза ООО «Крымэкспертиза» № от ДД.ММ.ГГГГ, а также дополнительная комплексная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза ООО «Крымэкспертиза» № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам которых было установлено, что объект капитального строительства с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, не обладает признаками индивидуального жилого дома, а является нежилым зданием – зданием общественного назначения.
Объект капитального строительства с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, имеет следующие технические характеристики:
- количество этажей – 3 этажа, в т.ч. подземных – 0;
- этажность – 3 этажа;
- площадь застройки – 474 м2;
- площадь помещений – 1100,10 м2.
В составе объекта капитального строительства с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010217:1151 обустроено 67 помещений, а именно:
- коридоров – 11;
- санузлов – 20;
- комнат – 22;
- лестничная клетка – 4;
- гараж – 2;
- мастерская – 1;
- кухня – 2;
- бойлерная – 1;
- обеденный зал – 1;
- кладовая – 2;
- помещение охраны – 1.
Нежилое здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, выстроено на расстоянии 0,0 м от правой границы земельного участка с кадастровым номером №, т.е. менее 1,0 м, что не соответствует требованиям пп. 4 п. 4 ст. 16 Гл. 7 Временных ПЗЗ…;
Нежилое здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, выстроено на расстоянии 0,01 – 0,41 м от задней границы земельного участка с кадастровым номером №, т.е. менее 1,0 м, что не соответствует требованиям пп. 4 п. 4 ст. 16 Гл. 7 Временных ПЗЗ…;
Нежилое здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, выстроено на расстоянии 0,59 – 0,74 – 1,30 м от красной линии (в качестве красной линии принята граница с <адрес>), т.е. менее 3,0 м, что не соответствует требованиям пп. 5 п. 4 ст. 16 Гл. 7 Временных ПЗЗ…;
Нежилое здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, выстроено на расстоянии 0,02 – 0,03 – 0,33 м от красной линии (в качестве красной линии принята граница с <адрес>), т.е. менее 3,0 м, что не соответствует требованиям пп. 5 п. 4 ст. 16 Гл. 7 Временных ПЗЗ…;
Возведение нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, нарушает градостроительные нормы в части соблюдения санитарно-бытовых расстояний от объекта экспертизы до границ земельного участка с кадастровым номером № и до красных линий, а именно: пп. 4, 5 п. 4 ст. 16 Гл. 7 «Временных Правил землепользования и застройки…».
Нарушение пп. 4, 5 п. 4 ст. 16 Гл. 7 «Временных Правил землепользования и застройки…», допущенное Мирзоян С.Л., при возведении нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, без сноса (демонтажа) части нежилого здания с кадастровым номером №, является неустранимым.
Приведение нежилого здания с кадастровым номером 90:22:010217:21224, расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №, в техническое состояние, существовавшее до реконструкции, не представляется возможным.
Суд учитывает при разрешении спора установленные обстоятельства возведения нежилого объекта недвижимости со значительным пятном застройки участка (плотностью застройки более 0,82), и отсутствия на участке объекта жилого назначения, а также содержание норм и правил, действующих к моменту возведения объекта.
Также суд не может не учитывать плотность застройки квартала, расположение индивидуальных жилых домов, отсутствие противопожарных разрывов, целевое назначение возведенного ОКС, что не может не привести к увеличению вероятности распространения чрезвычайной ситуации и не повлечет минимизацию последствий возможности такового.
Суд принимает во внимание технические характеристики возводимого строения, фототаблицу, учитывает расположение в границах коридора красных линий, наличие гаражных помещений с ролетными входами, наличие оконных проемов у кровли, количество самостоятельных комнат и санузлов, помещений общего пользования, материал фасадной отделки, проектное решение кровли и приходит к выводу о характерности указанного строения сооружениям коммерческого использования для посещения неопределенного круга лиц.
Указанные комплексные заключения в части установления обстоятельств нарушения со стороны объекта самовольного строительства являются мотивированными и четкими, имеют научную и практическую основу, основаны на положениях, дающих возможность проверить достоверность сделанных выводов. Эксперты имеют соответствующее образование. При этом, эксперты однозначно ответили на поставленные вопросы с учетом всестороннего исследования объекта недвижимости.
Экспертные заключения в целом согласуются.
Суд, учитывает установленные нарушения, целевое назначение строения, фототаблицу, непосредственную близость возведенного строения к границе, смежным зданиям, целевое назначение и фактические характеристики, уровень плотности застройки и отступы от границ красных линий.
Надлежащих и допустимых доказательств в опровержение приведенных исследований в частях, признанных судом относимыми и допустимыми к предмету спора, сторонами в условиях состязательности процесса не предоставлено.
Суд учитывает отсутствие каких-либо доказательств возможности переоборудования нежилого строения в жилой дом, в том числе и с учетом фактически выстроенного здания, допущенных строительных нарушениях и иных обстоятельствах, связанных с расположением участка и техническими характеристиками строения.
Несоответствие строения целевому назначению земельного участка, на котором оно расположено, является достаточным основанием для того, чтобы признать постройку самовольной и возложить на лицо, которое возвело эту постройку, обязанность снести ее. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 09.06.2015 N 18-КГ15-65.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст. ст. 35 - 40 ГрК РФ, ст. 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка). Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 09.06.2015 N 18-КГ15-65.
Ответчиком совершались действия, направленные на приобретение участка для строительства и обслуживания жилого дома, однако ею введен в оборот путем возведения и последующей регистрации права нежилой объект недвижимости коммерческого назначения, состоящий из четырех этажей, включающий общие коридоры, лестничные клетки, значительное количество санузлов и комнат (около 20 единиц каждого).
Сведений о том, что ответчик в установленном порядке обращалась за получением разрешения на строительство именно нежилого объекта общественного и коммерческого назначения, в материалах дела не имеется. Напротив, в деле имеются доказательства того, что указанные требования ответчиком соблюдены не были.
Судебным рассмотрением установлены вышеуказанные обстоятельства, с достоверностью свидетельствующие о самовольности возведенного объекта, обладающего признаками объекта недвижимости.
Отдельным основанием к выводу о самовольности возведенного строения является и тот факт, что земельный участок не был предоставлен истцу для указанных целей (возведение нежилого строения для коммерческих целей), что установлено судом с учетом постановления муниципального органа, разрешенного вида использования, градостроительной документации на территории муниципального образования, карте градостроительного зонирования муниципального образования.
При этом, как указывалось ранее, относимых и допустимых сведений о том, что ответчику был изменен вид разрешенного использования участка либо категория земель с последующим разрешением на отклонение от предельных размеров разрешительного строительства ОКС, в установленном порядке, суду не предоставлено.
Согласно положениям статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, с обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности при наличии в установленном порядке составленной проектной документации разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
В силу положений Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться, помимо правоустанавливающих документов на земельный участок, также градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации и иные предусмотренные статьей 51 названного Кодекса документы.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).
Подготовка проектной документации осуществляется на основании результатов инженерно-технических изысканий и градостроительного плана земельного участка.
В состав проектной документации объектов капитального строительства входит пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями.
В соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 этой статьи, к которым применительно к настоящему делу относятся жилые дома (индивидуальные, блокированной застройки и многоэтажные с количеством этажей не более чем три).
В настоящем деле спорный объект представляет собой отдельно стоящее строение с количеством этажей более трех(двух) и имеет нежилое назначение.
Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Принимая новое решение об удовлетворении требований о сносе самовольной постройки, суд исходит и из установленных обстоятельств того, что на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, ответчиком возводится нежилое помещение общественного назначения для посещения неопределенного круга лиц, в отношении которых отсутствует разрешение на строительство и проектная документация, в том числе инженерные изыскания.
Возведенное строение, с учетом его назначения и технических характеристик не следует признать таковым, что освобождено от получения документов разрешительного характера, с учетом вышеизложенных положений материального закона.
Судом также установлено, что, несмотря на неоднократно предъявляемые контролирующими органами требования об устранении нарушений в эксплуатации строения в нарушение целевого назначения земли с 2019 года, нарушения ответчиком не устранены, возведенное строение нежилого назначения противоречат целевому назначению участка, инженерные изыскания, проектная документация, их экспертиза и разрешение на строительство отсутствуют, противопожарные риски с учетом назначения помещения и плотности застройки не рассчитаны.
Суд также учитывает недопустимую близость строения подобного назначения в целом к красной линии и смежным участкам и нахождение такового в границах коридора красных линий (территории общего пользования).
Указанное обстоятельство стало следствием возведения объекта недвижимости без учета границ красных линий, градостроительного зонирования и целевого назначения участка.
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. В свою очередь территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
Из материалов дела следует, что строение на участке, находится на землях, ограниченных в обороте, поскольку находится в коридоре красных линий (без отступа от границы улица и территории общего пользования – тротуара, проезжей части).
При этом, суд учитывает, что территории общего пользования отграничиваются красными линиями, что свидетельствует о том, что указанный участок находится и в пределах коридора таковых.
Суд также отмечает, что расположение красных линий соответствует установленному порядку.
Судебным рассмотрением установлены обстоятельства, предусмотренные статьёй 222 ГК РФ, свидетельствующие о возможности признания возведенного/приобретенного ответчиком строения самовольным.
Так, проанализировав указанные положения материального права и имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к выводу, что ответчик использует в своих целях спорное строение, в нарушение градостроительных и землеустроительных норм и правил в нарушение установленного публичного порядка.
Суд полагает, что соблюдение конституционно-правовых принципов справедливости, разумности и соразмерности, соответствие избранного способа защиты характеру и степени допущенного нарушения прав или законных интересов в данном случае является достаточным основанием для удовлетворения заявленных требований.
Истец в порядке предусмотренном статьёй 56 ГПК РФ, доказал допустимыми и достаточными средствами доказывания обстоятельства самовольного строительства ответчиком спорного строения, и нарушения соответствующих правил (отсутствие надлежащих разрешительных документов, непредставление участка под цели возведения нежилого строения в установленном порядке, нарушение действующих к моменту возведения строения градостроительных регламентов), вследствие чего, суд считает необходимым защитить, в том числе и публичные интересы путём возложения на ответчика, который является собственником указанного строения, обязанности снести таковое. Линейные и объемные характеристики объекта учитываются на основании экспертных исследований.
Устанавливая срок исполнения обязательства, суд учитывает требования разумности, конструктивные особенности здания, длительность неисполнения выданного предписания, момент выявления нарушений, и считает необходимым определить его в размере 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Самовольная постройка может быть сохранена, при этом закон связывает возможность признания судом права собственности на самовольную постройку с такими обстоятельствами, как принадлежность земельного участка, на котором строение возведено, наличие угрозы жизни и здоровью граждан, возможность нарушения прав и законных интересов других граждан возведённой постройкой.
Между тем, таких оснований судом установлено не было.
Проанализировав имеющиеся по делу доказательства и дав им соответствующую оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично.
Доводы иска относительно возможности принудительного исполнения решения суда со стороны истца, могут быть предметом рассмотрения суда на стадии исполнительного производства.
Судебные расходы подлежат возмещению с проигравшей спор стороны с учетом объема удовлетворенных притязаний неимущественного характера.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,-
решил:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ (№), ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 90:22:010217:21224, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ 1100,10 ░░.░., ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 474 ░░.░.,), ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 600 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░.