Решение по делу № 33-10569/2023 от 31.10.2023

          Судья: Козлова Е.И.                       УИД 42RS0019-01-2022-002891-38

    Докладчик: Вязникова Л.В.     Дело № 33-10569/2023 (№ 2-150/2023)

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    30 ноября 2023 года                                                                    г.Кемерово

    Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего Першиной И.В.

    судей: Вязниковой Л.В., Бычковской И.А.,

    при секретаре Свининой М.А.,

    с участием прокурора Максимова Н.Ю.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Вязниковой Л.В.,

гражданское дело по апелляционной жалобе Комарова Александра Михайловича

на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 07.07.2023

по иску Калачевой Светланы Александровны к Комарову Александру Михайловичу о лишении права на выплаты,

УСТАНОВИЛА:

Калачева С.А. обратилась в суд с иском к Комарову А.М. о лишении права на выплаты.

Требования мотивированы тем, что они состояли в зарегистрированном браке, <данные изъяты> родился сын Комаров В.А.

24.02.2022 при проведении специальной военной операции на территориях <данные изъяты> сын Комаров В.А., ефрейтор контрактной службы, старший разведчик – пулеметчик <данные изъяты> героически погиб при выполнении воинского долга.

В соответствии с действующим законодательством родителям погибшего Комарова В.А. полагается ряд социальных выплат в качестве мер социальной поддержки. Ответчик 21.03.2022 обратился в Военный комиссариат г. Прокопьевска с заявлением о получении причитающихся ему выплат в связи с гибелью сына. Однако, ответчик не имеет права на получение мер поддержки, поскольку воспитанием и развитием сына не занимался, денежных средств на его содержание в достаточном количестве не передавал, не оказывал сыну морально-нравственной поддержки, самоустранился от жизни ребенка, на похоронах не присутствовал, в их организации не участвовал.

С учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ Калачева С.А. просит лишить Комарова А.М. права на выплату: страховой суммы на основании п. 2 ст. 5 Федерального закона :от 23.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванные на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной служб, сотрудников учреждений и органов уголовно - исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии РФ, сотрудников органов принудительного исполнения РФ»; единовременного пособия, предусмотренного п. 8 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном, довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат (в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы; по Указу Президента Российской Федерации от 05.03.2022 № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей», мер социальной поддержки, предусмотренных пп. 1. п. 2 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», мер адресной социальной помощи в форме единовременной денежной выплаты членам семей граждан, принимавших участие и погибших в специальной операции на территориях Донецкой народной Республики, Луганской народной Республики и Украины, согласно постановлению Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 15.05.2020 № 285.

Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 07.07.2023 исковые требования Калачевой С.А. удовлетворены.

В апелляционной жалобе Комаров А.М. просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.

Считает, что наличие задолженности по алиментам не свидетельствует о злостном характере уклонения от уплаты алиментов, поскольку образовалась из-за недобросовестных действий самой истицы, о наличии исполнительного производства о взыскании алиментов в период с 2015 года по 2021 год ему не было известно, судебным приставом-исполнителем ОСП УФССП России у нему требований не предъявлялось, он не предупреждался об административной и уголовной ответственности за уклонение от уплаты алиментов. Размер задолженности по алиментам он оспаривает, не знал о наличии задолженности, был лишен возможности его оспорить.

Со дня рождения сына в 1999 году и до расторжения брака в 2009 году, более 9 лет, проживали совместно, вели общее хозяйство, он занимался воспитанием сына Комаров В.А. В данный период он оказал влияние на начальное становление личности ребенка, контакты и встречи продолжались в 2010-2011 году.

После увольнения из <данные изъяты> в 2015 году не имел постоянного места работы, был вынужден работать частными командировками, в отдаленной местности, вахтовым способом. Все это создавало объективные трудности для регулярной оплаты алиментов, он не знал, куда перечислять алименты. Не имел возможности разыскать бывшую супругу с детьми, не знал, где она живет. Истец создавала препятствия в общении с детьми ему и его новой семье. С 2012 году по 2014 года бывшая супруга с детьми выехала в г. <данные изъяты>, полностью разорвав его связь с детьми.

Полагает, что свидетельские показания, принятые судом во внимание, должны быть оценены критически, поскольку свидетели являются заинтересованными лицами истца, а у сестры ответчика -неприязненные с ним отношения.

В 2017 году, повзрослев, обретя определенную свободу действий и поведения, получив независимые от матери каналы связи с помощью сети Интернет и сотового телефона, сын Комаров В.А. вышел на связь с его падчерицей <данные изъяты> и младшим братом, его сыном, узнал и номер его сотового телефона. Судом не обоснованно не принята во внимание переписка между сыном Комаровым В.А. и <данные изъяты>, из которой усматривается подтверждение контакта между ним и сыном Комаровым В.А.

Со своей стороны он оказывал помощь сыну в покупке одежды, предоставлении безвозмездного проживания и пользования квартирой, перечисления денег на счет его друзей по просьбе сына.

Суд необоснованно пришел к выводу о том, что установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства могут служить основанием к лишению родителя родительских прав и как следствие положенных выплат.

Истцом Калачевой С.А., прокурором, участвующим в деле в суде первой инстанции, поданы возражения на апелляционную жалобу. Представителем ФКУ «Военный комиссариат Кемеровской области-Кузбасса» В.С. Гардер, действующего на основании доверенности от 05.04.2023 № 169 со сроком действия до 31.12.2023, подан отзыв.

Представители лиц, участвующих в деле, Военного комиссариата Кемеровской области по г. Прокопьевску и Прокопьевскому району, Войсковой части 64044 г. Пскова, Министерства обороны Российской федерации, Министерства социальной защиты населения Кузбасса, Правительства Кузбасса, СГ «СОГАЗ», УФК по Кемеровской области – Кузбассу, ФКУ «Военный комиссариат Кемеровской области – Кузбасса», ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Псковской и Новгородской областям», Министерства финансов Российской Федерации, в суд апелляционной инстанции не явились, уведомлены о рассмотрении дела с учетом положения ст.113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, для проверки доводов апелляционной жалобы их личного участия и дачи объяснений не требуется, требуется только оценка правильности применения норм права, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Заслушав ответчика Комарова А.М., представителя ответчика адвоката НО «Коллегия адвокатов Куйбышевского района г. Новокузнецка кемеровской области № 39» Блинова В.Е., истца Калачеву С.А., представителя истца Нелюбину А.О., действующей по устному ходатайству Калачевой С.А., заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Кемеровской области – Кузбасса Максимова Н.Ю., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (п. 2 ст. 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).

В силу ст. 1 объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - обязательное государственное страхование), являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации (далее - служба), отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов (далее - застрахованные лица).

Исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся и военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.

Согласно абзацам 2 и 3 п. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 г. N 52-ФЗ выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица - в частности, супруга, состоявшая на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним, и родители (усыновители) застрахованного лица.

В случае смерти (гибели) застрахованного лица выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются в том числе родители (усыновители) застрахованного лица (абзац третий пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ).

В статье 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования военнослужащих и приравненных к ним лиц, среди них гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").

Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.

Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, первоочередное право на приобретение садовых земельных участков или огородных земельных участков;

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения;

сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены при жизни погибшего (умершего) в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов;

при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение по последнему месту работы погибшего (умершего) путевками в санаторно-курортные организации;

первоочередной прием в организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме, в полустационарной форме, внеочередное обслуживание организациями социального обслуживания, предоставляющими социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, супруги (супруга) погибшего (умершего);

4) мер адресной помощи в форме единовременной денежной выплаты, членам семей граждан, принимавших участие и погибших (умерших) в специальной военной операции, предусмотренных предусмотренной Постановлением Правительства Кемеровской области-Кузбасса от 15.05.2020 г. №285 "О порядке оказания адресной социальной помощи отдельным категориям граждан".

В Постановлении Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 15.05.2020 N 285 (ред. от 10.11.2023) "О порядке оказания адресной социальной помощи отдельным категориям граждан" предусмотрено, что единовременная денежная выплата назначается независимо от получения иных социальных гарантий, мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации или законодательством Кемеровской области - Кузбасса.

Право на единовременную денежную выплату имеют члены семьи погибшего гражданина, обратившиеся за указанной выплатой в течение 6 месяцев со дня гибели (вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим или о признании гражданина безвестно отсутствующим).

В случае смерти гражданина, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в ходе специальной военной операции, после получения им единовременного социального пособия в соответствии с Порядком оказания адресной социальной помощи в форме единовременного социального пособия гражданам, принимавшим участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины и получившим увечье (ранение, травму, контузию), утвержденным настоящим постановлением, назначение единовременной денежной выплаты членам семьи погибшего гражданина осуществляется с учетом сумм, ранее выплаченных погибшему гражданину.

Право на единовременную денежную выплату у гражданина не возникает, если он в отношении погибшего гражданина был лишен родительских прав или в отношении погибшего гражданина было отменено усыновление.

В статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 ФЗ от 28.03.1998 N 52-ФЗ Страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах: в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, - 2 000 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях.

Российской Федерацией в целях обеспечения мер социальной поддержки также установлены следующие выплаты:

1) единовременное пособие, предусмотренное п. 8 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 г. №306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".

В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), гибели (смерти) гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее - добровольческие формирования), наступившей при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, до истечения одного года со дня прекращения контракта о пребывании в добровольческом формировании, членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, или гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей.

2) единовременная выплата, предусмотренная Указом Президента РФ от 05.03.2022 г. № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей».

3) получение мер социальной поддержки, предусмотренной пп.1 п. 2 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах»,

Единовременная денежная выплата назначается в размере 3000000 рублей на погибшего гражданина в равных долях каждому члену семьи погибшего гражданина, подавшему заявление (п. 6 Порядка оказания адресной социальной помощи в форме единовременной денежной выплаты членам семей граждан, принимавших участие и погибших (умерших) в специальной военной операции.

В соответствии с ч. 8 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 07.11.2011 N 306-ФЗ, в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы (далее - военная травма), до истечения даты со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 05.03.2022 г. N 98 в целях предоставления дополнительных мер социальной поддержки военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей установлено, что в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. рублей в равных долях. Категории членов семей определяются в соответствии с частью 1.2 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и частью 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".

Членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего) кормильца или трудоспособности считаются родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы (пп. 2 п. 11 ст. 3пп. 2 п. 11 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 07.11.2011 N 306-ФЗ).

В соответствии с положениями части 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.

Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.

Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты "в", "м"), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 17-П, от 20 октября 2010 г. N 18-П, от 17 мая 2011 г. N 8-П, от 19 мая 2014 г. N 15-П, от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П).

В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.

Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"), и страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (пункт 3 статьи 2, статья 4 и пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации").

К элементам публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, относятся и такие меры социальной поддержки, как единовременное денежное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".

При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.

Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.

Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей), названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. N 22-П, от 19 июля 2016 г. N 16-П).

Таким образом, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о целях выплаты страхового возмещения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих в случае гибели (смерти) военнослужащего в период прохождения военной службы, принимая во внимание цели правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) в период прохождения военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью (смертью), и лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.

Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации).

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (пункт 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (пункт 1 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке (пункт 4 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).

Согласно абзацу второму статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.

Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.

О злостном характере уклонения от уплаты алиментов могут свидетельствовать, например, наличие задолженности по алиментам, образовавшейся по вине плательщика алиментов, уплачиваемых им на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или судебного постановления о взыскании алиментов; сокрытие им действительного размера заработка и (или) иного дохода, из которых должно производиться удержание алиментов; розыск родителя, обязанного уплачивать алименты, ввиду сокрытия им своего места нахождения; привлечение родителя к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетнего (часть 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, часть 1 статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации) (подпункт "а" пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44).

Пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44 "О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав" разъяснено, что Семейный кодекс Российской Федерации, закрепив приоритет в воспитании детей за их родителями, установил, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка; при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, а способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей (пункт 1 статьи 62, пункт 1 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации). Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам ребенка, могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав (пункт 1 статьи 65, статья 69, статья 73 Семейного кодекса Российской Федерации) (абзацы первый, второй пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44).

Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в статье 69 Семейного кодекса Российской Федерации, перечень которых является исчерпывающим (абзац первый пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44).

Из приведенных положений семейного законодательства в их взаимосвязи с нормативными предписаниями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенции о правах ребенка, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ей членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.

         Как установлено судом и следует из материалов дела, Калачева С.А и Комаров А.М. являются родителями Комарова В.А., <данные изъяты> года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении.

Брак между Калачевой С.А. и Комаровым А.М. был прекращен <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о расторжении брака от <данные изъяты>. На момент расторжения брака родителей Комарову В.А. было 9 лет. После расторжения брака несовершеннолетний Комаров В.А. остался проживать с матерью, что не оспаривается ответчиком.

Комаровым В.А. был заключен контракт на прохождение военной службы в рядах Вооруженных сил РФ.

24.02.2022 при проведении специальной военной операции на территориях <данные изъяты>, Комаров В.А. – ефрейтор контрактной службы, старший разведчик – пулеметчик войсковой части 64044 умер при исполнении воинского долга, что следует из свидетельства о смерти от <данные изъяты> и личного дела военнослужащего.

Между Министерством обороны РФ и АО «СОГАЗ» был заключен государственный контракт № <данные изъяты> на оказание услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих ВС РФ и граждан, призванных на военные сборы, для нужд Министерства обороны РФ в 2022-2023 годах.

Поскольку Калачева С.А. и Комаров А.М. являются родителями погибшего застрахованного АО <данные изъяты> военнослужащего, то с учетом положений ч. 3 ст. 2 ФЗ от 28.03.1998 N 52-ФЗ, они являются выгодоприобретателями застрахованного лица и имеют право в равных долях получить страховую выплату, в соответствии с ч. 2 ст. 5 ФЗ от 28.03.1998 N 52-ФЗ.

При рассмотрении дела суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями статьями 1, 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. 1, 2, 4, 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации", ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Указом Президента РФ от 5 марта 2022 г. N 98 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей", Указом Президента РФ от 25 июля 2006 г. N 765 "О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу" и Приказом Министра обороны РФ от 6 декабря 2019 г. N 727 "Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат", ст. ст. 61, 63, 69 СК РФ, подлежащими применению к спорным правоотношениям, в судебном акте изложены результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Удовлетворяя исковые требования Калачевой С.А., суд исходил из отсутствия доказанности факта материальной и моральной поддержки отцом погибшего сына при его жизни, что подтверждается постановлением судебного пристава от 22.08.2022 о расчете задолженности по алиментам по исполнительному производству <данные изъяты>, возбужденного в пользу Комаровой (ранее Аллес) С.А. на основании судебного приказа №б/н от <данные изъяты>т. 1 л.д. 206), согласно которому по состоянию на 12.12.2017 задолженность Комарова А.М. по алиментам составляла 400 029,50 руб. Постановлением судебного пристава от 27.02.2021 должнику Комарову А.М. определена задолженность Комарова А.М. по исполнительному производству от <данные изъяты>, возбужденного в пользу Комаровой (ранее Аллес) С.А. на основании судебного приказа №<данные изъяты> по алиментам по состоянию на 27.02.2021 в размере 1010381,07 руб. (т. 1 л.д. 119).

Из справки <данные изъяты> следует, что за период с 01.07.2014 по 31.12.2014 с Комарова А.М. были удержаны и перечислены алименты на содержание двух детей Комарова П.А., Комарова В.А. в размере 25160,66 руб.

Из справки <данные изъяты> от 26.04.2022 следует, что за период с 01.07.2015 по 15.10.2015 удержано алиментов в размере 22 230,66 руб.

Согласно письму ОСП по Заводскому району г.Новокузнецка от 20.04.2023 42008/23/377725 с момента вынесения судебного приказа о взыскании алиментов от 04.03.2009 с должника Комарова А.М. принудительно взыскано и перечислено взыскателю 16 и 29 мая 2013 года в сумме 2450,45 руб. 08.07.2011 г. судебным приставом – исполнителем было установлено, что должник трудоустроен в <данные изъяты> вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату должника и направлено по месту получения дохода. На момент обращения взыскания на заработную плату должника долг по алиментам составлял 1552260,05 руб. Более за весь период, начиная с момента выдачи судебного приказа, денежные средства с должника в счет погашения алиментов не взыскивались и взыскателю не перечислялись.

Согласно ответу заместителя начальника ОСП по Заводскому району г. Новокузнецка <данные изъяты> мировым судьей судебного участка № 4 Рудничного района г. Прокопьевска вынесен судебный приказ на содержание детей Комарова П.А., Комарова В.А. в размере 1/3 части всех видов заработка с Комарова А.М., на основании которого в МОСП по Новоильинскому и Заводскому районам г. Новокузнецка 14.06.2011 было возбуждено исполнительное производство <данные изъяты>, в рамках которого с должника взыскано в пользу взыскателя 2450,45 руб.

8.07.2011 судебным приставом исполнителем установлено, что должник Комаров А.М. трудоустроен в <данные изъяты>, вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату должника и направлено по месту получения дохода. На момент обращения взыскания на заработную плату должника долг по алиментам составлял 155260,05 руб., на дату увольнения должника с <данные изъяты> долг по алиментам на 15.10.2015 составил 75063,11 руб.

Из учетной карточки призывника Комарова В.А. (т. 1 л.д. 74-77) следует, что в семье четверо человек, воспитывается одним родителем с 7 лет, воспитывает мать, низкое материальное положение,

Из листа беседы должностного лица военного комиссариата с призывником Комаровым В.А. следует, что последний воспитывался матерью, имеются два младших брата, с отцом не общается. Согласно информации, отраженной в листе изучения призывника Комарова В.А. (т. 1 л.д. 75), воспитывался матерью до 18 лет.

В характеристике призывника Комарова В.А. с места учебы <данные изъяты> (т. 1 л.д. 76) классный руководитель указывает, что воспитанием сына занимается мать Калачева С.А., которая систематически посещает родительские собрания и поддерживает связь с классным руководителем, в семье между сыном и матерью близкие, доверительные и открытые отношения, полное взаимопонимание и дружелюбная атмосфера в семье.

Согласно заполненного лично Комаровым В.А. листа беседы должностного лица военного комиссариата (т. 1 л.д. 76– 77) «воспитывался матерью в неполной семье, родители разв. в 2006 г., с отцом не общается...».

Согласно заполненной лично Комаровым В.А. анкете в личном деле (т. 1 л.д. 84) указаны в качестве близких родственников мать <данные изъяты>

Директор <данные изъяты> (т. 1 л.д. 112) в характеристике указывает, что Владислав воспитывался в неполной многодетной семье, воспитанием сыновей занималась мама Калачева С.А., отец проживал отдельно, в воспитании детей участия не принимал, семье материально не помогал.

Также согласно характеристике участкового уполномоченного на Комарова В.А. (т. 1 л.д. 116), последний проживал с матерью Калачевой С.А. и двумя братьями с <данные изъяты>

Как установлено судом первой инстанции, ответчик Комаров А.М. создал новую семью, в качестве алиментов истец получала денежные средства в размере 2500 руб. в течение 3-4 лет, уплата алиментов происходила нерегулярно, образовалась задолженность, ответчик с праздниками детей не поздравлял, подарки детям не дарил, забирал к себе сына на выходные один раз, к общению и встречам сына с отцом не препятствовала.

В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции были допрошены свидетели <данные изъяты> которые подтвердили отсутствие моральной и материальной поддержки со стороны ответчика, отсутствие участия в воспитании сына, общения, подарков от отца, ответчик на похоронах сына не присутствовал.

К показаниям свидетелей <данные изъяты> суд отнесся критически в связи с противоречиями относительно проживания в их семье, оказания материальной поддержки Комарову В.

Отсутствие материальной помощи отца Комарова А.М. сыну Комарову В. в период его несовершеннолетия, нахождения Комарова В. на иждивении его матери Калачевой С.А., а также отсутствие семейного общения между отцом и сыном подтвердили свидетели <данные изъяты>

На основании вышеуказанных доказательств при правильном применении норм материального и процессуального права судом первой инстанции установлены фактические обстоятельства дела и сделаны выводы о том, что Комаров А.М. не участвовал в воспитании сына Комарова В.А., не оказывал ему моральную, физическую, духовную поддержку, жизнью и здоровьем ребенка не интересовался, не принимал участие в содержании Комарова В.А. в несовершеннолетнем возрасте, имел задолженность по алиментам, меры для создания сыну условий жизни, необходимых для его развития, не предпринимал, между Комаровым А.М. и Комаровым В.А. фактически семейная, родственная связь отсутствовала. Данный вывод судом первой инстанции сделан еще и потому, что Комаров А.М. о значимых датах и событиях жизни Комарова В.А. не знал.

Доказательств, подтверждающих факт надлежащего исполнения обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетнего сына либо уважительных причин не исполнения, ответчиком не представлено.

При разрешении спора суд первой инстанции обоснованно учел, что права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанных на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, так как законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанности родителя по воспитанию и содержанию ребенка.

Суд первой инстанции верно установил обстоятельства, которые являются основанием для лишения родителя родительских прав, учитывая требования добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, цели правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойным защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью.

Суд первой инстанции правильно определил основания для лишения Комарова А.М. права на получение установленных законом выплат и социальных гарантий в связи со смертью военнослужащего Комарова В.А.

Принимая во внимание целевое назначение выплат родителям военнослужащего в случае его смерти в результате военных действий, а также принципы равенства, справедливости и соразмерности, принцип недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих, в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанных в нормативных правовых актах, требования истца о признании отсутствующим у ответчика права на выплату причитающейся доли страховой суммы, единовременных пособий с лишением указанных выплат и социальных гарантий, с учетом установленных по делу обстоятельств, являются обоснованными.

При разрешении настоящего спора судом учтены положения приведенных норм материального права в их системной взаимосвязи с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о целях правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы.

Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г., следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основными обязанностями родителей в семье являются воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данные обязанности должны выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания.

При рассмотрении спора суд обоснованно исходил из того, что лишение права на получение указанных мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей.

С учетом требований добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойным защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.

При этом необходимо учитывать, что основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что судом не дана надлежащая оценка доводам ответчика о воспрепятствовании со стороны истицы общению с сыном, недостоверности показаний свидетелей по делу, что ответчик является отцом, не лишенным родительских прав, и, соответственно, имеет право на получение страховых, единовременных выплат, иных мер государственной поддержки, являлись предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в решении.

Все доводы, указанные в апелляционной жалобе, приводились ответчиком при рассмотрении спора по существу, и все они получили надлежащую оценку со стороны суда, с которой в полном объеме соглашается суд апелляционной инстанции.

В целом, приведенные в жалобе доводы заявителя, сводятся к несогласию с выводами суда и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшегося судебного акта.

Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных акта, при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах решение суда является законным, обоснованным и по доводам жалобы отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 07.07.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комарова А.М. - без удовлетворения.

    Председательствующий:                                                 Першина И.В.

    Судьи:                                                                             Бычковская И.С.

                                                                                             Вязникова Л.В.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.12.2023.

33-10569/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Центрального района г.Новокузнецка
Калачева Светлана Александровна
Ответчики
Комаров Александр Михайлович
Другие
СГ СОГАЗ
ФКУ Управление финансового обеспечения Минестерства обороны Российской Федерации по Псковской и Новгородской областям
Министерство социальной защиты населения Кузбасса
Войсковая часть 64044 г.Пскова
Военный комиссариат Кемеровской области по г.Прокопьевск и Прокопьевскому району
Правительство Кузбасса
УФК по Кемеровской области-Кузбассу
ФКУ Военный комиссариат Кемеровской области-Кузбасса
Министерство финансов РФ
Министерство Обороны РФ
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Вязникова Людмила Викторовна
Дело на странице суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
01.11.2023Передача дела судье
30.11.2023Судебное заседание
11.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.12.2023Передано в экспедицию
30.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее