Дело №2-326/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Чадан 11 ноября 2019 года
Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Бирилей Ч.Б., при секретаре Дыртык Ш.Ю., рассмотрев в закрытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Дзун-Хемчикского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к А о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
с участием помощника прокурора района Ондар О.Д.,
у с т а н о в и л:
Прокурор Дзун-Хемчикского района Республики Тыва обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к А о прекращении действия права на управление транспортными средствами, указав, что в ходе проверки выявлены обстоятельства, при которых несоответствующие установленным нормам состояния здоровья отдельных граждан, наделенных правом управления транспортными средствами, может привести к нарушению прав иных участников дорожного движения на безопасность дорожного движения. Ответчик А, 13 февраля 1982 года рождения, имеет удостоверение права управления транспортными средствами категории «В, С» №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, состоит на учете у врача-психиатра с 2015 года с диагнозом «Шизоидное расстройство личности» (по коду F60.11), что в соответствии с п.5. Перечня противопоказаний относится к расстройствами личности и поведения в зрелом возрасте и является противопоказанием к управлению транспортными средствами и имеются основания для прекращения действия права его на управление транспортными средствами. Просит прекратить действие права А на управление транспортными средствами.
В судебном заседании прокурор Ондар О.Д. поддержала административное исковое заявление, и просила удовлетворить по указанным в нём основаниям.
Административный ответчик А, представители третьих лиц ОГИБДД МВД РФ «Дзун-Хемчикский» в судебное заседание не явились о месте и времени проведения судебного заседания извещены были надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, в связи с чем, суд приходит к выводу о надлежащем извещении административного ответчика, третьего лица и возможности рассмотрения дела в отсутствие данных лиц в силу ст.150 КАС РФ.
Суд, выслушав прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п.3 ст.17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
На основании п.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии части 1 и 3 статьи 1 Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, суда общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации, рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных дел и иных публичных правоотношений (далее - административные дела) связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Частью 3 ст.8 «Конвенции о дорожном движении» заключенной в Вене 08.11.1968, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортными средством.
В соответствии со ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину РФ запрещается управлять транспортными средствами, устанавливается федеральным законом.
Согласно ч.1 ст.28 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основаниями прекращения действия прав на управление транспортными являются: истечение срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами.
В силу ст.24 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования указанного Закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину РФ запрещается управлять транспортными средствами, наряду с остальными мерами медицинского обеспечения безопасности дорожного движения, устанавливаются федеральным законом.
Из разъяснения, изложенного в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения", к механическим транспортным средствам относятся автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, мотоциклы, квадроциклы, мопеды, иные транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право, а также тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины.
Порядок прекращения действия прав на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 №1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством» утвержден Перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, согласно которому противопоказанием к управлению транспортными средствами являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально).
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличие прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, безусловно, свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их права и законных интересов, а также защиты интересов обществ и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с вышеуказанными нормами международного права, в связи, с чем такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Таким образом, законодательством РФ в области безопасности дорожного движения возникновением и реализации права на управление транспортным средством поставлены в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортным средством, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных полномочий.
Из материалов дела следует, что А, 13 февраля 1982 года рождения, 30 ноября 2010 года выдано водительское удостоверение № 17УН716801 на право управления транспортными средствами категорий «В, С» сроком действия 30 ноября 2020 года ( л.д.30).
Из выписки из истории болезни № 51/256 от 25 сентября 2017 года А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдал в прошлом и страдает в настоящее время хроническим психическим расстройством в виде «Шизоидное расстройство личности» (шифр F60.3 по МКБ-10) и иным наркологическим расстройством в виде: «Пагубного употребления алкоголя» (шифр F10.1 по МКБ-10) (л.д.17-22).
Из заключения «Республиканской психиатрической больницы» Республики Тыва ВК №231 от ДД.ММ.ГГГГ видно, что А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает «Шизоидное расстройство личности, F60.11», состоит на учете у врача психиатра с 2015 года. Согласно Постановлению РФ от 29 декабря 2014 года №1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством», раздел 1. Психическое расстройства и расстройства поведения, п.5 По МКБ-10 шифр F60- F69 входят в перечень противопоказаний к управлению транспортным средством (л.д.28).
Таким образом, требования прокурора к А о прекращении действия права на управление транспортными средствами нашли в судебном заседании свое подтверждение, что ответчик страдает «Шизоидное расстройство личности, F60.11», состоит на учете у врача психиатра с 2015 года, в соответствии с положениями Постановления РФ от 29 декабря 2014 года №1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством», психическое расстройство и расстройства поведения, п.5 По МКБ-10 шифр F60- F69 входят в перечень противопоказаний к управлению транспортным средством.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что требования прокурора района в интересах неопределенного круга лиц к А о прекращении действия права на управление транспортными средствами обоснованы и подлежат удовлетворению.
Решение суда является основанием для внесения в автоматизированную базу данных МРОЭ ГИБДД МВД по Республике Тыва сведений о прекращении действия права на управление транспортными средствами А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании водительского удостоверения № <адрес> от 30 ноября 2010 года категорий «В, С».
Поскольку истец в силу ст.333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, то согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Размер подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины в соответствии со ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации определен в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора Дзун-Хемчикского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к А о прекращении действия права на управление транспортными средствами удовлетворить.
Прекратить действие права А, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, на управления транспортными средствами.
Копию решения суда после вступления в законную силу направить в МРОЭ ГИБДД МВД по Республике Тыва для изъятия водительского удостоверения №<адрес> выданного 30 ноября 2010 года на имя А
Решение суда является основанием для внесения в автоматизированную базу данных МРОЭ ГИБДД МВД по <адрес> сведений о прекращении действия права на управление транспортными средствами А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании водительского удостоверения №<адрес> от 30 ноября 2010 года категорий «В, С».
Взыскать с А государственную пошлину в доход бюджета муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Бирилей Ч.Б.