76RS0022-01-2021-001472-69
Дело № 2а-1530/2021
Изг.02.11.2021 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль |
08 октября 2021 года |
Заволжский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Ратехиной В.А.
при секретаре Сизоненко Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле административное дело по административному исковому заявлению Кирейкиной Галины Васильевны к мэрии г. Ярославля, комитету по управлению муниципальными имуществом мэрии г. Ярославля об оспаривании приказа председателя комитета по управлению муниципальными имуществом мэрии г. Ярославля от 05.02.2021 № 319,
у с т а н о в и л:
Кирейкина Г.В. в лице представителя Самойленко С.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к КУМИ мэрии г. Ярославля, с учетом уточнения требований (протокольно) просила признать незаконным отказ в заключении соглашения о перераспределении земель, оформленный приказом от 05.02.2021 № 319, возложить на КУМИ мэрии города Ярославля обязанность повторно рассмотреть заявление о перераспределении земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, разрешенное использование: для целей садоводства и огородничества, принадлежащего Кирейкиной Г.В.
Административные исковые требования мотивированы тем, что Кирейкина Г.В. обратилась в КУМИ мэрии города Ярославля с заявлением о перераспределении земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, разрешенное использование: для целей садоводства и огородничества, принадлежащего истцу.
Приказом председателя комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля от 05.02.2021 № 319 в перераспределении истцу было отказано. Основаниями для отказа являлись следующие обстоятельства:
- образуемый путем перераспределения земельный участок частично накладывается на земельный участок для эксплуатации автомобильной дороги, находящейся в собственности города Ярославля, с кадастровым номером №, расположенный по <адрес> (<адрес>), являющийся землями общего пользования. В соответствии с п. 12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования не подлежат приватизации.
- в соответствии с Картой планируемого размещения объектов местного значения «Автомобильные дороги местного значения» в составе Генерального плана города Ярославля, утвержденного Решением муниципалитета города Ярославля от 06.04.2006 № 226, образуемый путем перераспределения земельный участок частично расположен в границах улицы местного значения - улицы Новое Долматово (нормативная ширина улицы местного значения должна приниматься 15-30 метров в соответствии с требованиями п.11.5 Свода правил 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*).
Административный истец считает, что решение об отказе в перераспределении земельных участков нарушает ее права в приобретении земельного участка и подлежит отмене. По мнению административного истца, оснований для отказа в перераспределении земельных участков, указанных в п. 7 ст. 39.27 ЗК РФ, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, не имелось. Административным ответчиком не учтено, что в перераспределении участвует лишь 32 кв.м. из 6967 кв. м. земельного участка автомобильной дороги. Кроме того, согласно п. 11.7 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89» проектирование парковых дорог, проездов, велосипедных дорожек следует осуществлять в соответствии с характеристиками, приведенными в таблицах 11.5 и 11.6. Таблицы, ссылки на которые указаны в п. 11.7, не содержат размера минимальной ширины улицы местного значения.
Протокольным определением к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена мэрия г. Ярославля, в качестве заинтересованных лиц - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области, Управление Росреестра по Ярославской области.
В судебном заседании представитель административного истца (по доверенности) Самойленко С.А. административные исковые требования поддержал, дал пояснения согласно заявленному.
Административные ответчики, заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В ранее предоставленном отзыве КУМИ мэрии г. Ярославля просил в удовлетворении административного иска отказать (л.д. 38-40), ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области оставило решение на усмотрение суда (л.д.59-60).
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Кирейкина Г.В. обратилась в КУМИ мэрии г. Ярославля с заявлением о перераспределении земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, разрешенное использование: для целей садоводства и огородничества, принадлежащего истцу (л.д.19). К заявлению Кирейкиной Г.В. приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно схеме общая площадь земельного участка после перераспределения должна составить 568 кв.м. (л.д. 20).
Приказом председателя КУМИ мэрии г. Ярославля от 05.02.2021 № 319 (л.д.18) Кирейкиной Г.В. отказано в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером № площадью 536 кв.м. из земель населенных пунктов в районе <адрес>, для целей садоводства и огородничества, на основании подп 11 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ в связи с тем, что имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные подп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ – нарушены предусмотренные п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ требования к образуемым земельным участкам.
Образуемый путем перераспределения земельный участок частично накладывается на земельный участок для эксплуатации автомобильной дороги, находящийся в собственности города Ярославля, с кадастровым номером №, расположенный по <адрес> являющийся землями общего пользования. В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования не подлежат приватизации.
Кроме того, в соответствии с Картой планируемого размещения объектов местного значения «Автомобильные дороги местного значения» в составе Генерального плана города Ярославля, утвержденного Решением муниципалитета города Ярославля от 06.04.2006 № 226, образуемый путем перераспределения земельный участок частично расположен в границах улицы местного значения - улицы Новое Долматово (нормативная ширина улицы местного значения должна приниматься 15-30 метров в соответствии с требованиями п. 11.5 Свода правил 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Указанная совокупность условий в настоящем деле отсутствует.
Согласно ст. 11 ЗК РФ распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и расположенных на территории городского округа, осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 2.2 Положения о КУМИ мэрии города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от 07.06.2006 N 262 в задачи КУМИ мэрии г. Ярославля входит управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется органами городского самоуправления; изъятие земельных участков в границах города для муниципальных нужд.
Согласно п. п. 1, 3 ст. 11.7 ЗК РФ при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
Согласно п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи, уполномоченный орган принимает в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков.
В соответствии с п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подп. 11).
Подп. 3 п. 16 ст. 11.10. ЗК РФ установлено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в частности, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Согласно п.6, 7 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
П. 12 ст. 85 ЗК РФ и п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
В соответствии с п. 12 ст. 1 ГрК РФ территориями общего пользования являются территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них и использования их.
В соответствии с Картой планируемого размещения объектов местного значения «Автомобильные дороги местного значения» в составе Генерального плана города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 06.04.2006 № 226, образуемый путем перераспределения земельный участок частично расположен в границах улицы местного значения - улицы Новое Долматово. В соответствии с п. 11.5 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» Актуализированная редакция СНиП 2.07.01.89* ширина улиц и дорог местного значения составляет 15-30 м.
Поскольку границы образуемого земельного участка пересекают земли общего пользования, то такой земельный участок не подлежит предоставлению в собственность граждан в силу прямого запрета, установленного законодателем. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории разработана с нарушением п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, образование земельного участка приводит к препятствующим рациональному использованию земель недостаткам.
Из выписки из ЕГРН следует, что Кирейкина Г.В. является собственником земельного участка площадью 536 кв.м. с кадастровым номером №, дата постановки земельного участка на учет - 25.06.2009, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно объяснениям представителя истца, схеме расположения земельного участка (л.д. 21), на земельном участке с кадастровым номером № Кирейкиной Г.В. заложен фундамент для жилого дома, иных объектов недвижимого имущества не имеется; одна сторона фундамента проходит по смежной границе земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка автомобильной дороги; запрашиваемая площадь земельного участка 32 кв.м. необходима истцу для обслуживания возводимого жилого дома.
Иных доказательств наличия на земельном участке фундамента, а также доказательств нарушения прав административного истца, в материалы дела не предоставлено.
Сведений о приобретении Кирейкиной Г.В. земельного участка в испрашиваемых границах и площадью в материалах дела не имеется. Сама по себе необходимость в использовании земельного участка площадью 32 кв.м. не является безусловным основанием для заключения соглашения о перераспределении земельных участков, в силу положений п. 1 ст. 39.28, п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ не предоставляет истцу преимуществ в оформлении прав на данный участок путем перераспределения участков. Суд считает, что требования истца направлены на узаконение возводимого на земельном участке строения в обход установленной законом процедуры.
По смыслу статьей 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) нормативному правовому акту и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов.
При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено. При этом условием для удовлетворения требований является факт нарушения прав заявителя, которое требует его пресечения и восстановления на момент рассмотрения дела.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ председателя КУМИ мэрии г. Ярославля принят в пределах полномочий должностного лица, в рамках установленной процедуры, нормы материального права соблюдены, прав и законных интересов административного истца приказ не нарушает. Оснований для признания незаконным обжалуемого приказа не имеется.
На основании изложенного суд считает, что применительно к установленным обстоятельствам оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административных исковых требований Кирейкиной Галины Васильевны отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Заволжский районный суд города Ярославля.
Судья В.А. Ратехина