ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 33а-15436/2020
по делу № 2а-1380/2020
05 октября 2020 года г.Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Портновой Л.В.
судей Багаутдиновой А.Р.
Искандарова А.Ф.
с участием прокурора Сафина А.Р.
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Ситдиковой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №... Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Башкортостан» к Строганову В. В. об установлении административного надзора
по апелляционной жалобе Строганова В. В. на решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 11 августа
2020 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портновой Л.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Начальник Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Башкортостан» Крюков Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Строганову В.В. об установлении административного надзора, обосновывая тем, что по приговору Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от дата Строганов В.В. осужден по ... годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. При этом постановлением Калининского районного суда г. Уфы Республике Башкортостан от 16.06.2020 вид исправительного учреждения заменен на колонию-поселение. При этом ответчик подлежит освобождению из мест лишения свободы 01 декабря 2020 года в связи с отбытием срока наказания, после освобождения будет проживать по адресу: адрес, ком.18.
Просит рассмотреть вопрос об установлении административного надзора в отношении Строганова В.В., отбывающего наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по РБ. Срок административного надзора в отношении Строганова В.В. определить на срок погашения судимости. Одновременно установить ему ограничения: запретить пребывание вне избранного места жительства в период с 22:00 до 07:00 часов; запретить выезд за пределы избранного места жительства без разрешения органов внутренних дел; обязать Строганова В.В. являться на регистрацию в отдел внутренних дел по месту жительства четыре раза в месяц.
Решением Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от
11 августа 2020 года постановлено:
административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-7 УФСИН России по РБ Крюкова Д.А. к Строганову В. В. об установлении административного надзора удовлетворить частично.
установить в отношении Строганова В. В. административный надзор сроком 8 (восемь) лет.
установить в отношении Строганова В. В. следующие ограничения:
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 22.00 час. до 07.00 час.;
- запретить выезд за пределы городского округа г. Нефтекамск без разрешения органов внутренних дел.
- возложить на Строганова В. В. обязанность являться на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации 2 (два) раза в месяц.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органах внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, с зачетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Не согласившись с постановленным решением, Строгановым В.В. подана апелляционная жалоба.
В апелляционной жалобе Строганов В.В. просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указал, что судом при рассмотрении дела нарушено его право на защиту, так как ему не был предоставлен адвокат, не был ознакомлен со своими правами.
Также указал, что указанный судом в решении адрес его выбытия после освобождения из мест лишения свободы, является адресом его бывшей супруги, где он будет проживать после освобождения, ему не известно.
Мелеузовским межрайонным прокурором подано письменное возражение на указанную апелляционную жалобу.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), в отсутствие не явившихся лиц.
В целях обеспечения участия Строганова В.В. в судебном заседании при рассмотрении его апелляционной жалобы, судебной коллегией было обеспечено его проведение посредством систем видео-конференц-связи.
Однако до начала судебного заседания в адрес судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан, на адрес электронной почты, поступило заявление Строганова В.В. о проведении судебного заседания без его участия. Указанное заявление принято и приобщено в материалы дела.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в полном объеме, выслушав заключение прокурора Сафина А.Р., полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В соответствии со статьей 272 КАС РФ суд рассматривает дела по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
В соответствии с частью 7 статьи 270 КАС РФ, административное исковое заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом, в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, подается администрацией исправительного учреждения не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы.
Из разъяснений, указанных в п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», для предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении указанных лиц судом устанавливаются временные ограничения их прав и свобод, возлагаются определенные обязанности.
Органами внутренних дел осуществляется наблюдение за соблюдением лицом, в отношении которого установлены административные ограничения, таких ограничений.
Административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в данном Федеральном законе, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с частью 1 ст. 3 названного Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
При этом частью 3 ст. 3 названного Федерального закона установлено, что в отношении указанного в части 1 данной статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административный надзор независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 ст. 3 названного Федерального закона устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений (часть 2 статьи 3 Закона об административном надзоре).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, приговором Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от
17 мая 2018 года Строганов В.В. осужден по ч... Уголовного кодекса Российской Федерации к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 16 июня 2020 года вид исправительного учреждения заменен на колонию-поселение.
При этом в действиях Строганова В.В. приговором Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 17 мая 2018 года установлено наличие опасного рецидива преступлений.
Исходя из представленной ФКУ ИК-7 УФСИН России по РБ характеристики, осужденный Строганов В.В. отбывая установленный законом срок за хорошее поведение и добросовестное отношение к труду, активное участие в воспитательных мероприятиях 6 раз поощрялся администрацией учреждения. За весь период отбывания наказания нарушений установленного порядка отбывания наказания не допускал, на профилактическом учете не состоит, взаимоотношения в отряде поддерживает с положительно - настроенной частью осужденных, отношения строит правильно; с представителями администрации учреждения старается быть вежливым, на замечания старается реагировать правильно, старается выполнять все требования режима отбывания наказания. в оказании психологической помощи не нуждается; социально - полезные связи устойчивые, крепкие. Отношения поддерживает с родственниками путем переписки и предоставления телефонных переговоров.
Удовлетворяя заявленные требования ФКУ ИК-7 УФСИН России по РБ об установлении административного надзора, суд первой инстанции исходил из того, что в отношении Строганова В.В., освобождаемого из мест лишения свободы необходимо установить административный надзор независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 ст. 3 Федерального закона от
6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», поскольку осужденный совершил, в том числе,тяжкое преступление при опасном рецидиве преступлений.
Совершенное Строгановым В.В. преступление по приговору от 17.05.2018 по п. «а» ч.3 ст. 158, по которому осужденный отбывает наказание отнесено к категории тяжких преступлений, по которым срок погашения судимости, установленный п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ составляет 8 лет после отбытия наказания.
Судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно применены вышеуказанные нормы права, и руководствуясь положениями пункта 2 части 2 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы2, пришел к правильному выводу об установлении в отношении административного ответчика (поднадзорного лица) административного надзора.
Совершенное Строгановым В.В. преступление по приговору от 17 мая
2018 года отнесено к категории тяжких.
Срок административного надзора судом определен правильно, в соответствии с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 5 вышеназванного Федерального закона.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п. 3) и ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно п. "г" ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции Федерального закона действовавшего на момент совершения преступления) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Судебная коллегия не усматривает оснований для снижения срока административного надзора, установленного на восемь лет, что не превышает срок погашения судимости за тяжкое преступление.
Доводы жалобы о неназначении судом адвоката административному ответчику, судебная коллегия считает не влияющими на отмену обжалуемого решения, поскольку Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации не предусмотрено обязательное участие адвокатов (защитников) в судебном заседании.
Кроме того, согласно протоколу судебного заседания административным ответчиком Строгановым В.В. ходатайство об участии адвоката не заявлялось.
Доводы Строганова В.В. в части не разъяснения ему прав несостоятельны, поскольку согласно протоколу судебного заседания от 11 августа 2020 года председательствующим разъяснялись права, предусмотренные действующим законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных в отношении его административных ограничений, а также за выполнением им предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей осуществляется органом внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица.
Судом правильно установлено место проживания административного ответчика, поскольку последним местом проживания Строганова В.В. в приговоре от 17.05.2018 указан: адрес,
адрес
Административные ограничения установлены в соответствии с требованиями статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», с учетом данных о поведении осужденного за время отбывания наказания, его отношения к установленному порядку отбывания наказания, к исполнению обязанностей, данных о его личности.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для отмены решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе Строганова В.В., не имеется. Кроме того, само основание для установления административного надзора, срок его назначения ответчиком не оспаривались.
Обстоятельства, устраняющие основания для установления
Строганову В.В. административного надзора в ходе рассмотрения дела, не возникли.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что установленные судом первой инстанции административные ограничения, как и срок административного надзора, судебной коллегией признаются правильными и отвечающими требованиям законодательства. При этом судебная коллегия учитывает, что в дальнейшем поднадзорное лицо не лишено возможности обратиться в суд в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
Принимая во внимание то обстоятельство, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
Административный надзор не является наказанием, а представляет собой согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Задачами административного надзора в соответствии со ст. 2 названного Закона являются предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
При этом судебная коллегия учитывает, что в дальнейшем, в случае добросовестного соблюдения установленных ограничений и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства, поднадзорное лицо не лишено возможности обратиться в суд в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от
11 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Строганова В. В. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через Мелеузовский районный суд Республики Башкортостан в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Портнова Л.В.
Судьи Багаутдинова А.Р.
Искандаров А.Ф.
Справка: судья Байрашев А.Р.