Судья: Кобзарева О.А. |
дело № 33-19063/2022 УИД 50RS0001-01-2021-008006-78 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гулиной Е.М.
судей Гирсовой Н.В., Шишкиной В.А.,
при помощнике судьи Луговом И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 июня 2022 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Балашихинского городского суда Московской области от 15 декабря 2021 года по гражданскому делу № 2-8471/2021 по иску Ларина П. Н. к Министерству социального развития Московской области о возмещении расходов по оплате за жилое помещение
заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,
УСТАНОВИЛА:
Ларин П.Н. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о назначении компенсации расходов по оплате жилого помещения, возмещении расходов по оплате за жилое помещение по месту фактического проживания по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>.
В обоснование требований указал, что он является военнослужащим войсковой части 3472. 01.07.2010 получил удостоверение ветерана боевых действий. Ларин П.Н. зарегистрирован по месту прохождения службы по адресу воинской части: <данные изъяты>, <данные изъяты>. <данные изъяты> на основании договора найма специализированного жилого помещения <данные изъяты> истцу и членам его семьи представлено жилое помещение по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>. <данные изъяты> Ларин П.Н. обратился с заявлением в Балашихинское управление социальной защиты населения о назначении компенсации расходов по оплате жилого помещения в размере 50%. 27.01.2020 со стороны Балашихинского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области ему отказано в назначении указанной льготы по причине отсутствия у него постоянной регистрации по адресу фактического проживания. По мнению истца, данный отказ является нарушением требований Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Истец в судебном заседании требования поддержал.
Представитель ответчика иск не признала.
Третье лицо Ларина Е.С. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 15 декабря 2021 года иск Ларина П.Н. удовлетворен частично, на ответчика возложена обязанность предоставить Ларину П.Н. меру социальной поддержки, предусмотренную п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, с 01 декабря 2019 года. В удовлетворении исковых требований о предоставлении мер социальной поддержки с 23.08.2019 отказано.
В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, в том числе платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных услуг, а также оплаты и доставки топлива в денежной форме определяются Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирномдоме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 19.12.2017 г. N 1082/46.
В силу п. 3 Порядка компенсация назначается территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития Московской области (далее - территориальное подразделение Министерства) по месту жительства получателя в размерах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ларин П.Н. является военнослужащим войсковой части 3472.
<данные изъяты> Ларин П.Н. получил удостоверение ветерана боевых действий (серия ВВ <данные изъяты>).
С <данные изъяты> Ларин П.Н. зарегистрирован по месту прохождения службы по адресу воинской части: <данные изъяты>, <данные изъяты>
<данные изъяты> на основании договора найма специализированного жилого помещения <данные изъяты> Ларину П.Н. и членам его семьи представлено жилое помещение по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>
<данные изъяты> Ларин П.Н. обратился с заявлением в Балашихинское управление социальной защиты населения о назначении компенсации расходов по оплате жилого помещения в размере 50% со следующими документами:
- паспорт гражданина Российской Федерации,
- удостоверение ветерана боевых действий,
- выписка из домовой книги,
- квитанция об оплате жилого помещения по месту временного пребывания.
27.01.2020 со стороны Балашихинского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области ему отказано в назначении указанной льготы по причине отсутствия у него постоянной регистрации по адресу фактического проживания.
В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Согласно ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" предусмотрено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Статьей 2 названного Закона установлено, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
На основании анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Платежными документами подтверждается, что истец постоянно проживает по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, оплачивает коммунальные платежи в занимаемом им жилом помещении.
С учетом вышеизложенного, суд пришел к правильному выводу о наличии у истца, как ветерана боевых действий, права на получение в Московской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения.
То обстоятельство, что у истца отсутствует постоянная регистрация по адресу фактического проживания, не может служить основанием для ограничения его права на получение указанной меры социальной поддержки.
Предоставление компенсации подлежит выплате с 01 декабря 2019 года, поскольку это носит заявительный характер по п.19 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения от 19.12.2017 № 1082/46.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается.
Довод ответчика о том, что аналогичная мера социальной поддержки (компенсация оплаты жилого помещения) была назначена истцу до 31.01.2020 года по месту прежнего жительства ГКУ «Центром социальной защиты населения по Краснооктябрьскому району г. Волгограда» не может явиться причиной отмены решения, поскольку материалами дела подтверждается, что назначенная указанным органом социальной защиты мера социальной защиты взыскана с истца и фактически им возвращена в виде переплаты за период с августа 2019 года по январь 2020 года, что подтверждается платежными поручениями.
Иные доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Балашихинского городского суда Московской области от 15 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи